Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творение 3. О символическом мышлении.






Мы начали читать Книгу Бытия и говорили о сотворении мира. История сотворения мира в церкви читается на богослужении. Спросим, когда оно читается? В какое время литургического года? На каком богослужении оно читается? О сотворении мира читают в церкви на первой седмице Великого поста. Почему это так? Потому что начало Великого поста это время, когда человек должен вспомнить себя и потрудиться, чтобы уяснился в нём образ Божий. Последовательность событий творения мира соответствует тому, как устроена человеческая душа. История сотворения мира есть также учение о человеке — антропология. Это и есть путеводная нить для чтения Священного Писания, его первых глав. История сотворения мира есть антропология — учение о человеке. То есть, и это учение о сотворении мира как таковое, и в нём заключена антропология.

Мир сотворялся в некотором порядке и последовательно. Точно также одна за другой будут обозначаться главные силы человеческого сердца.

История сотворения мира, она же антропология, это ключ ко многим самым трудным местам св. Писания. Самые трудные места св. Писания будут нами уясняться, когда мы применим, будем применять основные положения библейского учения о человеке. Антропология станет нам и путеводной нитью и ключом.

Мы прочли первый стих Книги Бытия, и нашли, что он говорит о вере. Кроме того, что речь шла о сотворении неба и земли, речь шла о вере. Мы узнали, что верующий человек умеет дать уму границы и направление движения. Верующий так или иначе прошёл испытание злом и красотой. Верующий может обращаться к невидимому. Священное Писание дано нам таким образом, что читая его первые предложения, мы должны говорить о вере. И в этом смысле, вера первая способность, и она простая, она не сложная, она не составная. Нет ничего проще веры, поэтому ей нельзя научить. Вере нельзя научить. Нет приближения, нет педагогики, методики, подступа к вере нет. Именно потому, что она простая, вера трудная. Если Бога в душе нет, и веры нет. Вера это то, что нельзя доказать, а можно показать, что делали святые и Сам Господь.

Вера — высокая и простая способность сердца. И она указана «берешит» в начале. Так творит Бог, не так как творит человек. Мы строим дом от основания к крыше, Господь творит от крыши к основанию. Священное Писание настраивает наше сердце на восприятие порядка сотворённого Богом мира. Читая писание, мы идём от простого к сложному. Он простого мы идём к сложному. Мы идём сверху вниз. Иоанн Златоуст это прекрасно выразил: «когда слышишь «сотворил», то не выдумывай ничего другого, но веруй. Сказано: божественная природа творит вопреки человеческому обычаю: прежде делает кровлю, а потом основание».

Мы прочли первый стих, узнали о вере, сейчас мы прочтём второй стих до конца, и обнаружим новую трудность, которая вызывает из нашей души способность к её преодолению.

Итак, второй стих 1й главы Книги Бытия.

«Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною и дух Божий носился над водою»

Вот второй стих Книги Бытия предлагает нам очевидное затруднение. Упомянуты сразу 4 понятия, о которых не было речи. Смотрите: и тьма над бездною и дух Божий носился над водою. Не было речи о чем? Тьма, бездна, дух, вода. Вот оно затруднение. Мы должны извлечь из него смысл. Не было речи о четырёх понятиях, и вдруг они явились вчетвером. Затруднение.

Ещё раз скажу: не нужно избегать затруднений, когда мы читаем св. Писание. Потому кстати так вредны переводы, современные, которые делают из св. Писания лёгкие тексты. Священное Писание должно царапать душу. Это не такое чтение, чтобы оно было лёгким. Затруднения нужно принимать. Кто ближе к Царствию Небесному: нищий духом или богатый разумом? Нищий духом ближе, но нищий просит милостыню, так и мы будем поступать. Не нужно обходить затруднения, которые во множестве предлагает нам Писание.

Именно вот, что священный текст бередит душу. Это не удобочетаемый гладкий текст.

Итак, тьма, бездна, дух, вода. Ничего этого Бог не творил. Ну, проще понять что такое дух, потому что дух Божий, по-еврейски «руах Эллохим», его Бог не творил. И это понятно для тех, кто с евангельской верой прочёл 1й стих. Святой Василий поясняет: «никакой другой дух не именуется божьим кроме Святого Духа, восполняющего собой божественую Троицу». Божественное действие, в котором исполняется творение, есть действие одновременно и Отца и Сына и Святого духа. Бог — Отец, начало — сын, Дух Святой носился над водой. Дух — Бог, Он деятелен, Он носился над водою. То есть, говорит св. Василий: «приготовлял водное естество к рождению жизни».

«Дух носился» подобно птице. В Новом Завете Дух Божий уподоблен голубю, и есть такое толкование, в еврейском кстати тексте Книги Бытия «дух носился» «меро хефет», такое толкование есть, что будто даже слышим биение крыльев.

Так, «Дух Божий» «руах Эллохим» хорошо. Теперь тьмя и вода. Их Бог не творил: они упомянуты. «И тьма над бездною и Дух Божий носился над водою».

Тьма и вода. Их Бог не творил. Особенно, что Бог не творил тьмы, это в древности уже вызывало большие недоумения, потому что возникала мысль, что наряду с божественным существует ещё какой-то мир, который Бог не творил, это мир тьмы. Это концепция, опять-таки дуализма, она иногда принимала такую форму, что тьма необходима для света, зло необходимо для добра, там где есть тени — там полнота мироздания, и прочее и прочее, эта мысль очень древняя, эта ересь называется манихейство. В современной литературе так мыслит Гёте в Фаусте, Чёрт из сна Ивана Карамазова, и Михаил Булгаков так мыслит, сам автор романа «Мастер и Маргарита», как манихей, т. е. зло необходимо для добра, а тень необходима для света, если нет теней, то собственно и мир бы даже невидим был бы.

И всё же, тьма и вода, их Бог не творил, значит они либо небо либо земля, потому что небо и земля это всё. Но небо, небеса это ангельский, устроенный мир, а земля это первичная материя. Вывод простой: тьма и вода это земля. Это наименование земли. То есть, земля в каком-то отношении названа «тьма», а в другом отношении земля это «вода».

В библейском восприятии общее у тьмы и воды в том, что они могут сгущаться. Тьма и вода могут сгущаться. Бывает осязаемая тьма, а вода сгущается, ну вы знаете как, становясь осадками, если падает с неба, либо просто замерзает.

«Земля» может обозначаться как тьма и как вода. Тьма и вода это бесформенная невидимая неустроенная, или как сказано в Книге премудрости, аморфная материя. Это говорится к Книге премудрости 22 гл 18 ст: «не затруднялась рука Твоя всесильная и сотворившая космос из безобразного вещества, или из аморфной материи».

Земля невидима, в это отношении она — тьма. Тьма не есть противоположность добру или свету, тьма не есть зло, тьма это материя. Тьма первых стихов Книги Бытия это материя. Это другое наименование земли. Земля не устроена, это аморфное вещество, абсолютно бесформенное, символом чего в материальном мире является вода. Земля была невидима (тьма) и неустроена (текуча как вода).

И наконец «бездна». Ёё Бог тоже не творил. Бог сотворил мир, а мир существует во времени и пространстве. Но времени и пространства Бог не творил. Когда мир начал быть, он начал быть во времени и в пространстве. Первое представление, даже не представление, а намёк на то, что материальный мир, земля, имеет ограничение, мы находим во 2м стихе Книги Бытия: «и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою».

То есть, представьте себе, Дух Божий над землей, которая названа «вода», а земля, она же тьма, находится над бездной. Или, проще сказать: Дух Божий над землеё, а земля над бездной. То есть, земля, она же тьма и вода, как бы по середине между духом и бездной. Материальный мир, земля, в каком-то смысле ограничен. Этот мир как бы ограничен: над миром Дух Божий, а сам мир над бездной.

Заметим, что временное и пространственное здесь только мыслится, ни в коем случае не представляется как чувственное или измеряемое, и мыслится только в возможности, поскольку мира как такового ещё нет. В точном описании взаимоотношений Дух Божий/ земля/ бездна является употребляется только предлог «над». Перед нами скорее иерархические отношения. Если бы в Писании речь шла об одном пространственном ограничении, то верх и низ были бы безразличны. А ту картину, которую даёт св. Писание во втором стихе, нельзя обращать, поменяв систему координат: это иерархия. Бездна не в пространстве, но на другой стороне чем Дух Божий, который над землей.

Действительно, другое понимание слова «бездна» это будет уже другое понимание. Слово «бездна» возникнет в связи с отпадением части ангельских сил от Бога и грехопадением человека. Бездна — та мистическая глубина, которая будет возникать по мере сознательного движения свободных существ от Бога.

Преисподняя не есть какое-то определённое место. Преисподняя это движение от Бога, бесконечное, за невозможностью достичь полного уединения или самоуничтожения. Преисподняя есть движение. Об этом мы сейчас не будем говорить. Если будем толковать Книгу Иова, где бездна эта описана, адская бездна описана, то там это очень ясно видно. Картина мира в Библии динамична. Преисподняя не есть место, преисподняя есть движение. Это вот бездна, который дна нет.

Пока мы не говорим об отпавших ангелах и грешниках, слово «бездна» не имеет никакого отрицательного в нравственном отношении смысла, как и слово тьма. Однако возможность такого смысла у слова «бездна» сохраняется, поскольку она в символической картине 1го дня творения находится на другой стороне чем Дух Божий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.