Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как младшие школьники преодолевают трудности






Я ушел в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

 

Я в обиде съел пирог,

И в обиде

Я прилег,

И проспал в ней два часа,

Открываю я глаза...

А она куда-то делась!

 

Но искать

Не захотелось.

Эмма Мошковская

Уделив внимание тому, что делает жизнь детей труд­ной, обратимся теперь к изучению стратегий, с помо­щью которых они справляются с этими трудностями. Ти­пы защитного поведения могут проявляться преимуще­ственно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности [32, 104]. С поведенческими стратегиями связаны смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей проблему, или деятельности замещающей. Среди них выделяют:

• активное сотрудничество и участие в разрешении си­туации (помирился с другом, исправил двойку);

• переключение на поиск поддержки, с тем чтобы быть выслушанным, получить понимание и содействие (го­ворю с кем-нибудь);

• отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний (пошел кататься на велосипеде, играть);

• выход из поля травмирующей ситуации, уединение и покой (остаюсь сам по себе, один).

Кроме того, при этом проявляются различные виды замещающих реакций, — например, «плачу», «кричу», «схожу с ума», или же наоборот, «стараюсь расслабиться и оставаться спокойным».

Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуаций, приво­дящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самооб­винением, а иногда, напротив, полный отказ от эмо­ционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия сни­мается с себя и возлагается на кого-то (здесь начинает проявляться защита по типу проекции).

В познавательной (интеллектуальной) сфере осуществ­ляются разные способы работы с информацией. При этом используются следующие варианты совладания:

• Отвлечение или переключение мыслей на другие, бо­лее важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация. (Это может привести к управлению внима­нием, обеспечивающим защиту по типу отрицания — игнорирования неприятной ситуации.)

• Игнорирование неприятной ситуации, даже под­шучивание над ней. (Подобное обесценивание обер­нется частично отрицанием, а частично — рациона­лизацией.)

• Поиск дополнительной информации: расспросы, об­думывание. Это позволяет включить данное событие в расширенный контекст, меняющий его травмирую­щую окраску.

• Анализ не только самой ситуации, но и ее последст­вий. (Такая проработка ситуации ведет к ее переоцен­ке при рационализации.)

• Относительность в оценках, достигаемая при сравне­нии с другими людьми, находящимися в худшем со­стоянии, что облегчает принятие события. (Так реа­лизуется движение к рационализации по типу «слад­кий лимон»: «Мне совсем не так плохо, как им».)

• Придание нового значения и смысла неприятной си­туации, например, отношение к ней как к проверке силы характера и стойкости духа. При этом имеет ме­сто рост самоуважения и более глубокое осознание собственной ценности как личности. (Подготовка к рационализации по типу «кислый виноград»: «Зато я сильный и стойкий».)

Имеется существенная разница в проявлении защит­ных стратегий совладения у взрослых и у детей, хотя по­веденческие стратегии с одинаковой успешностью приме­няют и те, и другие. Только мама после ссоры с ребенком пойдет стирать и готовить обед, а он должен заниматься «ненавистной» музыкой. Эмоциональные способы борь­бы со стрессом дети используют чаще взрослых, т. к. за­острение эмоциональных свойств личности — их харак­терная особенность. Отреагировать неприятную жизнен­ную ситуацию с помощью эмоций: горя («плачу»), гнева («воплю, кричу») или аффекта в целом («схожу с ума») — для детей самое обычное дело. И действительно, такой эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни в 6—12 лет считается возрастной нормой [56].

Вместе с тем, возможность применять интеллектуаль­ные стратегии у ребенка еще невелика. Это полезное при­обретение человека базируется на хорошо развитом абст­рактно-логическом и теоретическом мышлении, умении работать с информацией, нередко без'опоры на конкрет­ную жизненную ситуацию, которая эту информацию по­родила [33]. Такой, сугубо левополушарный, тип мышле­ния у детей еще только формируется, поэтому они пока еще редко используют защиту на уровне мышления.

В трудных и неприятных для себя жизненных си­туациях взрослые люди чаще всего используют следую­щие конкретные механизмы совладания с внутренним напряжением [32]:

• Взаимодействуют с продуктами человеческого твор­чества (читают книги, слушают музыку, ходят в му­зей) или сами рисуют, сочиняют стихи, поют, то есть занимаются творческим самовыражением.

• Ищут поддержку у друзей и знакомых.

• Уходят в работу.

• Осуществляют смену вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки, водные процедуры) или используют так называемые приемы «за-» (заесть, заспать, залюбить, загулять, затанцевать).

• Обдумывают и осмысливают возникшую ситуацию.

А как обстоят дела у детей? Какие стратегии совлада­ния со стрессом характерны для них? Чтобы ответить на этот вопрос, мы использовали адаптированный Н. А. Си­ротой и В. М. Ялтонским опросник копинг-стратегйй детей школьного возраста [96, 143, 144], несколько упро­стив его1. Этот опросник содержит перечень из 26 страте­гий, которые дети 8—12 лет используют, когда в их жизни происходят неприятные события, возникают напряжение и беспокойство (приложение II). В нашем случае процеду­ра исследования была групповой и состояла в следующем:

1. Психолог предлагал детям подумать о том, что они делают, когда чувствуют внутреннее напряжение и бес­покойство. Пояснялось, что обычно это бывает, когда случается какое-то неприятное событие.

2. После этого на бланке с перечнем стратегий пре­одоления стресса детей просили в столбце I пометить крестиком те стратегии, которые они используют, чтобы снять напряжение и беспокойство.

3. По завершении этой работы детей просили про­честь перечень стратегий еще раз и в столбце II отметить те из них, которые действительно помогают хоть немно­го успокоиться.

4. Далее детям предлагали внизу листа, на специаль­но отведенном месте, написать, что они еще делают в такой напряженной, тревожной и неприятной ситуации.

5. В конце исследования на обороте листа просили нарисовать то неприятное событие, о котором ребенок вспомнил (см. раздел 3.2).

___________________________________________

1В нашем варианте использования опросника детям не надо было отмечать частоту использования стратегий (варианты отве­тов: «никогда», «иногда», «всегда») и степень их эффективности (варианты ответов: «не помогает», «немного помогает», «хорошо помогает»). При групповом исследовании это оказалось слишком трудоемким.

 

В тех случаях, когда ребенок не знал, как ему отве­тить, психолог задавал наводящие вопросы типа: «Может быть, ты иногда делаешь это?» или «Хоть немного тебе это помогает?». Отметим, что у небольшой части детей возникло недоумение при понимании содержания стра­тегии «схожу с ума». В этом случае давалось следующее объяснение: «Ну, это когда ты не понимаешь, что делаешь, совсем не можешь себя в руках держать». Такое объяснение оказалось достаточным.

Уже предварительное знакомство с копинг-страте-гиями, представленными в использованном нами опрос­нике, показывает, что их защитное действие базируется на разных механизмах. Так, стратегии «сплю», «ем или пью», кроме переключения, восстанавливают физические силы ребенка. Стратегии «бегаю», «хожу пешком», «гу­ляю», «катаюсь» помогают ребенку через двигательную экспрессию «вогнать в мышцы» свои эмоциональные трудности. Стратегии «борюсь, дерусь», «дразню», «бью, ломаю и швыряю» позволяют детям отреагировать свой гнев и раздражение с помощью и физической, и вер­бальной агрессии. «Говорю правду, прошу прощения» — успокаивает через исповедь и очищение души; «рисую, пишу, читаю», «играю» — посредством ухода в детскую «работу»; «плачу, грущу, схожу с ума» — с помощью эмо­ционального отреагирования.

Для того чтобы понять, насколько приведенные в оп­роснике стратегии действий и реакций соотносятся друг с другом, был использован корреляционный анализ. С его помощью были выявлены только слабые и умерен­ные корреляционные связи (в дальнейшем мы будем учи­тывать только умеренные). На основе этого все детские копинг-стратегии стало возможным разделить на три ос­новные группы. Первая группа — единичные копинг-стратегии1 (табл. 4).

Таблица 4 Единичные копинг-стратегии и их конкретное содержание

______________________________________________

1 Эти стратегии практически не были связаны с другими ни по частоте использования, ни по уровню эффективности, то есть не имели умеренных связей с другими стратегиями.

 

Можно сделать вывод, что каждая из копинг-страте­гии, вошедших в первую группу, имеет в жизни ребенка особое значение, выполняет особую защитную функцию в ограждении его от внешней, идущей из окружающего мира, и внутренней опасности — гнева, тревоги, вины и стыда.

Стратегии, вошедшие во вторую группу, как правило, использовались в сочетании с какой-либо другой страте­гией1. Их мы обозначили, как диады стратегий (табл. 5).

_____________________________________________________

1 Эти стратегии имели не более одной умеренной связи с дру­гими: или частоте использования, или по уровню эффективно­сти.

 

Таблица 5 Диады копинг-стратегии и их конкретное содержание

Из таблицы 5 видно, что в диады объединились, пре­жде всего, разнообразные стратегии аффективного отре-гирования (активация экспрессивного поведения), а так­же стратегии, связанные с удовлетворением естествен­ных потребностей (в пище, питье, сне, покое).

В третью группу вошли стратегии, имеющие несколь­ко умеренно выраженных связей с другими стратегиями и, таким образом, выступающие как комплексы страте­гий. Такие комплексы встречались в разнообразных со­четаниях. В их перечень вошли разнообразная детская «работа» и детские развлечения как отвлекающие заня­тия, совместное времяпровождение и общение, а также занятия, требующие физической нагрузки с последую­щим восстановлением жизненных сил. Приведем самые характерные из них (табл. 6).

Таблица 6 Комплексы копинг-стратегай и их конкретное содержание

Физические нагрузки, требующие восстановления сил и расслабления

Таким образом, копинг-стратегии, представленные в опроснике, имеют не только разное содержание, но и разное функциональное значение в защитном поведении ребенка. Они могут быть биологически, психологически и социально обусловленными. Могут иметь самостоя­тельное значение и проявляться в сочетании с другими копинг-стратегиями.

Анализ показал, какие из этих стратегий являются наиболее популярными и эффективными с точки зрения детей младшего школьного возраста. Так, самыми часты­ми по использованию оказались одиннадцать копинг-стратегии — их были склонны использовать в трудной и напряженной ситуации более 70% обследованных детей. Перечислим их:

1. «Обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и др.)».

2. «Смотрю телевизор, слушаю музыку».

3. «Стараюсь забыть».

4. «Прошу прощения, говорю правду».

5. «Мечтаю, представляю себе что-нибудь».

6. «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным».

7. «Думаю об этом».

8. «Говорю с кем-нибудь».

9. «Рисую, пишу или читаю».

10. «Плачу и грущу».

11. «Играю во что-нибудь».

Читая этот перечень, сразу представляешь себе де­вочку, которая случайно уронила на пол и разбила цве­точный горшок, заплакала, обняла пуделя, посоветова­лась с ним, что ей делать, потом пошла к бабушке, рас­сказала обо всем, попросила прощения, обняла ее и отправилась смотреть свой любимый мультфильм. Или мальчика — вернулся из школы с «несправедливой» двой­кой, погладил любимого кота, рассказал ему обо всех не­приятностях, постарался взять себя в руки, успокоился, сел за компьютер с играми, надел наушники, включил магнитофон и постарался обо всем забыть.

Самыми редкими по использованию были пять стра­тегий преодоления стресса: «кусаю ногти и ломаю суста­вы пальцев», «дразню кого-нибудь», «воплю и кричу», «схожу с ума», «бью, ломаю и швыряю». Их применяют менее 30% детей. Эти стратегии можно отнести к защит­ным механизмам реализации в действии и частично — к эмоциональным способам отреагирования.

Не все копинг-стратегии помогают детям в равной степени. На вопрос о том, какие способы действительно помогают снять напряжение и беспокойство, больше всего положительных ответов (более 60%) получили следую­щие, весьма популярные у детей, стратегии:

1 «Обнимаю, прижимаю, глажу».

2. «Прошу прощения, говорю правду».

3. «Смотрю телевизор, слушаю музыку».

4. «Рисую, пишу, читаю».

5. «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным».

6. «Мечтаю, представляю себе что-нибудь».

Сразу отметим — в этот перечень субъективно самых помогающих не вошли такие часто используемые стратегии совладания, как «стараюсь забыть», «думаю об этом», «говорю с кем-нибудь», «плачу, грущу». Любопытно, что хотя многие дети указали, что не применяют ту или иную стратегию, тем не менее они отмечали их эффективность. Это касалось таких социально не одобряемых стратегий поведения и реагирования, как «кусаю ногти», «борюсь, дерусь», «бью, ломаю, швыряю». В связи с проявлением такой скрытой, социально обусловленной защиты была вычислена мера эффективности — отношение степени эффективности каждой стратегии к частоте ее использо­вания. Этот, уже объективный, критерий позволяет вы­явить те стратегии, которые больше всего помогут детям, если они все-таки начнут их использовать.

В результате особо эффективными оказались двена­дцать стратегий (приводим их в порядке уменьшения ме­ры эффективности):

1. «Сплю»;

2. «Рисую, пишу, читаю»;

3. «Прошу прощения, говорю правду»;

4. «Обнимаю, прижимаю, глажу»;

5. «Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»;

6. «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»;

7. «Гуляю вокруг дома или по улице»;

8. «Смотрю телевизор, слушаю музыку»;

9. «Играю во что-нибудь»;

10. «Остаюсь сам по себе, один»;

11. «Мечтаю, представляю себе что-нибудь»;

12. «Молюсь».

Средней мерой эффективности обладали стратегии: «говорю сам с собой», «стараюсь забыть», «ем или пью», «бегаю или хожу пешком», «говорю с кем-нибудь», «схожу с ума», «кусаю ногти», «думаю об этом». И наконец, v пять стратегий совладания со стрессом не очень эффек­тивны: «плачу, грущу», «бью, ломаю, швыряю», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь», «воплю, кричу».

Самое большое значение меры эффективности оказалось у стратегии «сплю», которую как защиту осознан­но используют 64% детей. Рассмотрим более подробно содержание этой, а также некоторых других популярных детских копинг-стратегии.

Сплю

Сон — прекрасная защита как от внешней, так и от внутренней опасности. Как указывает А. М. Вейн, при­мерно треть своей жизни человек проводит во сне [19]. Почему же так важен сон? Потому, что его качество и длительность имеют исключительно важное значение для работоспособности. Кроме того, недостаточно длитель­ный сон и его неудовлетворительное качество приводят к ухудшению памяти, снижению способности сосредото­читься, к плохому настроению. Только регулярный и достаточно здоровый сон способствует стабильности на­строения. А ведь настроение и работоспособность очень важны для детей, основной социальной деятельностью которых является учеба. Не случайно В. Шекспир писал, что сон — это «источник всех сил, бальзам для больной души», а И. П. Павлов называл его «выручателем нерв­ной системы».

Защитное действие сна может быть следствием не­скольких факторов. Во-первых, сон позволяет «отклю­читься» от неприятной ситуации, «не видеть» и «не слы­шать» ее. Во-вторых, немаловажен чисто физиологиче­ский аспект. Горизонтальное положение во сне ведет к мышечному расслаблению и сопутствующему ему психи­ческому успокоению. Надо сказать, что сама по себе ус­талость скелетной мускулатуры — один из факторов, спо­собствующих наступлению сна. Такая усталость может быть следствием и физического утомления, и нервно-психического напряжения как результата неприятных и травмирующих событий и переживаний. Поэтому можно даже не спать, а просто принять горизонтальное положе­ние и вследствие этого расслабиться и успокоиться.

Умственная перегрузка тоже может быть фактором, способствующим наступлению сна. В течение дня мозг ребенка накапливает огромную информацию, и чем ее больше, тем труднее ее переработать. Детям полагается усваивать большой объем учебных знаний, социальных нормативов, правил, требований, запретов. Информация обычно дается ребенку в речевой форме, по левополушарному типу. Это значит, что в общении с ним доми­нирует рассудочность, нет непосредственности в выражении эмоций; более того, ставятся препятствия их спон­танному выражению. Таким образом, ребенка заставля­ют активизировать пока не доминирующее у него левое полушарие мозга, запоминать абстрактный материал, часто непонятный и не наполненный конкретным со­держанием, без его образной и эмоциональной прора­ботки. Более того, ему рекомендуют постоянно сдержи­вать и контролировать эмоции, так как они мешают учеб­ному процессу и могут быть неприятны взрослым. В этом случае сон как защита позволяет отключиться от сигна­лов внешнего мира, чтобы отобрать нужную ребенку ин­формацию, оформить ее в качестве программы действия на будущее, закрепить в памяти, а ненужную — стереть, уничтожить.

Во время сна контакт ребенка с окружающими огра­ничен. В то же время, осуществляются достаточно ин­тенсивные психические процессы доработки информа­ции, ее творческой переработки, сохранения в памяти, в том числе посредством сновидений. Переработка инфор­мации в сновидениях имеет, как правило, наглядно-чув­ственный характер и активизирует эмоциональную сферу личности, что очень важно для ребенка, поскольку у него доминируют правополушарные процессы. Четвертый фактор, лежащий в основе защитной функции сна, — это возможность снять накопившееся за день напряжение, отреагировать неприятные травмирующие переживания и решить нерешенные конфликты в образной и эмоцио­нальной форме.

Рассказ девятилетнего Саши М. по рисунку «Сон, который меня взволновал» показывает, что именно сно­видение помогает ребенку определить, что в отношени­ях со сверстниками он является •— отвергаемым [11]. Вот его сон: «Приснилось — мы стояли с ребятами. Вдруг видимвпереди машинки с педалъками. Все ре­бята сели в машинки и уехали, а я остался. Нажимаю на педали, а едуеле-еле. Почувствовал одиночество и только теперь понял, что за сон. Ребята ко мне отно­сятся — как будто я их мало интересую. Значит, когда вырасту, они то будут со мной, то нет».

Американский ученый Ф. Фоулкесс установил, что сновидения у детей так же часты, как и у взрослых, но, в отличие от взрослых, большинство детских снов отража­ет события предыдущего дня. В то же время, у детей и подростков, при большей важности сна, его нарушения встречаются чаще, чем у взрослых. 55% здоровых школь­ников 1—10 классов не удовлетворены своим сном: 28% жалуются на недостаточную длительность сна, 15% — на его недостаточную глубину, 12% — и на то, и на другое. По данным Т. П. Кулаковой, у детей, страдающих невро­зами, сон вдвое чаще перегружен сновидениями, чем у здоровых детей [53]. Это можно рассматривать как выну­жденный компенсаторный механизм, способствующий разрешению их конфликтов. При этом сновидения боль­ных детей резко отличаются своей отрицательной эмо­циональной окраской. Так, на радостный характер сно­видений указывает 41% здоровых детей и только 4, 8% тех, у кого диагностирован невроз. Таким образом, сон — это крайне необходимая детям защита и от внешних, и от внутренних проблем.

Со стратегией «сплю» оказалась тесно связанной еще одна стратегия — «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». Когда мы попросили детей нарисовать кар­тинку на тему: «У меня в жизни произошло неприятное событие. Стараюсь взять себя в руки, расслабиться и оставаться спокойным...», то наиболее типичными рас­сказами по рисункам были такие, которые показывали, что именно сон многие дети воспринимали как возмож­ность отдохнуть, расслабиться и вновь обрести спокой­ствие и силы для жизни.

Рассказ Сережи С., ученика 2 класса: «Когда я иг­рал в " Денди", я переживал, что я проиграю. Сердце сильно билось. Я заснул и всю ночь проспал до утра. Во сне я увидел сон. Он был сказочный. Я вот так отдохнул!».

Рассказ Дениса Ж., ученика 2 класса: «Дело было так. Брат мне привез клавиатуру. Когда я уселся иг­рать, надо было набрать код для доступа. Я пытался набрать код целую неделю. Я чувствовал, что никогда не наберу этот код. У меня на душе было чувство зла к двоюродному брату. И я разговаривал с ним по телефо­ну, но он не сказал код. И от этого я и сейчас не знаю этот код».

Психолог: «Что же ты делал, чтобы расслабиться и оставаться спокойным?»Денис Ж.: «Я спал. Видел во сне, что я узнал код. И там были игры. И я играл очень хорошо. И победилпрошел до конца. И на душе стало лучше».

Особенно ярко улучшение самочувствия проявлялось в том случае, если в сновидении им удавалось решить свою психотравмирующую проблему («узнать код»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.