Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творение 1. О вере.






Братья и сестры, мы начинаем читать и изучать книгу «Бытие», первую книгу Библии. Мы будем читать её стих за стихом, неторопливо, сравнивая тексты на древнегреческом и древнееврейском языках. Начнём от сотворения мира и на первом этапе изучения Книги закончим темой грехопадение.

Когда мы начинаем читать Библию, открываем первую книгу Ветхого Завета, с каким первым затруднением мы сталкиваемся? Однажды для меня сформулировали это затруднение мои слушатели таким образом: «трудно было понять и запомнить, в какой последовательности и в какой день что было сотворено, это невозможно представить».

Вот трудность какая, когда мы читаем о сотворении мира, трудно запомнить в какой день, что было сотворено, и в какой последовательности. И представить, вообще, этот процесс сотворения было трудно.

Если нам так трудно запомнить в какой последовательности что было сотворено в какой день, это значит, что у нас нет ключа к пониманию этого текста. Не нужно заставлять себя запоминать, что за чем следовало, потому что одно идёт за другим. Одно за другим. В нашей жизни это так. Так было и при сотворении мира: одно за другим. Это называется «путь» - важнейшая богословская категория. Нужно найти путь, чтобы одно шло за другим, и тогда мы пойдём по пути понимания древней священной книги.

Поставим вопрос так: почему творение от одного этапа переходит к последующему, и где нам искать ключ к пониманию этого сложного и поэтапного события сотворения мира. Святой Иоанн Златоуст так ставит вопрос: почему вообще творение подразделяется на дни? Всесильный Бог, пишет он, не затруднился бы создать всё и в один день, даже в одно мгновение. Почему Он творит по частям? И святитель так отвечает на вопрос: по человеколюбию, ибо Бог передаёт нам учение.

То есть, творение мира по дням происходит по человеколюбию Божию, потому что Бог передаёт нам учение.

Священное Писание есть общение Бога с человечеством. Вот мысль Иоанна Златоуста, очень важная. Священно Писание есть общение Бога с человечеством, и Иоанн Златоуст так поясняет эту мысль: «святое Писание не сразу было дано человечеству. В начале было прямое общение, в начале Бог Сам беседовал с людьми: Адамом, Каином, Ноем, Авраамом. Когда же весь род человеческий впал в великое нечестие, и люди сделались недостойными такой беседы, Бог, желая возобновить общение с ними, посылает к людям, как будто находящимся в дали Писание, чтобы привлечь к Себе весь род человеческий».

То есть, Священное Писание есть общение Бога с человечеством. Таким должно быть и чтение Писания. Бог через Писание говорит нам, а мы Ему отвечаем. Как мы отвечаем говорится в Евангелии от Иоанна. Мы отвечаем тем, что испытываем Писание. В Евангелии (Ин. 5.39) сказано: Христос сказал: «испытывайте Писания, ибо вы думаете через них иметь Жизнь вечную, а они говорят о Мне». Писания говорят о Христе. Мы испытываем Писания и понимаем написанное.

То есть, творение мира в 6 дней и 7 день покоя это учение, данное для человека. Чтобы усвоить это учение, нам нужна путеводная мысль. Вот эта мысль: последовательность событий творения мира есть раскрытие главных сил человеческого сердца. Вот она последовательность событий творения мира: это раскрытие главных сил нашей души.

Приступая к св. Писания мы хотим узнать об устройстве мира, с этим помыслом мы приступаем, мы хотим узнать об устройстве мира, а узнаём прежде всего о себе. Творец мира - Он же творец человека. Священное Писание говорит о сотворении мира так, чтобы человек познавал себя. Убедимся в этом, начнём читать первый стих Библии:

«В начале сотворил Бог»

Вот на этом остановимся. Мы читаем Ветхий Завет с помощью Нового Завета. В этом отношении мы следуем христианской традиции. Какая из книг Нового Завета начинается также как Книга Бытия? Это Евангелие от Иоанна. В Ветхом Завете Книги Бытия: «В начале сотворил Бог», в Евангелии от Иоанна: «В начале было слово».

Слово это второе лицо Пресвятой Троицы, Слово это Бог. То есть, понятие «слово» и «Бог» тождественны.

Если сказано, что в «начале было слово», то это значит, что понятие слова и Бог тождественны.

Читаем дальше:

«Слово было Богу»

Или к Богу. Так. Между тем, что называется «слово» и тем, что называется «Бог» есть различие? Так. Есть различие. «И Бог был слово». То есть, они тождественны. «Оно (слово) было в начале к Богу». То есть, они различны. «Всё через него.(через слово) начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть». Если Бог всё сотворил, то слово это Бог. Они опять-таки тождественны.

И вот можно сказать, что это первая трудность в чтении Священного Писания. Если мы мыслим о тождестве, что слово и Бог тождественны, то тут же должны переходить к различию, а если мыслим различие, то тут же должны переходить к тождеству. От него к различию и так далее, и как долго, спрашивается, мы должны делать эту мыслительную процедуру? Ведь не до бесконечности. До какого предела?

Поставим вопрос иначе. Что нового мы знаем о Боге из Нового Завета? То, что Бог - Троица. Когда мы пытаемся мыслить единого Бога Троицу, мы от тождества в «начале слово» переходим к различию «слово к Богу», и опять к тождеству «Бог слово». Установив эту процедуру осмысления тождество и различие мы должны найти её завершение. Ум не может удерживать одновременно тождество и различие, и он не может бесконечно переходить от одного у другому.

Святой Григорий Богослов так пишет: «я ещё не начал думать о единице, как Троица озаряет меня своим сиянием, едва я начал думать о Троице, как единица снова охватывает меня». Православный богослов поясняет: «наша мысль должна безостановочно двигаться, перебегать от одного к трём, и снова возвращаться к единству, должна безостановочно колебаться между обоими терминами этой антиномии, чтобы дойти до созерцания царственного покоя этой трОичной едИницы».

Каждый человек знает, каким беспокойным может быть ум. Природа ума проявляется в том, что он действует, мыслит, создаёт формы. А так ум должен знать свои границы, ум должен как-то себя знать, чтобы за границы не переходить. Ум должен где-то работать, а где-то умолкнуть. Может быть не вовсе замолчать, ибо тогда ума просто нет, но не высказывать суждений по некоторым, а они оказываются важнейшими, вопросам.

Так вот, сам по себе ум не останавливается у своих границ. Какая способность души, а именно это мы ищем, открывают первые стихи Священного Писания? Какая-то способность души даёт, как это сказать, не просто ограничение для ума, а некоторое положительное качество, покой для ума, насыщенный покой. Можно назвать это состояние «умудрённое неведение». Ум знает свои границы. В них он пытлив и деятелен и смел и дерзок, но за границы не переходит и не пытается решать неразрешимое. Тот, кто умеет задумываться, думает, однако он умеет и не задумываться, не думать. И в этом испытание ума. Ум может остановиться на пороге, согласиться о своём неведении.

И кстати сказать, человек, который имеет по всем вопросам собственное мнение, беспокойный ум, ненадёжный человек. В нашей душе есть сила, которая помогает уму прийти в состояние утвержденности и покоя. Ум завершает свою работу на каком-то этапе.

А какая способность в нашей душе даёт такую возможность для ума? Как она называется? Она называется «вера». Вера даёт покой для ума и направление для его верной работы.

Мы прочли первые слова Книги Бытия «а начале сотворил Бог» на еврейском языке «берешит бара Эллохим».

Эллохим — имя Божье, данное во множественном числе. Эллохим это множественное число. Вот «Эллоах». Эллохим, если буквально перевести, значит «сильные». Эллохим, если учитывать грамматическую форму, Эллохим это «боги» - они.

Сотворил - «бара» - глагол третьего лица единственного числа. И получается несогласование между подлежащим и сказуемым. Подлежащее во множественном, сказуемое — в единственном числе, и это в простом предложении и это в первом предложении Библии. Есть ли какое-то значение в таком грамматическом казуме? Да. Значение богословское есть, оно открылось в Новом Завете, потому что общее содержание Ветхого и Нового Завета в том, что Бог откровения — единый Бог, который есть Троица.

Новое в Новом Завете то, что Бог вечеловечелся в Иисусе Христа и через боговоплощение явилась троичность божества: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

В Ветхом Завете троичность Божества не явлена, дана в сокровенном виде, часто как пророчество, дана в сокровенном виде для того, чтобы не подавать повода к многобожию.

При переводе на другие языки мы не можем перевести множественное «Эллохим» буквально «боги», мы можем перевести только «Бог».

Первое косвенное указание на то, что единый Бог — Троица находим в повторяющемся несогласовании по числу между подлежащим и сказуемым, первом и последующих предложений начальных глав Библии. Эллохим — множественное число — они. Они сотворил, сказал, увидел, отделил, назвал, создал, благословил и т. д.

Решая те трудности, которые предлагает нам Писание, мы познаём себя. Вот по какому пути мы идём. Решая трудности Писания, мы познаём. Это урок, который даёт нам Писание: трудностей не избегать, не замалчивать, не делать вид, что их нет.

И вот первая мысль это попытка помыслить единого Бога Троицу побудила нас к тому, чтобы не пытаться это помыслить. Настоящий покой для ума и путь для ума даёт вера. При этом, важное замечание я сейчас сделаю, вера себя от ума не отрешает. А вера, желающая совершенно отрешить себя от знания вообще не возможна. Так называемая «вера слепая» это вообще не вера. Веры слепой вообще нет, потому что Христос сказал: «мы знаем, чему кланяемся» (Ин 4: 22).

На древнееврейском языке слова «вера», «истина». Слова разные: вера и истина, это слова одного корня. Буквы этого корня «алеф» «мем» «нун», отсюда слово «аминь». Верить значит «истинствовать». Плод деятельности ума — истинные суждения, верные суждения. Имея под собой веру, ум может идти по истинному пути.

Когда мы произносим слово «вера», мы можем невольно подумать, что это наша способность. Вот здесь нужно быть осторожнее, потому что без Бога нет веры. Если бы души человеческой не коснулась благодать, в ней бы не было веры. Вера — таинственная вещь, Бог как-то говорит, а человек как-то слышит. Апостол Павел говорит: «вера от слышания, а слышание от слова Божия». Вера — то, что даёт Богу доступ к человеку. Вот одно из первых определений веры. Вера это то, что даёт Богу доступ к человеку. Вера от Бога.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.