Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально не одобряемые стратегии






Для того чтобы снять напряжение и расслабиться, де­ти способны использовать и социально не одобряемые стратегии, такие как: «кусаю ногти», «ломаю суставы пальцев», «дразню кого-нибудь», «воплю и кричу», «схо­жу с ума», «бью, ломаю и швыряю». Эффект от их при­менения, по-видимому, наступает за счет замещающей активации экспрессивного поведения и эмоциональной разрядки. Например, в число стратегий со средней ме­рой эффективности попала такая, на первый взгляд, не­популярная и самая редкая по использованию, как «ку­саю ногти». С чем это может быть связано?

Известно, что в структуре обычного поведения ре­бенка весьма распространены такие элементарные сте­реотипные поведенческие акты, направленные на собст­венное тело, как сосание пальца, раскачивание, обкусывание ногтей, выдергивание волос и т. п. [118]. По данным разных авторов, от 6 до 83% детей имеют эти привычки, отражающие естественные фазы психофизи­ческого и, в частности, сексуального развития. Сущест­вуют и варианты обкусывания ногтей: привычка грызть карандаши, ручки, другие твердые предметы, кусать соб­ственные волосы или скрипеть зубами. Если такое пове­дение не выходит за рамки адаптационных проявлений, то их принято рассматривать как выражение защитных механизмов, обеспечивающих успокоение и облегчаю­щих засыпание. Дети неохотно говорили о том, что они «кусают ногти». Понятно, что младшему школьнику стыд­но признаться в том, что он это делает. Как заметила в этой связи одна девочка: «Стараюсь отвыкнуть от этой привычки, потому что кусать ногти некультурно». Толь­ко вычисление меры эффективности позволило показать защитное значение этой стратегии совладания для ре­бенка. Перечисляя ситуации, в которых хочется грызть ногти, дети назвали следующие: «Смотрела страшный фильм и от страха грызла ногти», «Когда внимательно слушаю», «Когда папа улетал на Сахалин, боялась, что папа разобьется».

Рассказ Оли М., 8лет, ученицы 2 класса: «Я сидела, делала задачу, я не понимала задачу, и я кусала ногти. Наверное, от напряжения».

Психолог: «А когда ты еще кусаешь ногти?»Оля М.: «Когда я была маленькая, мне было страшно, и я кусала ногти. Когда меня ругают. Когда меня отруга­ли и поставили в угол».— «А что ты там чувствуешь, о чем думаешь в углу?»«Я ничего не чувствую, но мне стыдно, что меня отругали за то, что грызла ногти и наврала. Но я обо всем забываю, потому что ногти волшебные. У них волшебство, потому что от них успо­коиться можно».

Стратегия «схожу с ума» тоже вошла в число среднеэффективных. По сути, больше всего ее содержание отражает состояние ребенка во время аффекта. Аффект возникает в связи с резким изменением важных для че­ловека жизненных обстоятельств и сопровождается вы­раженными психическими, двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Ребе­нок плачет, царапается, кусается, падает на пол, начина­ет задыхаться или заходится в крике. Типичным для де­тей является аффект неадекватности — острое эмоцио­нальное переживание, возникающее в тех случаях, когда притязания детей, обусловленные их привычной само­оценкой, терпят неудачу. Это — своеобразная защитная реакция, помогающая ребенку оградить себя от нежелательных воздействий действительности и как-то сохра­нить удовлетворяющее отношение к себе. Как правило, ребенок не отдает себе полностью отчета в том, что он совершает, находясь в состоянии аффекта, а затем час­тично или полностью забывает эти события. Именно по­этому такое поведение помогает ему частично или пол­ностью избавиться от неприятных переживаний.

Другие копинг-стратегии, использование которых не одобряется обществом, попали в число малоэффектив­ных. К ним относится стратегия «плачу и грущу». Детям часто внушают, что «плакать стыдно», «слезами горю не поможешь», «надо не плакать, а дело делать», «плачут только маленькие». Аналогичная ситуация и с аффектив­ным отреагированием: «бью, ломаю, швыряю, «воплю, кричу», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь». Дети понимают, что это вроде бы и помогает им в отдельных случаях разрядиться, однако, если так вести себя постоян­но, люди скажут, что ты невоспитанный, неуравновешен­ный или вовсе психически нездоров. Подобные способы поведения могут простить маленькому ребенку. У млад­шего школьника их проявление, конечно, не поощряет­ся, да и он сам уже способен осознать их неприятные последствия.

В общем, люди разного возраста — не только взрос­лые, но и дети — знают о существовании самых разных способов, которые могут помочь им справиться с трево­гой, волнением, раздражением и напряжением. Кто-то «переминается на месте и трет руку об руку». Кто-то луч­ше всего успокаивается, когда идет дождь, и поэтому он смотрит в окно на мокрые деревья. Кому-то надо запе­реться в ванной или туалете, либо просто посидеть, по­лежать, поругать себя, а лучше поиграть.

Рассказы детей заставляют задуматься о многом. На­пример, о том, что кот и собака не только выступают как замещение теплой мамы, но нередко могут быть да­же предпочтительнее — потому что не ругаются. Или о том, как важно родителям и воспитателям знать люби­мых героев своих детей. Или о необходимости воспита­ния нравственных критериев и религиозности. Бог ведь все видит!

Мы акцентировали внимание на том, какие копинг-стратегии предпочитают использовать дети, и поговорили о том, какие из них им больше всего помогают. Еще раз повторим эти стратегии: «сплю»; «рисую, пишу, чи­таю»; «прошу прощения или говорю правду»; «обнимаю, прижимаю, глажу»; «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипе­де»; «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»; «гу­ляю вокруг дома или по улице»; «смотрю телевизор, слу­шаю музыку»; «играю во что-нибудь»; «остаюсь сам по себе, один»; «мечтаю, представляю себе что-нибудь»; «молюсь». Их перечень взрослые должны знать, как таб­лицу умножения, и постараться использовать их именно в этой последовательности. Например: «Давай поспим, а то, что произошло, обсудим завтра». Или: «Пойди побе­гай, поиграй, а потом поешь, приляг и расслабься».

То, какую стратегию изберет конкретный ребенок, за­висит от его возраста, пола, особенностей личности, уровня интеллектуального развития и культурных особен­ностей. Рассмотрим, как проявляются такие различия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.