Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачем это делается.






В конце каждой встречи присутствующие делятся впе­чатлениями о своем участии в ней. Здесь я приведу неко­торые из высказываний, которые постоянно звучат на подведении итогов вечеров " Драма - дилемма":

- " на встрече я понял, что теперь иначе отношусь к самому себе", " по-другому начинаю воспринимать окру­жающих, лучше понимаю, что при всей нашей похожес­ти мы очень различны в поведении, реакциях и... надо быть готовым к этому";

- " произошло понимание того, что у моей проблемы есть не одно, а несколько решений. Участие группы поз­волило взглянуть на себя со стороны, увидеть себя ины­ми глазами, понять, что в конфликте... не бывает лишь одна сторона виновата. Где-то и я ошибся. Я думаю, что, когда мою сцену играли уже другие герои, они позволи­ли мне успокоиться и сосредоточиться на поиске отве­тов...";

- " встреча " Драма - дилемма" - это поведенческий тренинг, проверка межличностного взаимодействия в условиях конфликта. Тренинг эмоционально напряжен-



ный, с одной стороны, но с другой - оставляющий право на свободу выбора, репетицию ситуации, ошибку, кото­рую можно исправить";

- " было чувство, как будто группа тебя обнимает, мне
было важно, что меня поддержали, приняли такой, какая
я есть...".

Так возникают неформальные связи, доверие, спло­ченность вокруг решения конкретной и в то же время общей для группы проблемы. Это эмоциональный план, но есть и рациональный: ощутив себя частью группы, участники были в большей степени готовы прислушать­ся к групповому мнению, подражать успешным решени­ям конфликтов. Уровень их защиты, сопротивление по­стороннему влиянию снижаются, появляется готовность воспринять личный и групповой опыт решения кон­фликта не как назидательность или угрозу самоуваже­нию, а как необходимый элемент сотрудничества и со­творчества.

Такая готовность, возникает на вечерах " ДИД", благо­даря трем китам, на которых держится атмосфера встречи.-

- " Я не один! ". Мои конфликты, переживания и стра­дания - это проблемы универсальные. Людям, меня ок­ружающим, те же проблемы в той или иной степени свойственны и знакомы. Дело не в моей " порочности", " неспособности", " бесталанности"...

- " Альтруизм". Если я не один, то я перестаю быть центром Вселенной и готов вслушаться в рассказ других людей о том, что их волнует. Мало того, я готов предло­жить свои услуги: свои умения, знания и опыт другим. Сочувствие, готовность принять помощь и предложить ее возвышают меня в собственных глазах;

- " Внушение надежды". Человек, пришедший на
встречу с незнакомыми людьми, через некоторое время
оказывается втянутым в общее интеллектуальное, теат­
ральное, творческое игровое действие. Возникают взаи-


моотношения с другими людьми. Он ощущает внимание, его слушают, ему готовы подставить плечо... Конфликты, казавшиеся следствием собственной глупости и невезе­ния, оказываются знакомы многим. Проигрывание ди­лемм доказывает, что репертуар решений неоднозначен и богат. Значит, возможно решение конфликта, возмож­но общение, установление неагрессивных контактов. Возможно, я сам научусь и сумею справиться со своими проблемами и помочь другим!

Отсюда можно вывести те цели, к достижению кото­рых я стремился при разработке методики " театра - ди­леммы":

- развитие сотрудничества, взаимопомощи, ответст­венности, самостоятельности, неагрессивности, эмоци­ональной адекватности;

- преодоление стереотипов, лежащих в основе пове­дения и рождающих разнообразные конфликты, напря­жение и тревогу;

- готовность взять на себя ответственность за осозна­ние собственной роли в триаде " личность - ситуация -проблема", за понимание того, что мои эмоции, поведе­ние - не только реакция на проблему, но и порой - сущ­ность проблемы;

- обучение умениям творчески решать конфликтные ситуации, открытости новому, восприимчивости к мно­гообразию мира;

- умение понять и принять себя, уверовать в успех, быть готовым нести ответственность за сделанный вы­бор.

Короче говоря, все, что происходит во время встре­чи, - это воспитание ответственного " выбирающего Я" в личном прохождении трех этапов любого тренинга (ка­ким, по сути, является и " Драма - дилемма"): ввод - при­способление - перенос.

Ввод - это, в принципе, примерка образа протагони­ста на себя. Происходит вхождение в образ и в процессе



театральной игры - эмоциональное проживание и пере­живание конфликта.

Приспособление (адаптация, укрепление) - это этап, когда протагонист включается режиссером в спонтан­ную игру с изменяющимся контекстом, сменой ролей внутри сцены, сменой героев и исполнителей... Нараба­тывается все еще сценический, игровой опыт, идет сшибка позиций, установок, стереотипов. Задача состо­ит в том, чтобы приспособление настолько окрепло, что могло перерасти в присвоение - стать элементом в ре­пертуаре поведения.

Присвоение - третий и самый важный этап работы, ведь здесь происходит перенос игрового опыта в жизнь. Подросток в ходе участия в сцене - дилемме обнаружил, что тон его разговора с родителями - одна из причин постоянных ссор и обид. Он " примерял" на себя образ мамы; был задет, как и она, агрессией " сына" (актер - за­мена); из зрительного зала получил возможность пона­блюдать несколько вариантов решения конфликта, ког­да другие участники встречи с легкостью добивались своего и в роли " сына" устанавливали с родителями нор­мальный контакт... Затем тот же протагонист принял участие еще в нескольких упражнениях - симуляциях проблемы...

Вопрос лишь в том, сможет ли наш герой, вернувшись домой, воспользоваться всем новым для него эмоцио­нальным и рациональным знанием о себе, чтобы карди­нально изменить ситуацию? Произойдет ли присвоение роли? Ответ вовсе не однозначен. Но залогом возможно­сти подобного присвоения становится, на мой взгляд, са­мо участие в группе, в работе по методике " Драма - ди­лемма".







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.