Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде; гуляю вокруг дома или по улице






Две копинг-стратегии, вошедшие в перечень наибо­лее эффективных, касались прогулок детей. Многие ро­дители относят прогулки к обязательной детской работе, считая, что «ребенок должен гулять, чтобы дышать све­жим воздухом и быть здоровым». В то же время, сами дети гуляние со своим здоровьем, конечно, не связыва­ют. Прогулки дают им возможность отвлечься от уроков и других обязательных дел, отдохнуть, получить функцио­нальное удовольствие на основе свободного проявления жизненных сил, реализовать потребность в нерегламенти- роваеном общении или, напротив, потребность побыть од­ному. На прогулках дети познают окружающий мир, зна­комятся с разнообразием и красотой явлений природы. Для иллюстрации приведем рисунки и рассказы двух се­стер-близнецов: Вики X. (рис. 2) и Ксюши X. (рис. 3) — на одну и ту же тему: «Я так люблю об этом вспоминать».

Рассказ второклассницы Вики X, 8 лет: «Каждый день летом я и сестра Ксюша выходили гулять на пло­щадку. С нами была подруга Маша и мальчишки. И мальчишки каждый раз за нами бегали, и мы от них прятались и убегали. И я никак не могу этого забыть. Я люблю это потому, что мне нравится бегать, я люблю двигаться. Я очень быстро бегаю, и мне нравится, что меня не могут поймать. Один раз я спряталась в кус­ты, и меня нашел Женя. Я еле ноги унесла, я так испу­галась, что сердце в пятки ушло. Когда я его увидела, мне показалось, что это демон какой-то. Я сидела на корточках, когда он нашел меня. И я не ожидала этого, потому что меня в этом месте никто не находил. И я не сразу рассмотрела его лицо, потому что ярко свети­ло солнце. Оно сияло мне прямо в глаза, как будто спе­циально кто-то это подстроил. И это так приятно вспоминать, потому что летом не надо делать уроки».

Вика X.— девочка с доминирующим типом личности. Ее характеризуют открытость, легкая возбудимость, склон­ность к риску, низкий самоконтроль, чувствительность. Прогулки позволяют такому ребенку свободно общаться, проявить активность, независимость и лидерские каче­ства, испытать наслаждения от игры с «опасностью», за­быть о скучных и неприятных обязанностях. В отличие от этого, для ее интровертированной сестренки Ксюши X. прогулки — этот способ остаться одной, освободиться из-под контроля и опеки, испытать эстетическое наслаж­дение от восприятия прекрасного. Отличительные свойст­ва Ксюши X.— замкнутость, чувствительность, низкий самоконтроль, легкая возбудимость, осторожность, что и проявилось в ее рассказе:

 

 

Рисунок 2

«Я люблю деревню, потому что там можно долго гулять. И еще там очень часто светит солнце. Там можно далеко уходить, и никто не будет беспокоиться. Я люблю гулять одна. Особенно, когда мне весело. У меня на душе как будто светит солнце, и мне очень хорошо, когда я гуляю одна. И мне никто не говорит, чтоб я шла домой. Когда я гуляю с кем-то еще, то он зовет меня то туда, то обратно. Тогда мне становит­ся грустно и скучно. Я когда гуляю одна, то люблю смотреть на землянику, на листок от земляники. У него красивая форма и очень красивый вид».

Развить свои личные качества и овладеть знаниями об окружающем мире детям существенно помогают про­гулки на велосипеде. Во многих рассказах дети включают велосипед в число своих друзей, наряду с людьми и жи­вотными. (Например, «Мои друзья — это игрушка мед­ведь, велосипед «Орлан» и живая черепаха, ей три годи­ка». Или: «Мои друзья — это клюшка, шайба, лыжи и санки зимой. Лошадь и велосипед — весной. А всегда — собака Зита и товарищ Петя, ученик 36 класса Рисунок 3 363 шко­лы» [11].) Рассказ пятиклассницы Сани Н. по рисунку «Я и мои друзья» показывает, какое огромное значение мо­жет играть велосипед в жизни ребенка:

«Я очень люблю ездить на своем велосипеде. Его зо­вут Лукас, как и коня Эмиля из Леннеберги'. Когда я сажусь в седло, я чувствую себя ковбоем или бесстраш­ным индейцем. Когда я с Лукасом, я могу совершать самые смелые подвиги и приключения. Чуть-чуть на­жмешь на педаль — и вот он, послушный мне, уже мчится в дальние прерии, обгоняя всех людей. Мне нико­гда не скучно с Лукасом. Мы мчимся с ним вперед быст­ро-быстро, и все плохие сомнения и переживания отно­сятся назад вместе с ветром. Когда я обижаюсь на ко­го-то, я иду гулять с Лукасом. Я глажу его по зеленой, гладкой, нагретой солнцем спине и забываю о неприят­ном. Я так его люблю!».

Девочка воспринимает свой велосипед как живое су­щество. Общение с ним избавляет ее от скуки и оди­ночества, дает ощущение силы и храбрости, повышает уверенность в себе. Включая механизм воображения, превращая велосипед в коня, а себя — в бесстрашного индейца, она тем самым реализует детскую потребность в самоутверждении. Ведь она способна не только подчи­нить себе своего дикого друга, но и обогнать всех людей на свете, мчась в самые дальние прерии.

____________________________________________________

1 Главный герой повестей шведской писательницы Астрид Линдгрен «Об Эмиле из Леннеберги».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.