Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творение 5. Свет.






Братья и сестры, мы говорили о символическом языке св. Писания и о символическом мышлении, нашей способности творчески работать с тем, что называется образ, икона. И наша способность мыслить в образах действовала в нас, когда мы читали первые два стиха Книги Бытия. Книгу Бытия в той части, которая говорит о сотворении мира мы читаем особым образом как антропологию, учение о человеке. В истории сотворения мира, это путеводная наша мысль, последовательно записано устроение основных сил человеческой души.

Мы прочли первый стих, прокомментировали его и дали общее понятие о том, что есть вера. Второй стих прочли, возникло общее понятие о том, что такое образ, символ и таинство.

Вот две способности человеческого духа, которые последовательно записано в св. Писании: это вера и это способность, необходимая для того, чтобы вера осуществлялась, как поклонение, жертвоприношение, таинство.

Как бы вера не проявляла себя, например в добрых делах, она всегда простирается к невидимому. Но Бог неописуем, и в вопросах веры бывает необходимо говорить об одном через другое, которое должно быть найдено верно.

К невидимому мы относимся через видимое, верно найденное, оно же есть образ. То есть, в нас есть эта способность: символическое мышление.

Мы прочтём 3, 4, 5 стихи первой главы Книги Бытия, но чтобы приступить к этим стихам, попытаемся сформулировать то затруднение, которое возникает у нас на этот момент нашего рассуждения. Вот мы провели некое рассуждение, и вот сейчас перед нами встало затруднение. Я его сформулирую, если вы ещё его не заметили.

Мы верим, что Бог сотворил мир не из чего-то существующего, следовательно Творец это не Его творение. Для веры это абсолютная истина. Между Творцом и творением пропасть. Великий подвижник св. Макарий Египетский так говорит об абсолютном различии божественной природы и природы человеческой: «Он - Бог, она — не Бог, Он — Творец, она же тварь. Ничего нет общего в его и её естестве».

То есть, Бог творец вне мира, следовательно, внимание, и мир вне Бога? И человек вне Бога? А разве это так? Конечно не так. Не может быть мир вне Бога и творение не может быть вне Творца. Человек не может быть вне Бога, и тот же св. Макарий Египетский говорит: «душим нашим нужно изменить в божественное естество».

То есть, с одной стороны ничего нет общего в Его естестве, Божьем, и естестве человеческой природы (Макарий говорит), и он же говорит: душам нужно измениться в божественное естество.

Человек не может быть вне Бога. Христиане это знают в каждой своей молитве, потому что Бог вочеловечелся, это самая суть нашей веры христианской. Возникает парадоксальная ситуация, противоречие, острейший вопрос: Творец вне Своего творения, и Творец не может быть вне Своего творения.

Как решается эта трудность, эта парадоксальная ситуация? Очень просто: мир сообразен своему Творцу. Мир как творение сообразен своему творцу. Они через образ связаны. И символическое мышление ставит себе предельную задачу: помыслить Творца в отображении твари. Проблему, как отображает своего создателя мир решала древнегреческая философия в теории образа, в теории иконы. Платон пишет: «космос есть образ и подобие всесовершенного живого существа». В диалоге так пишет Платон. Космос есть образ и подобие всесовершенного живого существа. То есть, мир отображает собой божество. Так мыслит философия, решая проблему. А в Откровении нам изначально даётся возможность смотреть на себя как на образ Творца, также и на мир в целом мы можем смотреть как на творение Творца. Вера и символическое мышление направляют нас к тому, что в сотворённом мире есть нечто между ним и Творцом. То есть, нечто в творении указывает на Бога как на Своего творца.

Давайте зафиксируемся на этом положении, оно сейчас нам послужит для понимания следующих стихов св. Писания: нечто в Творении указывает на Бога как своего творца.

Будем иметь в виду, что в собственном смысле слова только человек есть образ Божий, и в образе заложено движение к Первообразному. Человек имеет внутри себя направление движения к своему творцу, это направление есть путь. Вот по этому пути человек был назначен идти сам и вести всё мироздание. То есть, по возможности очеловечивать его, то есть через себя приобщать мироздание Божеству. И самое короткое определение человека в том, что он образ уподобляющийся тому, Кто его образовал.

Иначе мир, иначе человек. Но и мир, не только человек, и мир тоже, отображает своего Творца и содержит в себе движение к своему творцу. В мироздании пока ещё нет человека, и его не будет, человека, в первый день. Однако, нечто в мироздании, а потом и в человеке, должно указывать на Бога как на своего Творца. Что-то указывает на Бога, как на своего творца в этом мире и в человеке.

Читаем 3й стих первой главы Книги Бытия, и узнаём, как пришёл в бытие свет.

«И сказал Бог: да будет свет»

Остановимся. Небо и землю Господь сотворил в молчании, а свет пришёл в бытие по слову Божьему. О Боге Слове мы читаем в Евангелии: «всё через него начало быть...». В сотворении действуют все три лица божественной Троицы, однако и Евангелие и Книга Бытия выделяют божественное слово: «и сказал Бог да будет» означает, что нечто начинает быть по слову Бога Слова. И сказал Бог да будет свет.

То есть, свет начал быть по слову Бога Слова, имя кстати которого, одно из имён — Свет по Символу Веры. Свет в творении указывает на своего Творца. Также и человеку некий свет указывает путь уподобления Творцу.

«И сказал Бог да будет свет и бысть свет»

Слово Божье есть то же, что и его исполнение. Если Бог сказал «да будет» значит,... здесь мы должны применить архаическое выражение, применим его, другого нет. Если Бог сказал «да будет свет» бысть. То есть, свет сбылся. Поэтому нельзя переводить: «сказал Бог да будет свет и стал свет». Нельзя так переводить. Сказал Бог да будет свет и бысть свет. И в еврейском и в греческом тексте: как Бог сказал «да будет», так оно и сбылось. Свет «бысть». И конечно мы должны зафиксировать, что свет иначе пришёл в бытие, чем небо и земля. О свете не сказано, что Бог его сотворил.

4 стих:

«И увидел Бог свет, что он хорош»

Заметим: небо и земля это всё, а свет инаков по отношению к небу и земле. О нём впервые и сказано, что он хорош.

Ну что же, будем разбираться систематично, последовательно. Мы должны выяснить, какое значение имеет слово «свет» в языке св. Писания. Каковы его значения, их необходимо различать. Этих значений 5.

1. Свет в обычном не символическом значении, это свет, идущий от Солнца и светил, это не свет 1го дня, потому что светила созданы в 4 день.

2. Свет в нравственном отношении отличается от тьмы греховной. Это тоже не свет первого дня, потому что Бог зла не творил. Свет в отличие от тьмы греховной это не свет первого дня.

3. Свет — имя Бога. Бог Свет, сущий прежде всех веков, и мы исповедываем Сына Божьего, что Он свет от света, Бог истинный от Бога истинного. Это тоже не свет Первого дня, который не Бог и начал быть.

4. Это сложное значение. Остановимся на нём. Свет это имя благодати Божьей. В учении св. Отцов находим понятие о нетварных энергиях. Свет — имя благодати Божьей и тварной энергии. Может быть свет первого дня это нетварная энергия, или сама благодать? Нет, это не так. Нетварную энергией называют лучами божества, пронизывающей весь тварный мир и называют нетварным светом. Пишет православный богослов Лосский: «В энергиях Бог проявляет Себя во вне. Это Сам Бог, но не в Своей сущности. Бог больше Своей сущности. Он переходит за Свою сущность. Несообщаемый по природе сообщается тварному. Исхождение божества вне Своей сущности, излияние божественной преизбыточности, это энергии». Вот бытие нетварных энергий не связано ни с каким волевым актом божества. Энергии не обусловлены существованием тварным вообще.

О свете первого дня не сказано, что он сотворён, однако он не принадлежит к нетварным энергиям. Он не есть нетварный свет, он не есть сама благодать: свет первого дня принадлежит тварному миру, и он обусловлен волевым актом: сказал Бог.

5. И вот последнее, пятое значение слова свет — свет Первого дня. Свет Первого дня особенный относительно всего мироздания. Есть такой свет первого дня — это пятое значение слова свет.

Свет первого дня особенный относительно всего мироздания. То есть, свет первого дня и не сотворён, ведь не сказано, что Бог его сотворил, правильно? Свет первого дня и не сотворён и не принадлежит к нетварному. Он не есть сама благодать. Он — благодатный свет. Свет первого дня творения это благодатный свет, который не есть сама благодать. Свет первого дня «бысть» по слову Слова как Света свет. Свет первого дня — то в творении, что указывает на Творца. Но что такое Он Сам?

Свет первого дня ни земля ни небо. Действительно, можно ли сказать, что он вещественный свет и, следовательно принадлежит к стихиям земли? Каким чувством тогда человек воспринимает свет Первого дня? Никаким чувством не воспринимает, потому что свет Первого дня не из материального мира, потому что материальный мир называется «земля», и был сотворён. Или Свет Первого дня — ангельский свет и принадлежит к небесным силам? Тоже нет, потому что небесную иерархию Бог сотворил и в полноте устроил единым актом творения. А свет Первого дня пришёл в бытие по слову.

Особенный относительно всего мироздания свет Первого дня творения. Что он таке? Вновь св. Писание предлагает нам затруднение, и мы его обходить не будем.

Братья и сестры, не пропускайте наших чтений по Книге бытия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.