Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приключения в лабиринте.






Встреча эта начинается с разговора о том, насколько важна в нашей жизни вообще, а в театре в частности ат­мосфера взаимоподдержки, доверия, сотрудничества.

- Ни один успешный театральный проект или спек­такль невозможен без совместных усилий многих лю­дей. Эпоха одиночек закончилась. На смену Тарзану и Джеймсу Бонду пришли группы действующих лиц. Ком­пании персонажей. Так и на театре. Даже если кто-то из вас станет в недалеком будущем признанной звездой Бродвея, все равно залогом вашего успеха станет собст­венный талант плюс слаженная работа профессиональ­ной творческой группы.

Драматург напишет для вас блестящий текст роли, ре­жиссер займется постановкой спектакля с вашим учас­тием, продюсер обеспечит финансовую и администра­тивную поддержку проекта, художник продумает и со­здаст эффектные декорации и костюмы, композитор на­пишет проникновенную музыку, бутафор организует не­обходимый реквизит, осветитель позаботится о свето­вой палитре спектакля, специалист по рекламе проведет кампанию, которая приведет к кассам театра тысячи же­лающих. Здесь в работу включатся кассиры, продающие билеты, уборщица, приводящая в порядок зал, рабочие сцены, монтировщики декораций, гример...


Одна из сложностей и опасностей актерской профес­сии (и одна из волнующих радостей ее!) - это непред­сказуемость результата.

Каждый раз, выходя на сцену, актер ступает на некую тайную тропу, входит в волшебный лабиринт, который может вывести его к успеху, аплодисментам, цветам и бла­годарным улыбкам зрителей, а может... завести в тупик

Чешский драматург и прозаик Карел Чапек так писал об этой опасности в очерке " Как ставится пьеса? ": " Те­атр - сродни военному искусству и азартной игре в ру­летку. Никто заранее не знает, каким получится спек­такль. Ибо театральный спектакль - не столько выполне­ние намеченного замысла, сколько преодоление бесчис­ленных и неожиданных препятствий. Каждая планка в декорациях, каждый нерв в человеке могут внезапно лопнуть... И хотя они обычно не лопаются, атмосфера в театре всегда остается напряженной. Иначе просто не может быть! "

Чтобы ориентироваться в этом непростом мире, нуж­но верить в себя, в партнера, нужно уметь концентриро­ваться на достижении цели. Для начала попробуем по­тренировать эти качества в упражнении " Прятки ночью" (см. главу " КВС - контакт, взаимодействие, сотрудниче­ство"). Если время позволяет, то можно использовать лю­бую из модификаций упражнения " Поводырь" из той же главы " КВС".

- Ну, а сейчас, после того как вы размялись и убеди­лись в надежности своих товарищей, можно приступить к основному приключению. Сегодня нас ждет Волшеб­ный Лабиринт. Почему лабиринт, думаю, вы запомнили с нашей первой встречи. Мы говорили о том, что в творче­стве нет никаких гарантий. Иногда тропа выводит нас к успеху, иногда приходится долго блуждать, пока выйдем на нужную дорогу, а порой - что скрывать - мы оказыва­емся в тупике. Выйти из него непросто, но необходимо.

А вот почему наш лабиринт волшебный, мы узнаем в конце встречи. Тогда же и обсудим, как проходило наше


необычное путешествие. А сейчас разбейтесь, пожалуй­ста, на пары. Мы начинаем игру!

№52. " Лабиринт"

На полу чертится мелом или отмечается цепочкой из по­ложенных один за другим стульев маршрут. Он представ­ляет собой извилистую тропинку длиной в 3 - 5 метров и шириной около метра. Один участник из каждой пары начинает игру как ведущий, второму завязывают глаза -он ведомый. Его задача пройти по маршруту и не заплу­тать в лабиринте. Ведущий дает указания словами: влево, вправо, два шага в сторону и так далее. Ему нельзя касать­ся ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера.

Для каждого определяется время прохождения лаби­ринта. Затем участники меняются ролями, и засекается время, за которое второй участник прошел лабиринт. Определяется общее время пары. В конце можно назвать пару-победительницу - ту, которая прошла маршрут за кратчайший срок.

...Итак, все разбились на пары и готовы к игре. Скажи­те, вы все уверены в своих силах? В надежности партне­ров? Бывало ли, что в состоянии напряжения вы теряли над собой контроль и забывали самые простые вещи? Например, все знают, где лево, право? Вперед и назад? Покажите, пожалуйста, рукой эти направления! Вы уве­рены, что даже в сложной ситуации не перепутаете эти понятия? Что ж, прекрасно! Вот несколько вещей, на ко­торые я хотел бы обратить внимание участников до на­чала игры:

- ведущий несет полную ответственность за ведомо­го. Он четко и вовремя предупреждает его о всех возмож­ных опасностях и преградах;

- большая просьба ко всем без исключения участни­кам: запомните, пожалуйста, все свои ощущения, эмоции в двух ролях - ведущего и ведомого;


- задания зрителям: успех зависит и от вас. Соблю­
дайте тишину, чтобы не мешать контакту между партне­
рами на площадке. Обратите особое внимание на то, как
изменяется у человека, проходящего лабиринт, язык те­
ла, и почему это происходит? Походка, спина, руки рас­
скажут вам немало о переживаниях героя. Запомните все
эти детали до окончания игры!

Ну, а сейчас я приглашаю на площадку первую пару. Успеха вам! (...)

Закончилось путешествие по лабиринту. Объявляют­ся итоги и победители. Вслед за этим начинается обсуж­дение хода игры. Что чувствовали участники? Что увиде­ли со стороны зрители? Кто запомнил и может проде­монстрировать на площадке типичный " язык тела" про­ходящего лабиринт игрока? Обращаем внимание на то, как изменилась пластика человека, лишенного возмож­ности видеть окружающий мир. Он напряжен, неуверен, медленно передвигается в пространстве...

После завершения обсуждения предлагаем разбиться на пары или группы и даем очередное задание.

- Придумайте и сыграйте сцену, в которой пройден­
ный вами лабиринт превратится в какую-то другую, не­
привычную, опасную, неизвестную по прошлому опыту
территорию. Это может быть улица ночью, окраина не­
знакомого города, минное поле, подвесной мост над
пропастью, канат над ареной цирка, тропинка через
джунгли... Определите не только место действия, но и ре­
шите, кто он - ваш герой. Почему оказался в данном ме­
сте? Куда направляется, какова его цель? (...)

Каждая пара или группа по очереди показывают сце­ну. Играется она с открытыми глазами, но память эмоци­ональная, мышечная должны постоянно присутствовать, напоминая актерам о том, как тело и чувства отзывались на ходьбу по лабиринту. Как передать зажим тела, напря­жение спины, дрожь в коленках... Как вспомнить и вос­произвести уже в иной ситуации то, о чем вспоминали


игроки сразу после упражнения: сухость во рту, изменив­шийся ритм ходьбы, чувство ответственности за товари­ща и многое-многое другое...

Подводятся итоги занятия. Разговариваем с ученика­ми о том, как важно быть одушевленной " копилкой": за­поминать походки, характеры, лица, запахи, физические и эмоциональные ощущения, чтобы потом при необхо­димости вызвать их в памяти и использовать на сцене.

Прощаясь, просим принести на следующую встречу рассказы или рисунки (можно и рассказы, и рисунки!) о тех событиях в жизни молодых актеров, которые вспом­нились им в связи с упражнением " Лабиринт".

После одной из встреч " Приключения в лабиринте" пятиклассники принесли коротенькие сочинения о сво­их впечатлениях. Вот выдержки из нескольких работ: " Когда я вел товарища по лабиринту, то мне казалось, что я стал его частью. Но мне было запрещено приближать­ся к нему и заходить на территорию лабиринта. Это со­здавало особое напряжение в игре".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.