Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности и принципы воспитательного процесса






Закономерности и принципы воспитания в историко-педагогическом осмыслении

Воспитательный процесс как смена состояний национальной, воспитательной системы имеет собственные объективно существующие между определенными педагогическими процессами и явлениями связи, т.е. ему присущи свои закономерности.

Среди основных закономерностей процесса воспитания выделяют:

1) зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды (например, от политической системы), социальной структуры общества, культурно-исторического опыта народа, духовной культуры отдельных его представителей и т.д.);

2) закономерную взаимосвязь и единство воспитания с развитием личности (воспитание становится источником развития личности, когда в ходе его организации создаются условия для ее самовоспитания, самовыражения);

3) эффективность воспитательного процесса закономерно зависит от степени целостности организации различных видов деятельности детей, значимой как их общего развития, так и для общества в целом;

4) воспитательные воздействия педагогов, взаимодействия воспитателей и воспитуемых и активная деятельность последних закономерно связаны между собой.

 

Вопрос о движущих силах воспитательного процесса исследовался многими педагогами и психологами: Н.И.Болдыревым, М.А.Даниловым, Г.С.Костюком, Г.И.Щукиной, Б.Т.Лихачевым и другими.

Их точка зрения на эту проблему состоит в том, что присущие процессу воспитания противоречия и являются его движущими силами. Так, выделяют одно из главных противоречий процесса воспитания, которое проявляется на всех этапах становления личности – противоречие между возникающими у детей новыми потребностями, интересами, запросами и недостаточным уровнем возможностей их удовлетворения.

Принципами воспитания называют те отправные, исходные положения, которые определяют как направленность воспитания, так и главные требования к его содержанию и технологии организации.

Сами по себе принципы адекватны внутренним закономерностям процесса воспитания, отражающим социальную и естественную природу человека, его потребности и потребности общества в целом.

Ведущими принципами процесса воспитания вистории педагогики считались: природосообразность, народность, единство сознания и поведения, культуросоообразность, этнизация воспитания, целостный подход к воспитанию, воспитание в труде, сочетание педагогического руководства с активностью и инициативностью детей, ориентация в процессе воспитания на общечеловеческие моральные ценности, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, опора на положительное в ребенке, преемственность и систематичность педагогических воздействий, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, реализация народоведческого, человековедческого и личностного подходов в процессе воспитания, единство требований школы, семьи и общественности.

Дадим подробную характеристику только первым трем из перечисленных принципов.

Сущность принципа природосообразности воспитания раскрывается в трудах многих выдающихся мыслителей, начиная от Аристотеля и заканчивая Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, Г.С.Сковородою, К.Д.Ушинским, С.Френе и др.

Учет этого принципа педагогами предполагает, с одной стороны, воспитание ребенка на лоне природы и в соответствии с законами природы, с его анатомическими, физиологическими, психологическими и возрастными особенностями. Воспитывать сегодня учащихся в соответствии с этим принципом – это значит и „параллельно” воздействовать (создавать условия для этого) на их эмоции, волю, интеллект, опорно-двигательный аппарат с целью их развития, обеспечить нравственную и валеологическую направленность самовоспитания и саморазвития, „протекающих” по своим внутренним законам, адекватным законам природы. С другой стороны, реализация принципа природосообразности воспитания невозможна без знания воспитателем национальных, региональных особенностей флоры и фауны, а также возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей детей: нация это ведь и система различных природных (в частности, анатомических, физиологических), психических, исторически обусловленных признаков физического, интеллектуального и нравственного развития людей, ее составляющих.

Принцип народности означает прежде всего воспитание на родном языке, раскрытие его богатых лексических, грамматических и интонационных возможностей для развития детей. За обучение на родном языке выступал еще автор первых на Закарпатье школьных учебников и учебных пособий А.В.Духнович. Его „народная педагогика” (1857) и сегодня имеет научно-познавательную ценность.

Великий педагог К.Д.Ушинский считал, что родной язык – это и лучший выразитель духовных черт народа, и лучший народный наставник, источник понятий, чувств, художественных образов…

„Язык народа, − писал Ушинский в статье „Родное слово”, − лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, − народа нет более! ” (К.Д.Ушинский. Родное слово: Книга для учащихся. Избр.пед.соч.: В 2т. – М.: „Педагогика”, 1974. – Т.2. – С.286).

Как лучшее выражение народности родной язык, по глубокому убеждению Ушинского, должен быть положен в основу уже первоначального обучения детей различным предметам, их ознакомления с природой: „Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно чрез посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только чрез посредство той же среды – отечественного языка”[ Там же].

Большое значение формированию украинского литературного языка на народной основе еще в ХУП веке уделял Г.С.Сковорода, мастерски используя в своих произведениях народные (украинские, русские, латинские) пословицы и поговорки. Свое не только философское, но и педагогическое учение Г.Сковорода стремился обосновать при помощи здравого смысла народа, его огромного духовно-практического опыта. Отстаивая принцип народности воспитания, он, с одной стороны, показывал преимущества народной (в частности, семейной) педагогики (притчи „Благодарный Еродий”, „Убогий жаворонок”), а с другой – призывал к равному образованию для всех. Критикуя положение, согласно которому простой человек не способен к учению, Г.Сковорода требовал доступности образования для всего народа.

Пытаясь реализовать свою мечту о подлинно народной школе, в которой бы все дети крестьян могли обучаться на родном языке истории и этнографии Украины, арифметике, географии, Т.Г.Шевченко пишет учебник – „Букварь южнорусский” (1860). До конца жизни народный поэт критиковал политику царизма в сфере образования, не ориентированную на создание равных возможностей для развития всех детей – богатых и бедных. Мысли Г.С.Сковороды, А.В.Духновича, К.Д.Ушинского, Т.Г.Шевченко о том, что воспитание должно носить народный характер – осуществляться на родном языке, на основе духовно-педагогической практики народа и быть доступным для всего народа – нашли свое дальнейшее развитие в трудах Н.А.Корфа, Х.Д.Алчевской, Б.Д.Гринченко и других.

Принцип единства сознания и поведения следует рассматривать в русле общепризнанного в психологической науке принципа единства психики и деятельности: психика и деятельность образовывают единство; эти понятия как нетождественны, так и не противоположны; психика играет роль внутреннего, идеального плана деятельности − сознание возникает, формируется и проявляется в различных его видах.

В своей целостной совокупности различные виды деятельности выступают механизмом, обеспечивающим преобразование в сознании личности комплекса внешних влияний в ее новообразования как продукты психического развития.

Важнейший показатель зрелости сознания − реальный поступок, возникающий из переживания и понимания личностью значимости достижения собственного или общественного идеала, ее стремления в направлении усвоения и утверждения его ценностей. Его нравственная продуктивность и разнообразие выполняют функцию детерминантов эффективности овладения личностью ценностями общечеловеческой (профессиональной) культуры.

Поведение называют основным способом существования личности, и оно является сложным результатом не только развития ее сознания, но и усвоения социального опыта в процессе обучения и воспитания.

В ходе педагогического процесса создаются условия для трансформации сознания личности ученика в акт социально и личностно значимого поведения за счет организации ее практической деятельности и общения, приобретения практического опыта.

 

И.Д. Бех о законопространстве инновационного воспитания

Утверждая педагогику духовно значимого действия личности, И.Д.Бех очерчивает ее фундамент − целостное множество законов инновационного воспитания (И.Д.Бех. Виховання особистості. − К.: Либідь, 2008. − С.614-621):

1. Закон опережающего духовно-нравственного развития относительно развития интеллектуального. Опора на этот закон стимулирует гармонизацию развития интеллектуальной и духовно-нравственной сфер личности, обеспечивает гуманное использование ею собственного умственного потенциала (не во вред другим людям).

2. Закон развития высших эмоциональных переживаний (нравственных, эстетических, интеллектуальных) как препятствие переживаниям более низким, биологическим. Руководствуясь им, педагогам следует проектировать программу близких и далеких целей стимулирования и поддержки высших эмоциональных переживаний личности воспитанника, разрабатывать специальную технологию (личностно ориентированную) их реализации.

3. Закон утверждения вершинных смыслоценностных ориентиров в качестве ведущей мотивации учения. Согласно указанному закону, главной мотивацией учения воспитанника выступает достижение конечных жизненных целей, связанных с самореализацией и самоактуализацией его как личности, а не только различные познавательные интересы.

4. Закон овладения научными знаниями в контексте человеческой культуры. Он нацеливает на осознание меры общечеловеческой ценности научного знания с позиции поддержки культурного многообразия мира, укрепления физического и психического здоровья личности, полноты и реализации ею базовых и высших потребностей, жизни в согласии с собой и с окружающими.

5. Закон приоритетности заботы человека об окружающем материальном и социальном мире. Он выступает в роли альтернативы использования этого мира с целью удовлетворения человеком лишь собственных интересов и является платформой для разработки стратегии и тактики воспитания, чуждых конфликтной идеологии в сферах взаимодействия человека с окружающей средой и социумом.

6. Закон последовательного педагогического обеспечения процессов идентификации воспитанника со значимым взрослым и полного отождествления с ним, воплощения в него. Соответствующее педагогическое обеспечение − это создание условий для: а) объединения воспитанником себя с моделью (образцом) на основании установившейся эмоциональной связи с ним (он питает к модели нежные чувства и восторгается ею), усвоения норм и ценностей образца на уровне личностно значимых, восприятия его контроля над собой как законного; б) видения им значимого другого как продолжения себя самого, наделения его собственными потребностями, чертами характера, чувствами; в) усвоения сознательно подражающим субъектом личностных смыслов поведения образца на основе постановки себя на его место, организации собственного поведения как адекватного поведению модели.

7. Закон погружения в эмоциональные состояния, требующий от педагогов создания условий для систематических упражнений воспитанников в переживаниях положительных и отрицательных чувств, в их словесном оформлении. Компетентность педагога в вопросах психологии чувств − необходимое условие эффективного погружения детей в различные эмоциональные состояния.

Кроме законов И.Д. Бех выделяет такую систему главных принципов воспитания как процесса создания условий для усвоения личностью воспитанника общечеловеческих ценностей и реализации ею природного потенциала, удовлетворения базовых и высших потребностей: национальной направленности, культуросообразности, гуманизации, целостности, субъект-субъектного взаимодействия, личностной ориентации, превентивности, технологизации и акмеологичности.

Принцип национальной направленности ориентирует воспитательный процесс на создание условий для усвоения воспитанником на личностном уровне ценностей национальной культуры, формирование и развитие у него национального и нравственного самосознания, любви к родной земле, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов.

Согласно принципа гуманизации воспитательного процесса в его центре находится ребенок как наивысшая ценность. Воспитателю надлежит учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, обеспечивать удовлетворение его фундаментальных потребностей, − в признании, понимании, принятии, справедливом отношении к нему и других.

Ему необходимо строить педагогическую стратегию и тактику на оптимистической гипотезе развития личности ребенка, считая главным фактором этого развития самодвижение, самостоятельность в различных видах деятельности, самодобывание знаний и самоформирование умений и качеств. При этом искусственное ускорение данного процесса просто исключается. Создавая условия для упражнений воспитанника в самостоятельности, педагог разрабатывает и реализует программу стимулирования развития его сознательного отношения к общечеловеческим ценностям, своей деятельности и поведению, выбору жизненного пути и т.п.

Принцип культуросообразности утверждает необходимость осуществления воспитания как культурологического процесса, ориентированного на формирование базиса культуры личности. В ходе педагогического взаимодействия происходит трансформация содержания исторического нравственно-этического опыта человечества в целостное множество взаимосвязанных открытых проблем. Решение этих проблем нравственной культуры воспитанником и является источником как его личностного развития, так и качественного присвоения им общекультурных ценностей.

В поле влияния принципа целостности воспитание следует рассматривать как целостный педагогический процесс, направленный на гармоническое и разностороннее развитие личности, формирование у нее целостной картины мира. Вместе с тем сама личность должна выступать в роли особой целостности (как такая помимо функциональных она обладает целостными свойствами − системой духовно-нравственных качеств, готовностью к труду, готовностью к самосовершенствованию и другими). Создание условий для формирования у воспитанника качеств личности целостного плана требует разработки и достижения целей воспитания на всех уровнях, осуществления его во всей системе социальных институтов таким образом, чтобы были охвачены все сферы жизнедеятельности детей, обеспечена преемственность в реализации этапов и направлений воспитательной работы в ходе их учебной и внеучебной деятельности.

Принцип субъект-субъектного взаимодействия. Руководствоваться указанным принципом − значит признать участников воспитательного процесса равноправными в общении. Воспитатель и воспитанник уважают и учитывают во взаимодействии сущности рассуждений друг друга на основе признания права на их отличие от собственных. Педагог относится к воспитаннику как к активному субъекту взаимодействия и сам проявляет в нем способности к эмпатии, педагогической рефлексии и творчеству. Опираясь на систему продуманных воспитательных действий, он учитывает при этом психическое состояние партнера по общению, его личностные ценности и привички, жизненный опыт.

Принцип личностной ориентации. Понимая своеобразие и неповторимость проявления общих законов психического развития в каждом ребенке, педагог разрабатывает оптимистическую стратегию его развития, целевыми ориентирами которого выступают мировоззрение, самосознание, эмоциональная восприимчивость, культура потребностей, произвольное нравственное поведение и система базовых качеств. Признавая право личности воспитанника на свободное развитие и реализацию своих способностей, он создает условия для осознания им своей самоценности и индивидуальности, потребности в самоформировании образа „Я”, направляет и стимулирует процессы его самообразования и самовоспитания.

Принцип превентивности. Основная цель системы превентивных (предупредительных) мер государства и всех воспитательных институтов − выработка у детей и учащейся молодежи иммунитета к негативным влияниям социальной среды, психологических установок на наркотики, деструктивное поведение, суициды и другие „аргументы” антидуховности как на зло. Данная система должна включать такие меры правового, экономического, психолого-педагогического, социально-медицинского и информационно-образовательного характера, которые бы в своем единстве обеспечили внутреннее принятие воспитанником на уровне самоценных положительных социально и личностно значимых установок и норм здоровой в психическом, физическом и нравственном планах жизни.

Принцип технологизации воспитательного процесса предусматривает его организацию как цепочки научно обоснованных действий педагога и обеспеченных им осознанных действий воспитанников. указанные действия участников педагогического взамодействия находятся в соответствии с разработанной системой воспитательных целей, а этот проект согласовывается с психологическими механизмами личностного развития. технологизация воспитательного процесса предполагает „наделение” его свойствами проективности, поэтапности, определенной предсказуемости в плане достижения положительного конечного результата.

Акмеологический принцип „обязывает” педагога раскрыть перед воспитанником закономерности, индивидуальные возможности и пути достижения максимального совершенства в учебной, трудовой, игровой, самовспитательной и других видах деятельности, вершины творческого и морально-духовного развития. Не менее важно ему и создать условия для достижения личностью этой вершины − оптимальной самореализации в деятельности и усвоении высших общечеловеческих и национальных ценностей. Необходимо, чтобы воспитанник с помощью педагога разработал такую стратегию жизни, которая предусматривает постоянное движение к реализации новых социально и личностно значимых замыслов, прогнозирование его промежуточных и конечных результатов, самомобилизацию на преодоление трудностей, готовность к сознательному принятию жизненно значимых решений.

Действенность этих принципов воспитания И.Д.Бех ставит в зависимость от их проекции на конкретные воспитательные методы и выдвигает требования к построению научно обоснованных воспитательных действий. К целостному множеству таких требований относятся:

● осознанность действий воспитателя;

● дозированность нравственных установок;

● использование воспитательного действия, направленного на поступок;

● обеспечение генетической траектории движения от воспитательного действия внушения до воспитательного действия убеждения;

● учет в воспитательном действии наследственной природы воспитанника;

● культивирование развивающей оптимистической позиции воспитанника;

● объективность оценивания воспитанника;

● предупреждение межсубъектных ситуаций личностной двойственности;

● признание личности ребенка и её неприкосновенности;

● создание личностно-развивающей среды как культурно-воспитательная стратегия.

Литература для самостоятельной работы:

1.Бех І.Д. Виховання особистості: Підручник.− К.: Либідь, 2008. − С.614− 621.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина.− М.: Изд. центр „Академия”, 2004.− С.290− 300.

3. Фіцула М.М. Педагогіка: Навч. посібник. − К.: „Академвидав”, 2005.− С.257− 263.

4. Якса Н.В. Основи педагогічних знань: Навч. посіб.− К.: Знання, 2007.− С.231− 233.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.