Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Драма - Дилемма: пограничное существование






Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком

лишь тогда, когда он играет.

Ф. Шиллер.

Письма об эстетическом воспитании человека

Определившись со значением термина " дилемма", отме­тим, что проблемой решения конфликтов занимаются множество различных областей теоретической науки и практической деятельности: от философии, психоло­гии, педагогики... до судов, полиции, адвокатуры...

Нам же, находящимся на территории иной - теат­ральной, - гораздо более интересен древний союз фило­софии, психологии и искусства в изображении, анализе, поисках преодоления всяческого рода конфликтов, ре­шении нравственных дилемм, над которыми издавна трудится человеческий дух.

Среди ближайших родственников " Драмы - дилем­мы" числятся театр и психология. Их симбиоз и взаимо­влияние наиболее ярко видны, по-видимому, в древних ритуалах, мистериях, в драме Классицизма, а в новое время - в развитии психодрамы, различных форм об­щинного и так называемого " интерактивного" театра.

О том, что значит для " ДИД" это пограничное между психологией и театром существование, мы попытаемся поговорить в этой главе.

Безусловно, истоки " театра - дилеммы" - в психодраме.

Психодрама как психокоррекционный метод груп­повой работы возникла немногим менее ста лет назад. Отцом метода является профессиональный врач-психи­атр Якоб Леви Морено. С тех пор имя Морено заняло свое место в ряду имен 3. Фрейда, К Юнга, К Роджерса,


других психологов и психотерапевтов, чьи открытия вы­шли далеко за границы врачебного дела, изменив пред­ставление о человеке, повлияв в целом на всю современ­ную культуру.

Психодрама возвращает нас к древнему театру с его хором, ритуалом коллективного переживания и дейст­вия. Актер психодрамы - " человек спонтанный", умею­щий в условном пространстве и времени сыграть реаль­ные мысли и чувства. Он не должен владеть актерским мастерством, задача его иная - попытаться ощутить себя творцом жизни, а собственную жизнь - цепью событий. Здесь важна возможность " исправить", " переиграть" жизнь по-новому. Актер психодрамы должен уметь ви­деть событие как результат многих субъективных и объ­ективных сил - векторов. Поведение героя, взгляды, при­вычки, суждения, эмоции и действия делают его собст­венную жизнь такой, какова она есть. Научившись видеть эти причинно-следственные отношения, герой может воспользоваться возможностью, данной психодрамой, и попытаться изменить жизнь здесь и сейчас. Но так как улучшение его бытия неразрывно связано с его же, героя, самосовершенствованием, то и цель психодрамы - это самоактуализация личности (в то время как цель театра и искусства в целом - эстетическое наслаждение).

" Протагонист" (греч.), он же " первый герой", он же в психодраматическом действии клиент — это центр психодрамы. Так или иначе участвуя в игре, группа вклю­чается в исполнение разнообразных ролей, но остается все же " хором", который лишь усиливает и обрамляет роль героя.

Что взято " Драмой - дилеммой" из психодрамы?

Внимание к игре, спонтанности, к важности роли протагониста и необходимости групповой обратной связи; отдельные техники.

В чем отличие нашей методики, ее новизна в сравне­нии с ближайшим родственником?



" Драма - дилемма" - это не терапия, а способ самосо­вершенствования. В отличие от психотерапевтической направленности психодрамы, в " ДИД" происходит не ра­бота с клиентом, а театральная встреча. В арсенале веду­щего этой встречи есть совокупность театрально-психо­логических приемов, ориентированных на " раскрутку" обычного человека - психологически здорового, но об­ремененного комплексом разнообразных проблем, за­бот, конфликтов. Участник вечера " Драма - дилемма", как любой нормальный человек, пытается скинуть этот груз или хотя бы облегчить, улучшить свою жизнь, сни­зить ее конфликтность, почувствовать себя в мире с ок­ружением... В этом процессе он использует театральную игру как инструмент.

В методике " театра - дилеммы" нет роли постоянного протагониста. Его место на сцене занимает любой участ­ник вечера. Сама роль остается, но исполнители меняют­ся порой многократно, каждый раз беря на себя ответст­венность за разрешение конфликта и развитие импро­визированного действия. Другими словами, " Драма - ди­лемма" акцентирована не на герое, а на проблеме. В цен­тре встречи находится всегда общая для группы дилем­ма. Зачастую в фокусе не эмоциональные реакции про­тагониста, а его поведенческие стереотипы, не тонкая материя субъективной рефлексии, а грубая ткань меж­личностного конфликта.

" Драма - дилемма" возникла как реакция на опреде­ленный социальный заказ. Методика должна была эф­фективно и практически работать над проблемами и конфликтами подростков. Так что времени на развитие теоретической базы не было. От высокой философии нужно было переходить к непростой жизненной прак­тике.

Для детей и подростков, людей малознакомых, эмиг­рантов, сменивших культурную среду, да и просто для множества обыкновенных людей общение и саморас-


крытие связаны с массой психологических проблем: от­чужденность, страх оказаться смешным, беспокойство, застенчивость... И тут на помощь, вместо маски, за кото­рую почти всегда прячется человек в состоянии душев­ного дискомфорта, приходит театральная игра с ее дву-плановостью. С одной стороны, разыгрываемая ситуа­ция вполне конкретна, взята из жизни и требует немед­ленного практического разрешения. С другой - вся эта жизнь на сцене условна, эмблематична, а потому - безо­пасна возможностью возврата в реальность, правом на исправление допущенной ошибки.

Не будучи дипломированным психологом, а потому являясь человеком, профессионально абсолютно дале­ким от столь увлекающей меня психотерапии, я ощущал невольный страх при мысли о необходимости погру­жаться во время психодраматических сеансов в глубины подсознания клиента. Рассматривать, профессионально анализировать, а затем и проигрывать различные фо­бии, депрессии... Одно дело выстраивать психологичес­кую карту образа, заниматься личностью театрального персонажа из написанной кем-то пьесы, совсем другое -выводить из аффекта героя реального, протагониста психодрамы, разыгрывающего перед группой свою жизнь здесь и теперь.

У меня был неплохой опыт многолетнего молодеж­ного лидерства, ведения различных подростковых групп, некий актерский и режиссерский багаж. Это за­ставляло искать возможность адаптации идей и техник психодрамы к работе с группами физически и психиче­ски здоровых людей. Для них театральная игра должна была стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле - инструментом, способствующим взаимопонима­нию, самораскрытию, созданию атмосферы творчества, сплоченности, столь знакомым по молодежным теат­ральным студиям, воспитавшим в свое время и меня са­мого.



Я.Л. Морено называл психодраму психодраматичес­ким методом естественного излечения. Я же искал на стыке психологии и театра " психодраматический метод естественного улучшения" - изменения в поведении, от­казе от стереотипов, в принятии идеи сотрудничества между членами группы.

Психодрама - мать многих форм на стыке психоте­рапии, психологии и искусства. Неудивительно, что по­этому у " Драмы - дилеммы" существует кровный брат -театр " Плейбек".

В середине 70-х годов XX века один из учеников и по­следователей ЯЛ. Морено - Джонатан Фокс - решил воз­вратиться к идее театра спонтанности, соединив его с практикой введения в игру " вспомогательных Я". В пси­ходрамах эти участники встреч в роли " вспомогатель­ных Я" должны были сыграть различные состояния про­тагонистов, чтобы помочь главному герою увидеть себя со стороны, либо подтолкнуть его к большему саморас­крытию, либо подвести к решению проблемы... В связи с тем, что " вспомогательные Я" использовались практиче­ски во всех психодраматических сессиях, были крайне разнообразны по своей сущности и очень важны для ус­пеха встречи, от актеров, исполняющих эту функцию, требовались определенные профессиональные навыки. Так внутри обычной группы участников психодрамати­ческих сессий стала возникать некая полупрофессио­нальная команда с определенным " амплуа".

Этих-то актеров и использовал Фокс в первых поста­новках по методике театра " Плейбек". Смысл заключался в том, что вместо активно действующего на сцене прота­гониста появлялся Рассказчик На глазах у публики он де­лился с ведущим встречи историей из своей жизни, вы­бирал из специально подготовленной группы актеров -исполнителей ролей. Этим актерам и предстояло разыг­рать услышанную историю на глазах ее автора. Он же мог по ходу действия вмешиваться в спектакль, что-то


изменять, уточнять, даже изредка сам оставлять место в зрительном зале, чтобы подняться на сцену и подклю­читься к игре. Эмоциональное переживание Рассказчи­ка, связанное с просмотром " пьесы своей жизни, потря­сение от возможности менять элементы развития сюже­та, заниматься коррекцией прошлого (или проекцией фантазии в настоящее) являлись основой психотерапев­тического эффекта " Плейбека". Приобретя популяр­ность в США и Западной Европе, методика распростра­нилась по всему миру, пришла и в Россию, где работают ученики Фокса, существует несколько действующих групп театра " Плейбек".

Корни " Плейбека" во " вспомогательных Я" и психо­драматической технике " Зеркало". У Морено в " Зеркале" протагонист имел возможность воспользоваться роля­ми своих " вспомогательных Я", увидеть со стороны себя и рассказанный им фрагмент жизни, чтобы потом вер­нуться к активному лицедейству и опыт, полученный наблюдением со стороны, претворить на практике в развитии психодра­матической сцены. Актеры " Плейбека" так же " отзер­каливают " Рассказчику его историю, практичес­ки не вовлекая его в активное спонтанное действие.

Актеры " Плейбека" профессионально включаются в историю Рассказчика, она не связана с их конкретным личным опытом. Для них ясна лишь наиболее общая кан­ва истории, эмоциональное восприятие Рассказчиком события и его участников. Подробности, оттенки чувств, причинно-следственные отношения в коротком расска­зе не раскрываются. Обо всех этих деталях труппа участ­ников " Плейбека" может только догадываться, потому спектакли, играемые в русле этой методики, отвлеченно-метафоричны даже тогда, когда в основе сюжета лежат реальные жизненные события. В " Плейбеке" присутству­ют больше метафоры жизни, чем сама жизнь. Это обере­гает Рассказчика от чрезмерной обнаженности, ранимо-



 

сти, позволяет спрятаться за " чей-то" рассказ в большей степени, чем это дано протагонисту психодрамы.

В чем же отличия " ДИД" от " Плейбека"?

" Драма - дилемма" не перепоручает актерам ответст­венности за участие в событиях жизни протагониста. Те­ма вечера обсуждается и выбирается всеми участниками встречи, то есть для всех проблематика становится акту­альной. Затем происходит обмен сюжетами из жизни, которые иллюстрируют выбранный для проработки конфликт. Здесь закладывается общее рационально-эмо­циональное поле для игры. В качестве протагониста представление начнет один из участников встречи, ос­новываясь на собственном рассказе (здесь совпадение с ролью протагониста в психодраме), а продолжат уже другие, которые до того сидели в зале в качестве зрите­лей. Они поднимаются на сцену, заменяя главного героя, и пытаются вместо него привести конфликт к разреше­нию в ходе спонтанной импровизации с остальными участниками " базовой группы".

Для меня крайне важна именно эта возможность ви­деть во всех участниках встречи потенциальных прота­гонистов. Это обеспечивает необычайно высокую лич­ную вовлеченность зрителей в разворачиваемое на сце­не действие, понимание некоего общего жизненного опыта, высокую амбивалентность взаимоотражения функций " зритель - актер"... Потому-то в " ДИД", когда ге­рой обращается в зал за помощью, чтобы найти выход из тупиковой ситуации, не принимаются советы с мест. Не­обходимо не консультировать протагониста, оставаясь на безопасном расстоянии от конфликта в удобном зри­тельском кресле, а самому подняться на сцену, заменить героя в конфликтной сцене и попытаться продолжать сюжет до момента разрешения кризиса. Включенность в сцену - дилемму, активное проживание ситуации, ответ­ственность за сделанный выбор - это в методике " ДИД" " ключ без права передачи".


Я помню, как однажды, выступая перед старшекласс­никами, мы играли дилемму, связанную с конфликтом из школьной жизни. Один из зрителей проявлял явное не­терпение, даже недовольство всеми предлагаемыми ва­риантами выхода из конфликта.

- Вы слишком серьезны, - обратился он к актерам, получив слово. - Нужно увидеть ситуацию с юмором, тогда станет понятно, что в данном случае вообще нет поводов для спора!

Не без труда мы уговорили нашего оппонента выйти на сцену и выступить в роли героя. Как принято, верну­лись на несколько реплик назад, чтобы ввести нового протагониста в исходную ситуацию, и... Нужно было ви­деть, как буквально через минуту наш герой потерял са­мообладание в отчаянных попытках привлечь к себе внимание " одноклассников". Ни о каком чувстве юмора речи уже не шло, парень всерьез разгорячился и чуть не хватал партнеров за грудки.

В конце сцены, когда мы напомнили юноше о его же собственном призыве воспользоваться чувством юмора для мирного разрешения конфликта, он только и мог, что растерянно признать: " Легко быть умным на месте, а когда вы сунули меня в эту скороварку, мне стало не до юмора! "

Так принцип личного участия проверяет прочность теоретических установок. В " Драме - дилемме" игра принципиально ведется " от первого лица"! Не делегиро­вать свои полномочия кому бы то ни было, а говорить от себя, выносить на сцену собственное " Я", как бы это ни было страшно. Все самые замечательные идеи проверять не поднятием руки и умным советом протагонисту, а за­менить героя и обкатать идею в ходе импровизирован­ной партнерской игры.

Я убежден, что личный опыт, приобретаемый в тако­го рода " выходах на замену" протагониста, - это замеча­тельная психологическая проверка собственных устано-



вок, идей, умений, дорогая сердцу каждого творческого человека возможность прожить жизнь кого-то другого (и фрагмент этой жизни я сыграю, не основываясь на на­писанном кем-то для меня тексте, а исходя из своего " Я"!).

А еще эта игра " от первого лица" с возможностью ус­пеха и правом на ошибку спасет проект, методику " Дра­ма - дилемма" от дидактизма... Не только роль возникает из " Я" актера, на основе его жизненного опыта, но и на­оборот - собственно личность формируется из практи­ки ролей. Вспомним фильм Росселлини " Генерал Делла Ровере", в котором один из персонажей, мелкий опустив­шийся жулик, вынужден был под угрозой расправы сыг­рать в тюрьме роль аристократа и героя Сопротивления. Его задача - втереться в доверие к арестованным под­польщикам, чтобы затем сдать их гестапо. Прошло вре­мя, и фашисты поразились тому, как роль изменила чело­века: герой фильма настолько вошел в навязанный ему образ, настолько слился с ним, что в назначенный час отказался выходить из игры: в роли аристократа, патри­ота, героя он добровольно идет на казнь...

В отличие от психодрамы или театра " Плейбек", " Дра­ма - дилемма" гораздо более приземлена. В ней мало об­разной символики " Плейбека" или философских фи­нальных сцен психодрамы, а больше бытовой конкрети­ки. Поэтому в 'Театре - дилемме" есть этап, отсутствую­щий в психодраме. Речь идет о достаточно короткой ре­петиции, когда так называемая " базисная группа" (та, ко­торая представляет дилемму впервые, в которой еще не произведены замены актеров зрителями) проводит при помощи режиссера или самостоятельно инсценировку сцены. Автор рассказа, взятого в качестве основы для представления, как правило, берет на себя функции про­тагониста в базовой группе. Он заботится о том, чтобы инсценировка была точна, отражала действительность, воспринятую его - протагониста — глазами: отбирает се­бе партнеров, уточняет взаимоотношения конфликтую-


щих сторон, характер персонажей, место и время дейст­вия. На этом этапе решается вопрос о форме завершения сцены: участники либо технически обозначают финал, застыв во " фризе", либо герой завершает сцену внутрен­ним монологом или прямым обращением к зрителю за помощью. Актерам важно решить, что же будет являться финальной точкой их мини-спектакля...

Сравнив некоторые принципы психодрамы, " Плей-бека" и " Драмы - дилеммы", мы подошли вплотную к во­просу о том, что дает человеку его участие в " театре - ди­лемме"? Иными словами, зачем это делается? А затем - как это делается?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.