Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тревожный тип






Кроме высокой тревожности детей этого типа отлича­ют чувствительность, социальная робость, послушание, хо­роший самоконтроль, добросовестность, осторожность и напряженность. В трудных для себя ситуациях тревожные школьники чаще других копинг-стратегии используют две: «обнимаю, прижимаю, глажу» и «рисую, пишу, читаю».

Повышенная впечатлительность, излишнее волнение, пониженное настроение и постоянное предчувствие уг­розы, опасности — главные особенности тревожных ре­бят. В отличие от гармоничных детей, они достоверно чаще плачут, грустят, просят прощения, говорят правду, думают о неприятном событии, остаются одни или говорят сами с собой. Это может быть следствием их социальной робости и эмоциональной неустойчивости. Чувствуя себя в общении не очень уверенно, они чаще чувствительных детей используют для снятия напряжения такую защит­ную стратегию, как «кусаю ногти», а отдыхают лучше всего с помощью стратегии «сплю», которая через сновидения помогает им разрядить страх, тревогу и беспокойство.

В качестве иллюстрации приведем рассказ Эльвиры У., 8 лет, с тревожным типом личности. Ее отличительные свойства: тревожность (О=8), социальная робость (Н=3), сдержанность (D=3), послушание (Е=3), чувствитель­ность (1=7).

Рассказ Эльвиры У. по рисунку «Мне стыдно»: «Ма­ма меня в угол поставила. Не помню почему. Помню, что стыдно».

Психолог: «И что ты там, стоя в углу, делаешь?» ~ Эльвира У.: «Плачу. Потно становится. Плохо. Мама побила. Больно, стыдно, несправедливо».«И что ты будешь дальше делать?» — «Хочется теперь сделать что-то хорошее».

За проступок мама наказала дочку: «побила и поста­вила в угол». Стратегии совладания, о которых девочка рассказала, это: 1) «плачу, грущу» (эмоциональное от-реагирование через слезы и жалость к себе), 2) «думаю об этом», «говорю сама с собой» (обдумывание, осмысление отношения к ситуации), 3) социально нормативное по­ведение — желание «сделать что-то хорошее». Для по­слушного ребенка это может означать — тихо играть, делать уроки, попросить прощения. Второй рассказ Эль­виры У. показывает, как ее тревога и детские страхи про­являются в сновидениях.

Рассказ Эльвиры У. «Сон. который меня взволно­вал»: «Мне приснилось, что я еду в школу одна. Я ехала на трамвае. Ко мне подошел дядя, схватил меня за ши­ворот и, когда дверь открылась, бросил мет на улицу. Потому что я на него смотрела».

Тревожность и социальная робость девочки выража­ются в том, что она даже боится поднять глаза на взрос­лых. Это означает, что взрослый мир такому ребенку все время, ежеминутно, предстает как одна большая опас­ность. Символически этот глобальный страх олицетворя­ет «дядя», который выбросил ее из трамвая только пото­му, что она осмелилась на него посмотреть. Конечно, чуть-чуть критиковать этот мир можно, но только внут­ри себя (мысль «несправедливо» из рассказа «Мне стыд­но»). А вообще-то — нужно подчиняться. И очень хоро­шо себя вести — тихо делать уроки и ежеминутно про­сить прощения. А то еще «на улицу бросят»...

Отметим, что, по сравнению с другими детьми, тре­вожные ребята эффективно используют замещающую активность (стратегии «рисую, пишу, читаю», «играю», «мечтаю, представляю»). Таким образом, они способны снизить уровень своей тревоги через конкретные физи­ческие или умственные действия, которые легко могут организовать взрослые, окружающие таких детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.