Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обнимаю, прижимаю, глажу






Дети, так же как и взрослые, в трудной для себя си­туации вступают в социальное взаимодействие с родны­ми и близкими. Однако это — контакт, отличный от взаи­модействия в рамках культуры взрослых. Еще не умея всесторонне обдумывать и рационализировать ситуацию, вступая в трудный для себя момент в отношение с дру­гим лицом или объектом, ребенок старается отреагиро­вать напряжение без слов, через прямой телесный кон­такт. Такой тесный физический, сенсорный и эмоцио­нальный контакт, так называемые отношения привязан­ности, очень важен для детей. У маленького ребенка та­кое взаимодействие существует с самого рождения — с матерью. Мать — первая «психологическая защита» ребенка. Многочисленные исследования психологов показали, что у детей, разлученных в раннем возрасте с матерью даже на короткий срок, возникает депрессия и, как следствие, синдром недоразвитости. Причиной является обедненность эмоционального мира ребенка, недостаток общения и внимания, слабость внешних по­будительных стимулов. Если мать не использует при об­щении с младенцем тесного физического контакта и поглаживаний, а также улыбок и похвалы, то у детей обнаруживается значительно больше поведенческих отклонений от нормы [3, 37, 38, 41, 100, 134, 136, 142 и мн. др.].

В свете сказанного неудивительно, что стратегия «об­нимаю, прижимаю, глажу» оказалась в нашей выборке наиболее часто используемой и одной из наиболее эф­фективных. Иногда дети дополнительно поясняли, с кем конкретно они взаимодействуют таким образом: «обни­маю маму», «обнимаю бабушку». Вместе с тем, в расска­зах детей 8—11 лет в качестве объектов, которых они «об­нимали», «прижимали» и «гладили», чаще появляются не люди, а животные. Мамы и бабушки, которые могут об­нять и успокоить, не всегда находятся рядом с детьми младшего школьного возраста. Мама — на работе, ба­бушки вовсе может уже не быть, да и дети считают себя достаточно самостоятельными. Их возрастные «нормы» не позволяют обращаться к маме за помощью так часто, как это было в детстве. Если же выбирать между мягкой игрушкой («Я хочу мягкую игрушку. Потому что она те­плая. Я с ней сплю...») и животным, то предпочтение ребенок отдаст последнему — оно же «живое».

Рассказ Лени В., 9лет [11]: «Уменя есть кот Дуся. Один раз мне надо было идти к зубному пластинку при­мерять. Я переживалнемножко боялся, волновался. Вдруг скажут, что уже сейчас надо идти. Подошел к окну, Дуську позвал. Он мне всегда помогает. Я глажу и успокаиваюсь. Он мурлычет напевно. Когда живот бо­лит — на живот ляжет и успокоит».

Рассказ Вари Т., 9 лет [11]: «Яхочу попугая, кроли­ка и собаку, а кошка, хомяк, черепаха у меня уже есть. Я люблю животных. Еще хотела бы летучую собаку. Хомячок маленький, пушистый, на варежку похож. Ме­ня понимает. Когда что-то не получается, беру его или кошку на руки, поплачу, поплачу — и успокаиваюсь. Ма­мы ведь дома нет, а домашнее задание не решается».

Животные не только обеспечивают возможность эффективного телесного контакта, но и «умеют сопере­живать», «хранить тайну», «успокаивать». Они верные друзья и никогда не ругают ребенка, как это делают взрослые. Именно поэтому животные выступают в каче­стве своеобразных защитников и психотерапевтов для многих детей, особенно для девочек [8, 11]. Как уже го­ворилось, смерть, потеря и болезнь любимого животно­го возрасте — одно из самых частых травмирующих пе­реживаний у младших школьников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.