Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социального партнерства. Субъекты, принципы социального партнерства.






В соответствии со ст. 352 ТК социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных профсоюзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

Значение социального партнерства заключается в том, что оно:

а) в трудовом праве является методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;

б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК.

Принципы социального партнерства – это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социального – партнерских отношений. К основным принципам социального партнерства относятся:

1. равноправие сторон, проявляющееся как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их исполнением;

2. соблюдение норм трудового права: все стороны и их представители должны соблюдать не только ТК РБ, но и другие нормы трудового законодательства;

3. полномочность принятия обязательств, определяемая наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения;

4. добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т. е. одна сторона может и не принять на себя обязательство. Которое предлагает другая сторона;

5. учет реальных возможностей принятия реальных обязательств: сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить;

6. обязанность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

7. отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Сторонами социального партнерства являются работники и наниматели в лице их представителей. Его стороной может быть орган государственной власти или орган государственного управления. Если он является нанимателем.

Представительство интересов работников – это основанная на законодательстве, уставах, положениях и других учредительных актах деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию и защите их прав и интересов в отношениях с уполномоченными лицами, органами и организациями нанимателей и соответствующих государственных органов.

Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

На республиканском уровне интересы работников представляют республиканские объединения профсоюзов; на областном, городском, районном – соответствующие структуры республиканских объединений профсоюзов. Областные, городские, районные, объединенные территориальные комитеты, советы председателей профкомов, представительства, координационные советы.

Все они должны обладать представительностью.

Представителями интересов нанимателей выступают: руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих учреждений.

Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей.

Третьей стороной социального партнерства является государство.

Государство призвано играть различные роли в социальном партнерстве:

Гаранта, контролера, арбитра, законодателя. Государство участвует в социально-партнерских отношениях: на переговорах и в консультациях целей выработки и проведения в жизнь социальной и экономической политики.

На основе ст.356, 359 ТК система социального партнерства включает четыре уровня:

· республиканский;

· отраслевой;

· местный (территориальный);

· уровень организации.

 

8.Коллективный договор, соглашение: сфера действия содержание, форма и сроки, на которые они заключаются, порядок регистрации.

Согласно ст.361 ТК коллективный договор – это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры заключаются в организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, в их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений), а также у предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Сформулированное в Трудовом кодексе положение о том, что коллективные договоры «могут заключаться», указывает на необязательный характер принятия этого акта. Иными словами, заключение коллективного договора является правом, а не обязанностью субъектов, перечисленных в ст. 361 ТК.

В соответствии со ст. 358 ТК соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Поэтому если сферой действия коллективного договора является отдельная организация либо ее структурное подразделение, то действие соглашений распространяется соответственно на республику, отрасль или определенный регион.

Соглашения и коллективные договора должны основываться на следующих принципах:

· социального партнерства;

· равноправия сторон;

· обязательности ведения коллективных переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением;

· учета реальных возможностей материального, производственного и финансового обеспечения принимаемых обязательств.

Коллективный договор по сравнению с соглашениями, местное соглашении – с тарифным, тарифное соглашение – с генеральным могут содержать более льготные трудовые и социально-экономические условия для работников. Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений. Коллективных договоров.

Коллективный договор, соглашение заключаются в письменной форме. В тексте коллективного договора, соглашения не должно быть исправлений и ошибок, искажающих их смысл.

В случае реорганизации организации либо изменения собственника коллективный договор продолжает действовать в течение всего срока, на который был заключен, за исключением случаев, когда стороны принимают иное решение.

В случае смены собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев.

Согласно ст.363 ТК сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

Сторонами соглашений могут быть:

· на республиканском уровне – республиканские объединения соответственно профсоюзов и нанимателей, а также Совет Министров Республики Беларусь;

· на отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

· на местном уровне – соответствующие профсоюзы и наниматели, а также местные органы исполнительной власти.

Профсоюзы не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями, заключения с ними соглашений.

Согласно ст.368 ТК обсуждение коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами в определенном ими порядке. Проект договора вначале рассматривается на уровне различных поправок и дополнений выносится на обсуждение общего собрания коллектива, где либо принимается, либо отклоняется.

Одобренный проект коллективного договора, соглашения подписывается уполномоченными представителями сторон. При этом должна быть подписана каждая страница коллективного договора, соглашения.

После подписания проект приобретает юридическую силу и становится обязательным к исполнению правовым актом.

В отличие от действовавшего ранее правила, содержащегося в Положении о порядке регистрации коллективных договоров, соглашений, которое предусматривало возможность регистрации заключенных коллективных договоров, соглашений, в настоящее время введена их обязательная регистрация. Коллективные договоры регистрируются в местных исполнительных или распорядительных органах по месту нахождения нанимателей. Генеральные, отраслевые и местные соглашения, содержащие обязательства по условиям труда, занятости, социальным гарантиям работникам определенных профессий, отраслей. территорий, регистрируются соответственно в республиканском органе государственного управления по труду и в его местных органах, т.е. в Министерстве труда и социальной защиты республики Беларусь и в местных органах по труду Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь.

Для регистрации коллективного договора нанимателем в соответствующий орган представляются следующие документы: заявление в произвольной форме с просьбой о регистрации; подписанный коллективный договор; копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

Не позднее двух недель со времени поступления коллективного договора на регистрацию уполномоченным на это органом производится соответствующая запись в специальном журнале. На первой странице коллективного договора ставится штамп о регистрации.

Один экземпляр зарегистрированного коллективного договора остается в органе, осуществлявшем его регистрацию.

В случае непредставления необходимых документов либо представления ненадлежащее оформленных документов органы, осуществляющие регистрацию коллективных договоров, могут отказать в их регистрации. Отказ в регистрации коллективного договора может быть обжалован сторонами в вышестоящий орган, а в случае его отказа – в суд. В этом же порядке регистрируются и внесенные в коллективный договор изменения и дополнения к этим актам.

Коллективный договор, соглашение, зарегистрированные в установленном порядке, хранятся в течение 5 лет после истечения срока их действия.

Содержание договора должно быть известно всем работникам, в том числе и вновь принятым на работу. Срок действия коллективного договора определяется сторонами, однако в соответствии с законодательством не может длиться менее одного года и превышать трехлетний период.

Содержание коллективного договора обусловлено нормами и обязательствами, которые в него включены. Статья 364 ТК указывает, что содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями в пределах их компетенции, а также законодательными актами в предусмотренных ими случаях. В них также определяется примерный перечень положений, которые может содержать коллективный договор.

Практически все вопросы деятельности организации могут быть предметом регламентации коллективным договором.

По своему характеру и правовой природе условия коллективных договоров делятся на два основных вида: нормативные и обязательственные. Нормативные положения коллективных договоров состоят из отдельных норм централизованного законодательства и локальных норм, разработанных сторонами с учетом местных возможностей в пределах предоставленных им прав. Первая группа нормативных положений имеет не только регулятивное, но и важное информационное значение, ибо знакомит работников с установленными законодательством важнейшими условиями труда, дополнительными трудовыми льготами и т. д.

Вторая группа нормативных положений – локальные нормы, устанавливаемые по таким вопросам, которые либо совсем не урегулированы правом в централизованном порядке, либо урегулированы нормами, допускающими дальнейшую конкретизацию предусмотренных в них положений применительно к условиям данного производства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.