Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психогимнастика






Эти упражнения называют иногда психологическими играми, психодраматическими этюдами, иногда опреде­ляют термином " коммуникативный тренинг". Как бы их ни называли, суть остается той же-.


- они всегда очень популярны и любимы группой вне зависимости от возраста и стажа совместной работы участников;

- эти упражнения требуют соблюдения нескольких технических условий: работа в тихом и обособленном месте, возможность при необходимости уменьшить или увеличить освещенность помещения;

 

- задания психогимнастики помогают в установле­нии прямого и честного общения, развивают умение по­нять и описать свое эмоциональное состояние, глубоко воспринимать окружающих людей;

- это тренинг активной коммуникации, первая из за­дач которого - адекватно понять все виды высказываний партнера: вербальные (в том числе не только прямое вы­сказывание, но и подтекст), мимику, жест и умение пере­дать все то, что ему хотелось бы выразить самому. Вторая задача - использовать партнерские отношения для вы­полнения конкретных задач с наибольшей эффективно­стью и личной ответственностью за достижение цели.

№ 64. " Война и мир"

Каждый участник получает чистый белый лист бумаги.

- Представьте себе, что это - не лист бумаги, а кто-то,
с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не мо­
жете терпеть, на кого очень сильно обижены! Предста­
вили? Теперь у вас появится возможность в течение трех
секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все,
чего он заслуживает.

Я начинаю счет: один...

Как правило, листы начинают рвать, мять, комкать и т.д. Обычно по счету " три! " все действия по уничтожению противника уже исчерпаны, может быть, только самые изобретательные попросят дополнительное время для вендетты. После того как время истекло, просим участ­ников глубоко подышать, расслабиться, успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагаем сформу­лировать те эмоции, которые " герои битвы" испытывают


б данный момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу? Может быть, наоборот, их переполняет чувство гордости за проявленные героизм и мужество? Может быть, есть ощущение освобождения - камень с души упал?...

- Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничто­жили настолько, что почти не оставили надежды на вос­становление его облика, на примирение. Но так или ина­че, всегда наступает этот светлый и трагический день -первый день после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мос­ты, вступать в переговоры...

Вот вам новый лист бумаги. На столе вы найдете ка­рандаши, фломастеры, ножницы, краски, клей... У вас есть ровно пятнадцать минут, чтобы помириться со вче­рашним врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стих, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для торжественного случая. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые со­здаются на руинах старых обид. Ровно через четверть ча­са каждый из вас выступит с примирительной речью и преподнесет бывшему неприятелю свой подарок-сюр­приз.

...Когда все подарки вручены, стихи, песни и торжест­венные речи прозвучали, обращаем внимание участни­ков на те чувства, которые испытывает сейчас каждый из них. Подчеркиваем, что для " войны" нам достаточно бы­ло всего трех секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру, - в сотни раз больше времени.

№ 65. " Почувствовать другого"

Группа разбивается на пары. Каждому участнику пары присваивается номер - первый или второй.



Смысл упражнения: в разнообразных вариантах зада­ваемого ведущим действия попытаться " влезть в шкуру" своего партнера, ощутить физически его ощущения, чтобы попытаться лучше понять и его внутренний мир.

Первое задание. Первые номера начинают свободное спонтанное движение по комнате. Важно, чтобы это бы­ла характерная для их повседневного обычного состоя­ния ходьба. Вторые номера следят за стилем передвиже­ния первых номеров, пытаясь максимально точно и пол­но сперва - запомнить, а затем - воспроизвести стиль походки партнеров. На стадии, когда второй номер го­тов, он выходит на площадку и демонстрирует товарищу воспринятую им походку. Первые номера могут не толь­ко посмотреть на себя со стороны, но при необходимос­ти ввести какие-то уточнения, поправить своих товари­щей. Только тогда, когда вариант движения " утвержден автором", то есть первый участник пары признает по­ходку второго похожей на " оригинал", пары могут поме­няться ролями. Теперь свой стиль демонстрирует второй номер, а первый смотрит, впитывает, запоминает, а затем и представляет товарищу воспринятую им походку.

Второе задание. Первые номера занимают любую часть комнаты и садятся в свою самую любимую и удоб­ную позу. Второй номер пары должен усесться рядыш­ком, максимально точно повторив расположение тела товарища. " Копия" должна быть проверена и утверждена автором, цель считается достигнутой, когда первый но­мер признает соответствие увиденного " оригиналу". Си­дя в любимой позе товарища, второй участник пары со­общает партнеру, подходит ли ему принятая поза. Чувст­вует ли он себя в ней настолько же комфортно, как и то­варищ. Если нет - почему? Какие группы мышц напряже­ны, что мешает расслабиться? После обсуждения ощуще­ний наступает третий этап упражнения.

Третье задание. Первый номер вспоминает и демон­стрирует товарищу стиль его походки.


Четвертое задание. Второй номер садится в самую удобную и любимую свою позу, а первый пробует подст­роиться рядышком. Как и во втором задании, после под­стройки идет сперва утверждение, а затем обсуждение позы: удобна ли она для первого номера.

Пятое задание. Вторые номера вспоминают показан­ную в начале упражнения походку своих товарищей и пытаются максимально точно повторить ее. При необ­ходимости первые номера вносят коррективы.

Шестое задание. Обсуждение пройденных этапов. Как это - ощутить себя " другим"? Что может сказать по­ходка или любимая поза человека о его характере?...

№ 66. " Я похож на..."

Группе дается короткое время для обдумывания задания, которое заключается в исполнении пластического этю­да " Я похож на...". Каждый из участников находит своему настроению пластический образ. Это может быть образ ветра, животного, бабочки, мебели, абстрактное движе­ние... Важно, чтобы именно так максимально проявля­лось нынешнее внутреннее состояние человека. При ис­полнении этюда можно произносить звуки, но от текста лучше отказаться.

Каждый показывает товарищам свой пластический этюд, а затем происходит обсуждение увиденного, и зри­тели пытаются расшифровать пластический образ, пе­реводя его на язык чувств и ощущений.

№ 67. " Я леплю из пластилина..."

Группа садится в шеренгу, один из участников, вызвав­шийся быть скульптором, должен придать товарищам позу и выражение лица, которые, на его взгляд, являются характерными для них. Хорошо, если при этом есть воз­можность посадить шеренгу участников против зеркала, чтобы в результате работы скульптора каждый мог уви­деть свое отражение и понять, как он выглядит со сторо­ны в восприятии одного из товарищей.


После того как этот этап пройден, скульптор получа­ет возможность использовать шанс, предоставленный качеством материала - пластилина, - чтобы сделать по­зы и лица актеров такими, какими ему хотелось бы их ви­деть. Кому-то, предположим, он " добавит" в лицо весе­лость, у кого-то разожмет надменно сомкнутые губы, расправит плечи у постоянно стесняющегося и зажатого товарища, добавит дружелюбия тому, с кем у него не так просто складываются отношения...

№ 68. " Моя семья - группа"

Один из актеров получает задание выбрать из группы не­обходимое количество человек, рассадить их таким об­разом, чтобы это выражало степень близости с членами семьи-группы, выявить взаимосвязи между участниками семьи-группы.

Эта методика, носящая название " социальный атом", позволяет визуально отразить степень контактов и бли­зости между членами того или иного формального или неформального объединения.

Другим способом может служить социограмма. В этом варианте ведущий просит всех участников груп­пы подумать и определить для себя, кто из товарищей на­иболее близок ему. После раздумий каждый подходит к выбранному им человеку и кладет ему руку на плечо. Так возникнут цепочки взаимосвязей. Кого-то выберут не­сколько человек, а кто-то окажется последним в цепоч­ке - то есть никто не положит руку на его плечо... После того как произведен первый выбор и проявились груп­повые связи, просим всех участников вновь вернуться к заданию и повторить его, но произведя уже другой вы­бор. Повтор упражнения важен для того, чтобы были прояснены не только лежащие на поверхности симпа­тии, но и более глубинные отношения между товарища­ми. Возможность второго выбора снимает и остроту психологического напряжения у тех, кто не был выбран в первый раз ни одним из товарищей.


Кстати!!!

Подобные социограммы служат " лакмусовой бумажкой" при опреде­лении любых типов связей в группе, ведь задания могут каждый раз касаться другой темы: с кем готов пойти в разведку, у кого бы мог за­нять деньги, с кем хотел бы вместе провести отпуск, чьим соседом хо­тел бы быть, кого выбрал бы поверенным в личных секретах...

Важно перед проведением социограммы подчеркнуть, что все вы­боры или суждения товарищей по группе - это вещи очень субъек­тивные, и относиться к ним нужно поэтому соответственно.

И в положительных, и в отрицательных своих оценках мы не столько сообщаем о действительных преимуществах или недостат­ках другого человека, сколько проявляем свои собственные качества. Кто-то не выберет своего товарища в качестве желательного соседа из-за того, что он " слишком тих и с ним не так интересно". А для дру­гого именно ненавязчивость, спокойствие будут являться идеальны­ми личными качествами человека, с которым хотелось бы поселить­ся рядом. Для одного важно быть лидером, другой предпочитает ока­заться ведомым и т.д.

Еще раз напоминаю о необходимости по каждому вопросу или проблеме заранее предупреждать участников о существовании до­полнительных выборов, а затем и проводить на практике несколько вариантов игры.

№69. " Запретный плод"

Это задание - пантомимический этюд. Участники по очереди (по одному или в паре) показывают, как они ве­дут себя в ситуации расхождения между желанием и нормой. Роль " запретного плода" может выполнять лю­бой предмет или ситуация. Скажем, очень удачными бы­ли такие пантомимические этюды, представленные ак­терами " Ювенты": " ангина - мороженое", " страсть к кар­точной игре при постоянных проигрышах", " стремле­ние сохранить молодость, невзирая на неумолимо ухо­дящее время"...


№ 70. " Секретный код"

Это упражнение очень уместно как вводное, разогреваю­щее при работе над темой о культурных кодах, ощуще­ниях, испытываемых при встрече носителей разных тра­диций, языков и т.п.

Просим выйти из группы трех-четырех человек. Они удаляются за дверь в то время, как ведущий проводит ин­структаж оставшихся участников.

- Давайте найдем в комнате, в которой мы находимся,
какой-то неброский предмет. Это может быть дверная
ручка, чья-то сумка, висящая в углу лампа... Договорив­
шись о загаданном нами предмете, мы должны заключить
еще одно соглашение. Смысл его в том, что по возвраще­
нии игроков они будут задавать нам разные вопросы, тре­
бующие либо утвердительного, либо отрицательного от­
вета. Вместо слова " да" я прошу вас называть любые слова,
начинающие с букв " П" или " В" (начальные буквы в словах
" правда", " верно"!). Если же вы захотите сказать " нет", на­
зывайте вместо этого любые слова, которые начинаются
с буквы " О" (первая буква в слове " ошибка").

К примеру, группе зададут вопрос:

- Висит ли этот предмет на потолке комнаты?

Если мы загадали лампочку, то ответ ваш будет поло­жительным, но вместо слов " да! " участники группы могут сказать:

- Веревка!

- Помидор!

- Пирамида, варенье, пампушка...

Надеюсь, что код вами усвоен, и вы сможете держать его в секрете. Я приглашаю в комнату игроков.

Когда игроки возвращаются к группе, ведущий объяс­няет им, что загадан некий находящийся в комнате пред­мет. Чтобы обнаружить его, игроки должны обратиться либо ко всей группе, либо к отдельным ее представите­лям со множеством закрытых вопросов. " Закрытый во­прос" - это вопрос, на который можно ответить одно-


значно утвердительно или отрицательно. Вопрос типа: 'Тебя зовут Миша? " - закрытый. Вопрос типа: " Как тебя зовут? " - открытый, так как на него невозможно ответить " да" или " нет".

В итоге вы получите от группы абсолютно искренние и честные ответы на поставленные вопросы, вы можете обсуждать полученный материал, можете неограничен­ное количество раз выдвигать версии относительно за­гаданного предмета... Вам дается четверть часа для того, чтобы назвать загаданный нами предмет. Начали!

Интересны и сама игра (в которой участники прохо­дят самые разные стадии от воодушевления до раздраже­ния от непонимания происходящего, недоверия к прав­дивым ответам), и обсуждение в конце игры. При обсуж­дении выясняется, что участники группы искренне хоте­ли помочь бедолагам-игрокам, лезли из кожи вон, пыта­ясь дать хоть какой-то намек на скрытый смысл ответов, но игроки просто не понимали намеков и были в свою очередь раздосадованы поведением товарищей, считая, что те их попросту надувают. Группа постепенно открывает для себя, что упражнение - это не только об­раз ситуации непонимания ЯЗЫКА другого человека, но и его культурных кодов, традиций, поведения...

№ 71. " Две неправды и одна правда"

Игра проводится в два этапа. На первом этапе формиру­ются пары участников, как можно менее знакомых друг с другом. В течение пяти - десяти минут каждый участник пары рассказывает товарищу три события из своей жиз­ни, три коротких истории. Две из них должны описывать вымышленные события, а одна - фактически происшед­шее с ним. Обменявшись информацией, каждый из уча­стников пары должен проанализировать услышанное, оценить мимику рассказчика, вдуматься в подтекст, ло­гически проанализировать полученный материал и сде­лать вывод о том, что из рассказанного было правдой, а что - вымыслом.


После этого начинается второй этап. Вся группа са­дится в круг, и каждая пара по очереди начинает отчет о происшедшем разговоре. Один из участников пары сперва рассказывает всем присутствующим о трех услы­шанных сюжетах. Затем группа пытается выработать свое мнение и проводится голосование: кто считает рас­сказанное правдой, кто — вымыслом. После вынесения группового вердикта слово получает партнер рассказчи­ка, который сообщает о своих выводах: что в рассказе то­варища было правдой, что - фантазией. И лишь затем слово получает сам рассказчик, открывающий перед все­ми свой секрет. После этого аналогичная цепочка дейст­вий производится по отношению к историям его напар­ника. Затем очередь переходит к следующей паре.

№ 72. " Скульптура чувства"

В принципе, уже само название упражнения объясняет его смысл. Делим группу на подгруппы по 3 - 5 человек в каждой. Каждой подгруппе дается задание: выбрать оп­ределенную эмоцию и представить ее в виде многофи­гурной статической композиции.

После подготовки скульптуры представляются всему форуму, и зрители пытаются точно назвать изображен­ное чувство. Иногда затруднения возникают из-за смыс­ловой близости определений. Скажем, гнев несложно спутать с раздражением, досадой, злостью... Поэтому тренировка идет в двух направлениях - пластическое выражение эмоций и вербальная точность в определе­нии эмоциональных состояний.

№ 73. " Любит - не любит? "

Вся группа разбивается на два круга. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участ­никам. Таким образом возникают пары из представите­лей внешнего и внутреннего кругов.

- Помните старинное гадание на лепестках ромаш­ки - " любит - не любит"? Каждому из нас важно знать,


как он воспринимается группой, насколько тесны его дружеские связи... Вам сейчас представится возможность искренне ответить на вопрос о своем отношении к дру­гим участникам коллектива, получить представление о том, как вас воспринимают товарищи.

Ромашка нам не потребуется. Вместо этого условим­ся, что объятия - символ большой любви и симпатии, пожатие руки - выражение близких дружеских чувств, хлопнуть по ладони - " ты славный малый, но не более...", кивок головой означает для партнера - я тебя восприни­маю нейтрально, без определенной симпатии и антипа­тии. Ну, а если вам показали опущенный к полу большой палец руки, то это сигнал, который сообщает о том, что ваши отношения с человеком серьезно испорчены. Ка­кая-то кошка между вами пробежала, и стоит задуматься о том, как вы найдете пути для примирения.

После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается сама игра. Малый круг остается на месте, а участники большого круга по хлопку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партне­ром. Участники пары показывают друг другу " код при­ятия". Если оба человека раскрыли друг другу объятия -можно обняться, если оба подставили ладонь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обо­юдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает получен­ную от партнера информацию, и вновь звучит хлопок ведущего. Большой круг осуществляет переход, и возни­кают новые пары, в которых повторяется та же последо­вательность действий.

№ 74. " Две группы"

Это задание помогает актеру развить внимательность и логическое мышление. Один из участников - доброво­лец - выходит из комнаты. В это время группа договари-


вается о признаке, по которому она могла бы разделить­ся на две подгруппы. Сперва признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, но­сящие очки, в другом — нет. Или в одной группе - те, у ко­го на руке есть часы, в другой - участники без часов...

После того как разделение произошло, в комнату воз­вращается игрок, которому предлагается проанализиро­вать " картинку" и на основании увиденного сказать, ка­кой признак лег в основу распределения участников по группам.

На продвинутом этапе можно попробовать прово­дить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов...

75. " Образ цвета"

Кто-то из участников группы выходит за дверь. В это вре­мя группа загадывает какой-то цвет.

Вернувшись в комнату, игрок должен обращаться к разным участникам упражнения, прося их образно пе­редать их видение загаданного цвета. Важно в ответах-показах избегать прямой подсказки: не показывать на белую стену, не изображать рукой волны моря, не дотра­гиваться до черных волос... Образ может быть только пластичным, а может сопровождаться каким-то звуком, который ассоциируется у отвечающего с определенным цветом.

№ 76. " Личный багаж"

Группа уже немало времени провела вместе. Вы познако­мились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем опреде­лить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам пред­стоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюк­зак Это - его личный багаж. Что положит в рюкзак това­рища группа?

Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом догово­римся класть в него не вещи, а личные качества товари-


ща. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, кото­рые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать.

Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свиде­телями проявления которых мы стали во время совмест­ной работы.

Второе: мы не можем положить в рюкзак качества ха­рактера, за которые не проголосовала вся группа. Любой из вас обладает правом вето. Группе придется переубе­дить его, иначе спорное качество так и не попадет в лич­ный багаж вашего товарища.

77. " Цветной стул"

- Здесь, в центре комнаты я ставлю стул. Есть известное упражнение " Горячий стул", когда сидящий на нем выслу­шивает от товарищей далеко не всегда только приятные мнения о себе. Есть " стул золотой" - он предполагает вы­ражение симпатии и комплименты в адрес сидящего. Наш стул - цветной. Тот, кто сядет на него, получит воз­можность услышать от любого из участников группы от­кровенное мнение о себе. Будьте готовы не только к " по­глаживаниям", но и к нелицеприятным вещам, к слож­ным вопросам.

У сидящего в центре игрока тоже есть право на пять вопросов. Пять вопросов к товарищам - это немало. Сто­ит хорошенько подумать, чтобы максимально полно ре­ализовать свое право не только на ответ, но и на попыт­ку прояснить отношение к себе.

Очень хотелось бы, чтобы каждый из вас воспринял происходящее как акт дружелюбия и откровенности, а не как пустую болтовню. Вдумайтесь в то, что для вас дей­ствительно важно в сидящем напротив человеке. Что вы хотите узнать о нем, чем хотели бы с ним поделиться?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.