Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-деятельностный компонент






(аспект организации работы с книгой с учетом критериев оптимизации)

При самоорганизации работы с источником информации и книгой, в частности, рационально условно разделять на две части осознанные действия научно-организационного характера (их последовательность) и требования, предъявляемые теорией оптимизации к выполнению самообразовательной работы в промежутке между ними.

Алгоритм осознанных в плане научной организации труда действий человека, работающего с книгой около 3-х часов, можно представить в виде:

1) постановки задач (что делать?);

2) выбора временного графика, алгоритма работы с источником информации, адекватного поставленным задачам и критериям оптимизации;

3) отбора средств для работы с книгой;

4) осуществления самоконтроля выполнения графика, коррекции задач;

5) анализа сделанного и концентрации внимания лишь на еще выполнимом;

6) приведения в порядок рабочего места.

Основные требования к работе с книгой в промежутке между указанными осознанными действиями под углом зрения теории оптимизации – требование к уровню сложности работы и времени ее проведения.

Так, содержание временного графика предполагает работу в режиме: 1) от начала до первого перерыва – один час; 2) от первого до второго перерыва – сорока-пятидесяти минут; 3) от второго до третьего перерыва – около сорока минут; 4) от третьего перерыва до окончания работы − тридцать-тридцать пять минут.

После чего для восстановления сил человек нуждается в большом перерыве (1, 5 – 2 часа).

Не надо делать продолжительных перерывов в ходе изучения источника информации (он должен составлять 5-8 минут – важнейший узелок на память каждому, кто занимается самообразованием).

Начинать следует с более легкой работы, помня, что высокая производительность наступает лишь через 20-30 минут; вторая половина первого часа – сложная работа (как правило, быстрое чтение книги). После первого перерыва работа носит самый сложный характер (вдумчивое сплошное чтение с анализом и „подкладкой” собственных мыслей и чувств под мысли автора), а после второго – просто сложный. Чтобы избежать перегрузок, рекомендуется после третьего перерыва ограничиться простой и интересной работой.

В ходе небольших перерывов важно не сидеть на месте, а двигаться. Лучше, если есть такая возможность, сделать специальные упражнения.

С целью отдохнуть во время большого (двухчасового) перерыва желательно использовать такие средства восстановления своего энергетического потенциала, как воздух, сон, медленный бег (быстрая ходьба). Хорошо „снимает” усталость горячая ванна.

Все вышесказанное можно отразить на модели-схеме:

 

 

1, 5-2 часа
Воздух Сон Бег  
Начало работы
Более легкая работа
Большой перерыв
Сложная работа
Перерыв 5-8 мин.
Перерыв 5-8 мин.
 
 
 
 
 
Перерыв 5-7 мин.
40-50 мин.
40 мин.
Сложная работа
Более сложная работа

 


 

Рис. 4.1 Схема модельного представления об алгоритме научной организации работы с книгой

Чтобы усвоить содержание книги, как известно, ее сначала нужно прочитать. Вопрос о том, как читать, требует специального рассмотрения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.