Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кошшг-стратегии у детей с различными свойствами личности






Рассмотрим теперь, как соотносятся копинг-страте-гии с личностными свойствами детей, определяемыми по вопроснику Р. Кеттелла (приложение III). Эти связи были установлены с помощью процедуры корреляцион­ного анализа. Вначале обратимся к тем свойствам лич­ности, отклонения которых являются отличительными признаками исследованных нами младших школьников. Это — напряженность, легкая возбудимость, низкий са­моконтроль, тревожность и чувствительность.

Дети напряженные, возбудимые, с низкими самокон­тролем склонны использовать стратегии: «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю». Послед­няя стратегия помогает им эффективно разрядить внут­реннее напряжение. Кроме того, для напряженных и возбудимых ребят характерна стратегия «плачу и грущу», а для возбудимых — стратегии «борюсь, дерусь», «кусаю ногти», «говорю сам с собой». Чем обусловлен такой вы­бор? Напряженных учащихся отличает избыток внутрен­них побуждений, которые часто не находят практиче­ской разрядки в общественно-полезной деятельности. Будучи неспособными в определенный момент сдержать внутреннее раздражение, они вынужденно выплескива­ют его вовне. И только после этого испытывают облег­чение. У возбудимых ребят процессы возбуждения пре­обладают над процессами торможения. Они чрезмерно активны, сверхреактивны даже на слабые провоцирую­щие стимулы, двигательно расторможенны. Поэтому им проще всего расслабиться путем активации экспрессив­ного поведения. Слабость тормозного процесса и нераз­витость процессов произвольной регуляции (низкий са­моконтроль) усугубляют такие особенности защитного поведения, которые не всегда приемлемы с точки зре­ния общества.

Отметим, что стратегии аффективного отреагирования были также характерны для школьников, склонных к риску («схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю», «воплю, кричу», «говорю сам с собой»), недобросовестных («бью, ломаю, швыряю», «плачу, грущу», «говорю сам с собой», «воплю, кричу», «кусаю ногти»), с низким уровнем интел­лекта («дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь»). Детей недобросовестных и склонных к риску объединяет диада стратегий: «бью, ломаю, швыряю» — «воплю, кричу». Они безответственны, легко пренебрегают своими обя­занностями, беспечны, и поэтому легко вступают в оп­позиционные отношения с социальными нормами и тре­бованиями, используя для защиты реакции активного протеста. Склонность прибегать в качестве защиты к физической и вербальной агрессии, характерная для детей с низким уровнем интеллекта (диада стратегий: «борюсь, дерусь» — «дразню кого-нибудь»), по-видимо­му, может являться следствием замедленного темпа усвоения социальных нормативов и результатом низкой самооценки.

Интересно, что стратегия «бью, ломаю и швыряю» характеризует также доминантных ребят и помогает при низкой чувствительности. Рассказ ученицы 5 класса Ани 3. позволяет проследить особенности поведения девочки с перечисленными личностными свойствами. При иссле­довании с помощью вопросника Р. Кеттелла у девочки выявлены: возбудимость (D=10), доминантность (Е=9), склонность к риску (F=9), недобросовестность (G=l), реалистичность (1=1), низкий самоконтроль (Q3=2), на­пряженность (Q4=8).

Рассказ Ани 3. на тему «За что меня уважают и за чтоне уважают»: «За что меня уважают: послуш­ная, редко получаю двойки, болею мало, делаю зарядку, помогаю маме, папе, сестре, бабушке, дедушке, не хожу растеряхой и не теряю, аккуратно одеваюсь, не преда­тельница. Не уважают: задира большая, обожаю ла­зить по деревьям, обожаю драться, выбиваю стекла, отрываю веревки с бельем, купаюсь в майке, разжигаю костры в тайне, иногда ругаюсь, дерусь ногами».

Таким образом, в структуре личности можно выде­лить не одно, а сразу несколько отклонений личностных свойств, которые побуждают детей снимать внутреннее напряжение через усиление экспрессивного поведения (внешнего выражения эмоций). К ним мы относим на­пряженность, возбудимость, низкий самоконтроль, склон­ность к риску, недобросовестность, низкий уровень ин­теллекта, доминантность. Для детей с такими особенно­стями в трудньи жизненных ситуациях типичны реакции активного протеста: взрывные реакции со вспышками гнева, плача, крика, разрушительными действиями и агрессией, возбуждение с аффективным сужением созна­ния, злонамеренные поступки, прямо или косвенно на­носящие вред обидчику. При этом агрессия может быть направлена не только вовне, но также и на самого себя. Любопытно, что в этот перечень вошла стратегия «гово­рю сам с собой», которую можно рассматривать как ва­риант стабилизации внутреннего состояния через такое внешнее действие, как проговаривание.

Однако любой фактор, измеряемый посредством во­просника Р. Кеттелла, — это биполярная шкала, где каж­дый индивид может быть представлен условной точкой. Это означает, что все перечисленные личностные свой­ства имеют свои противоположные проявления (напря­женность — расслабленность, возбудимость — сдержан­ность и т. д.). Как связаны эти, полярные по отношению к уже рассмотренным, отклонения свойств личности с защитным поведением ребенка?

Оказалось, что расслабленные, сдержанные и добросо­вестные младшие школьники, испытывая напряжение и беспокойство, склонны не возбуждаться, а, напротив, еще больше расслабляться, используя стратегию «стара­юсь расслабиться, оставаться спокойным». Всем этим ре­бятам, а также школьникам с высоким самоконтролем, та­кая стратегия помогает особенно хорошо. Кроме того, они умеют справляться с внутренним дискомфортом по­средством ухода в детскую работу, т. е. используя разно­образные замещающие занятия (стратегии «рисую, пишу, читаю», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «играю во что-нибудь», «мечтаю, представляю»).

Можно предположить, что, выстраивая защитное по­ведение, каждый ребенок опирается на характерные для него отклонения (заострения) личностных свойств. Воз­будимый еще больше возбуждается, сдержанный и рас­слабленный, напротив, еще больше расслабляется. Млад­ший школьник с плохим самоконтролем вовсе перестает контролировать себя, а добросовестный включается в те занятия, которые одобряются обществом. По-видимому, заострения личностных свойств можно рассматривать, как своеобразные «психологические орудия» защиты у де­тей. Для проверки этой гипотезы рассмотрим особенно­сти защитного поведения у тревожных и чувствительных младших школьников. Напомним, что эти свойства тоже являются отличительными характеристиками исследо­ванной нами выборки детей.

Для тревожных ребят характерны четыре стратегии совладания со стрессом: «плачу, грушу», «молюсь», «гово­рю сам с собой», «ем или пью». Последняя из них позво­ляет преодолеть напряжение и беспокойство. Высокая тревожность выражается в постоянной озабоченности, мрачных опасениях и пониженном настроении. Такие де­ти легко расстраиваются, и поэтому часто плачут и гру­стят. Когда они чувствуют себя одинокими, то обычно сидят без дела и вынужденно «говорят сами с собой». Можно думать, что типичная для тревожных детей хро­нически подавленная и неосознаваемая потребность в защите от страха (реализация потребности в опеке со стороны более сильного лица), с одной стороны, прово­цирует их использовать копинг-стратегию «молюсь», а с другой — находит свое конкретное выражение в по­стоянном желании быть накормленным. По мнению ря­да исследователей, такое пищевое поведение можно трактовать как неосознаваемую попытку воссоздать за­щитную связь с матерью — гарантом сохранения собст­венного «Я» у тревожного ребенка [41]. Напротив, дети спокойные (с низкой тревожностью) в трудной для себя ситуации не испытывают потребности в поддержке со стороны и, наверное, поэтому используют стратегию совладания «остаюсь сам по себе, один».

Чувствительные дети тоже прибегают к стратегии «мо­люсь». Они подвержены влияниям среды, доверчивы, подчиняемы, в связи с чем нуждаются в поддержке со стороны более сильного лица. Интересно, что другие ти­пичные для чувствительных школьников особенности копинг-поведения были характерны также для послушных и осторожных ребят. Это — уход в замещающие занятия («рисую, пишу, читаю», «играю во что-нибудь») и по­требность просить прощения, говорить правду.

В основе стратегии «прошу прощения, говорю правду» (детского варианта взрослой защиты «исповедь») лежит очищение души посредством признания «греха». Для мягкого, сентиментального и зависимого чувствительно­го ребенка крайне важно не только признать свой реаль­ный или воображаемый «грех», но также непременно по­лучать его отпущение со стороны значимого человека. Без этого его душевный мир будет пребывать в смяте­нии, его будут переполнять страх, страдание и чувство вины. Послушный ребенок тоже зависит от других детей и взрослых, ждет от них поддержки. Недаром стратегия «обнимаю, прижимаю, глажу» — одна из самых эффек­тивных для такого ребенка. Чтобы чувствовать себя в безопасности, он вынужден демонстрировать предан­ность окружающим. «Уступать» (просить прощения) и тем самым сохранять к себе положительное отношение со стороны более сильных людей — для него естествен­но. Интересно, что для обеих групп детей характерна стратегия «кусаю ногти» — аффективный тип реакции с агрессией, направленной на самого себя.

Стратегию «прошу прощения, говорю правду» пред­почитают использовать и осторожные ребята. Они рассу­дительны, серьезны и благоразумны. С их точки зрения, этот способ поведения, по-видимому, является одним из тех, которые позволяют наиболее рационально решить возникающие проблемы. Следует отметить, что чувстви­тельным, послушным и осторожным школьникам стра­тегия «прощу прощения, говорю правду» действительно помогает эффективно избавиться от внутреннего напря­жения и беспокойства (чего нельзя сказать о стратегии «молюсь»).

Кроме того, прощения просят дети с низким уровнем интеллекта. Отметим, что по данным составителей адап­тированного варианта детского вопросника Р. Кеттел-ла, Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой, такие школьники чаще представлены в младшей возрастной группе, т. е. среди детей 8—9 лет [1]. В своем рассказе «Мне стыдно» восьмилетний первоклассник Толя С. описывает ситуацию, в которой он вынужден просить прощения, чтобы снизить чувство тяжести и вины за проступок. По результатам психодиагностики, Толя С.— чувствительный (1=8), послушный (Е=3) и осторожный (F=4) мальчик с низким уровнем интеллекта (В=2).

Рассказ Толи С.: «Это было ужасно, это было со мной. Я с друзьями гулял. Вдруг мальчик: " Можно с ва­ми погулять? ". Я разрешил. И он нас подводит. Я его ударил по щеке. Мне стало неловко, я покраснел и убе­жал. Я домой, к маме — смотреть телевизор».

Психолог: «Из-за чего тебе было стыдно?» — Толя С.: «Я же ударил маленького человека. Ему 4 года, а мне 7. Покраснел, хотелось себя ударить по щеке».— «Ты этот случай вспоминаешь?»«Яэто вспоминаю, ко­гда кого-нибудь бью маленького. Когда они меня рассерживают. Я выхожу гулять, а они меня обзывают: ба­ран, идиот».— «А зачем им тебя обзывать?» — «Это их правила».— «Что ты чувствовал, когда мне про этого мальчика рассказывал?»«Мне сейчас былокак буд­то я сейчас ударил и убежал, спрятался в школе. У него был большой шрам. Я у него попросил прощения. Он из­винил. Его зовут Саша, он на первом этаже живет, там же, где мы».

Подчиненный, зависимый даже от маленьких детей ребенок ввязывается в конфликт, ведет себя неподобаю­щим образом и сам пугается своего поведения. В резуль­тате он испытывает чувство вины, ищет защиты у мамы *. и, только проявив благоразумие и попросив прощения, частично свою вину искупает. Даже после этого отрица­тельные эмоции сохраняются у него в памяти и сопрово­ждают воспоминание о травмирующем событии («это бы­ло ужасно, это было со мной»).

Из других связей между отклонениями личностных свойств и копинг-стратегиями отметим следующую. От­крытым школьникам снять напряжение и избавиться от беспокойства помогают два способа: они стараются за­быть неприятность и расслабиться, оставаться спокой­ными. По-видимому, это обусловлено экстравертирован-ностью детей. Экстраверсия — интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент времени (экстраверсия), или от его собственных образов, мыслей и переживаний, связанных с прошлым и буду­щим (интроверсия). В первом случае ребенок не придает большого значения своим внутренним чувствам и сомне­ниям. То, что происходит во внешнем мире, его интере­сует значительно больше, постоянно манит к себе. Он легко может переключиться на новую деятельность, по­этому быстро освобождает нервную систему от предыду­щей эмоции, забывает о ней и успокаивается.

Рассказ Ильи Д., ученика 2 класса, на тему «Ста­раюсь расслабиться и оставаться спокойным»: «Дело было так. Мы с братом поспорили из-за игрушки ком­пьютера. Из-за этого я наполнился злобой. На брата. И сердце смутилось. Потому что поспорили».

Психолог: «И что же ты делаешь, чтобы в такой ситуации расслабиться и оставаться спокойным?» — Илья Д.: «Играю дальше в компьютер! И обо всем забы­ваю».

Напротив, замкнутый (интровертированный) ребенок долго фиксирует внимание и на сущности неприятной ситуации, и на тех отрицательных эмоциях, которые она порождает. Несмотря на характерные для его защитного репертуара стратегии совладания («плачу, грущу», «смот­рю телевизор, слушаю музыку», «бегаю или хожу пеш­ком»), он очень долго не может забыть о своих пробле­мах, и поэтому ему не приносит настоящего облегчения ни одна из используемых копинг-стратегий.

Таким образом, в своем защитном поведении дети опираются на те свойства личности, которые для них наиболее характерны. При этом одни личностные каче­ства базируются на врожденных свойствах темперамента (реактивности, чувствительности, активности, экстраверсии — интроверсии, эмоциональной возбудимости). Дру­гие — социально обусловлены, сформированы в резуль­тате воспитания и обучения ребенка. Независимо от сво­его происхождения, эти характерные для конкретного ребенка заострения свойств личности являются тем свое­образным «психологическим орудием», которые он ис­пользует для своей защиты. Возбудимый — еще больше возбуждается, расслабленный, напротив, еще больше рас­слабляется. Послушный просит прощения, добросовест­ный включается в социально-полезную деятельность, а открытый еще больше открывается миру. Обуславливая дезадаптацию в определенных жизненных ситуациях, эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств у детей в то же время служат важным инструмен­том для снятия у ребенка чувства напряжения и беспо­койства, к которому дети прибегают сначала неосознан­но, а затем более или менее осознанно. По нашему мне­нию, такую связь между заострениями свойств личности и предпочитаемыми стратегиями защитного поведения можно проследить и у взрослых людей, хотя, безусловно, их защитный репертуар значительно шире.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.