Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творение 7. Слава Божья.






Братья и сестры, мы прочли 3 и 4 стихи Книги Бытия, в них говорилось о свете Первого дня творения, и одновременно ими указывалась та способность, которая есть в нашей душе: воспринимать благодатный свет Божий.

Повторим сказанное в главных частях: о небе и земле сказано, что Бог их сотворил, а о свете: и сказал Бог: да будет Свет и бысть свет. Сказал Бог-Слово, Бог — свет. Свет первого дня творения бысть по слову Слова, как Света свет. То есть, свет первого дня творения это не земля и ни небо, не материальная стихия и не ангельский свет. Он не принадлежит к нетварным, и он не был сотворён. Свет Первого дня особенный во всём мироздании, он собою, свет Первого дня, указывает на ту благодать, которая есть нетварная энергия Божия, и может человеком ощущаться и усваиваться. Свет первого дня благодатный. И он показывает на себе важнейшие свойства благодати Божией.

И вот на них мы остановились, и мы их изучаем. Свойства благодати Божией.

Свет Бог отделил от тьмы, который есть материальный мир. Это означает, что благодатный свет зависит только от своего источника — от Бога, и ни от чего другого. Также и благодать и свобода человека безусловна. Ни на каком этапе истории человечества: и в современном мире и перед самым концом, и сколько бы ни длилась история, свободе человека в общении с Творцом преград нет. Свобода человека абсолютная.

Это важно понимать о том, что такое свобода. Свобода человека абсолютная, а другой вообще не бывает. И даже, когда человек не захочет общаться с Творцом, источником своей свободы, она во всей безусловности, свобода, останется при нём.

Итак, свет отделим от тьмы, и это условие нашей свободы.

Далее: Бог назвал свет днём, а тьму — ночь, и тем показал, что они неотделимы. День без ночи немыслим, благодатный свет указывает на свойство благодати. Без благодати мир немыслим. Но тот, кто мыслит мир безблагодатный, тот человек безумный. Без благодати мир немыслим.

Если кто пытается помыслить мир отдельно от Бога и благодати, то мир становится у него бессмысленным и сам человек — безумным.

Человек может стать и безумным и неверным, потому что он свободен, но Бог верен, потому что Его благодать не отнимается, не затмевается, не убывает, и Он с нами до скончания века. Благодать пребывает в мире, пока стоит мир. Вот о чём шла речь.

Теперь следующую загадку предлагает св. Писание.

Итак. 5 стих:

«И назвал Бог свет днём, и тьму назвал ночью

и был вечер, и было утро — день …» такой-то.

День творения такой-то.

Если до Солнца не было дня и ночи в обычном смысле слова, то не могло быть вечера и утра. То есть, Писание заставляет нас мыслить символически. Постигать язык образов для человека необходимо, потому что вера осуществляет себя не иначе как обличая невидимое и находя для него образ.

Почему Писание говорит «вечер», почему Писание говорит «утро»? Что первое назвал Бог: свет или тьму? Что ближе Творцу? Свет благодатный или тьма материального мира? Первое, что Бог назвал, был свет «назвал Бог свет днём...», это соответствует его особому месту в мироздании. Ближе Творцу свет, а тьма - за светом. Сначала день, потом ночь, но день заканчивается вечером, а ночь заканчивается утром. Отсюда порядок отсчёта дней творения «и был вечер, и было утро, день» творения такой-то. Вот появляется новое понятие: день творения: день первый, день второй, день третий и так далее.

День творения такой-то. Вот что стоит за этим понятием «день такой-то»? Это один из первых семи дней. Дней творения было шесть, седьмой — день покоя. «День такой-то» это нечто новое, чего раньше не было. Это этап творения. День творения это не день, как имя света, это и день (был вечер) и ночь (было утро). То есть, завершенный цикл. То есть, день-ночь почему-то называется «день».

Завершенный цикл творения назван тем же именем, что и его часть, которой он очевидно не равен. Но почему это так? Почему одним именем назван день, как часть целого и само целое? Потому что благодать действует непрерывно. Вот что мы узнаём нового из того, что этап творения назван «день» по своей световой части.

От дня к дню будет совершаться творение мира. Световая, то есть указывающая на благодать, часть этого цикла, даёт наименование этапу творения, который называется «день такой-то».

Благодатный свет сам назван «день» и даёт своё имя для дня творения. И благодатный свет поведёт нас от одного дня творения к другому. Творение мира размерено по дням, так что день дню не равен, потому что первый день — не второй, второй — не третий и так далее. Но день дню равен, как день.

День это световая часть дня. Свет освещает путь от дня к дню. Благодать освещает творение так, что день творения без перерыва переходит в следующий день: и был вечер (дня) и было утро (светлая часть дня), день такой-то.

Источник дня и ночи один: в видимом мире — Солнце, в днях творения это Бог.

Поскольку при сотворении мира весь цикл «день-ночь» называется «день», то и день — благодать и ночь — благодать. И в псалме 18 сказано, что день дню от переполнения передаёт... «день дню (красиво) отрыгает глагол Божий, а ночь ночи возвещает знание».

Вспомним, как спрашивал Иоанн Златоуст: почему вообще творение подразделяется на дни? Всесильный Бог не затруднился бы создать всё в один день, даже в одно мгновение. Почему Он творит по частям? «По человеколюбию» - отвечает Златоуст - «Бог передаёт нам учение».

Вот понять порядок творения от дня к дню можно только как последовательность, которая образует путь. В этапах творения мы прослеживаем путь. Путь имеет смысл для человека. Мир по дням создан, чтобы человек принял учение.

Священное Писание так дано человеку, чтобы он по частям добывая его смысл, узнавал себя. От дня ко дню переходя, человек открывает своё сердце — вместилище благодати.

Порядок дней творения составляет путь. Каждый день творения имеет особенность: свою необыкновенную, характерную славу. Каждый день творения имеет свою славу. Мы говорим «Слава Богу». А за что слава Богу? Слава Богу за что?

Слава Божья каждого дня творения постижима для человека. То есть, мы должны воздать Богу славу? Должны. Мы должны знать, за что эту славу воздаём? Должны. Значит слава Божья каждого дня постижима для человека ибо само творение разделено на дни для научения человека.

В чём слава Первого дня творения? Что постижимо для человека как слава Божья в Первый день? То, что не из существующего сотворил Бог небо и землю, это непостижимо для человека. То, что в начале, это мы верим, постигать это мы не можем. Ещё «бысть» свет. Значит свет слава первого дня? Нет. Бог назвал свет. А то, что Бог назвал, человек не постигает. И свет непостижим. Мы принимаем благодатный свет, но мы его не познаём, и мы его действием не управляем. В чём же слава Первого дня творения? Это то, что не приходило на сердце человеку, а когда сбылось тогда и узналось из Писания. Писание Бог дал человеку в падшем состоянии ради его спасения, а спасение в том, что «Слово бысть плоть». То есть, Бог-Слово, через которого всё «бысть» или начало быть, Он Сам бысть плоть, родился как человек. И Бог обитал среди людей, Его можно было видеть, и мы, говорит Апостол (точный перевод с греческого) «увидели славу Его». Вот Апостол говорит. Слово бысть плоть обитало среди людей и мы, верные Христу, увидели славу Его.

Те, кто увидели славу Христа Бога постигли славу Первого дня творения. Высшая слава Бога открылась в том, что Он был человеком вполне. Во всём соединился с человеком. Он был человеком вполне, это значит до смерти.

Вот неужели Крест Христов написан в первом дне творения? Именно так.

Действие Бога-Слова таково: Бог-Слово присоединяет к Себе иную природу не смешиваясь с ней. Вот запомним это высказывание св. Максима Исповедника. Я буду его цитировать время от времени, напоминая. Вот, что Бог делает: Бог-Слово присоединяет к Себе иную природу не смешиваясь с ней. Так Он присоединил к Себе нашу человеческую природу.

Вот на языке св. Писания это называется стяжать или обрести. Это глагола «кана». Это кстати имя первого человека, который родился у Адама и Евы. Это очень высокое имя Каин. Это имя происходит от глагола стяжать. Каин — так его назвала Ева. Имя Божье, которым Метхиседек благословил Авраама такое: Бог Всевышний, который стяжал небо и землю. Посмотрите, то, что сын для матери, то всё творение для Бога-Творца. Бог его стяжал, родительски приобрёл всё творение. Он не просто сотворил и оставил жить по каким-то законам. Нет. Вот как мать относится к своему ребенку, так Бог к Своему творению, тем более к человеку. Бог его стяжал, то есть родительски приобрёл.

И нам предстоит понять, как Бог стяжал небо и землю. Только тогда наше внимание Первого дня творения будет удовлетворительным.

Братья и сестры, не пропускайте наших чтений по Книге Бытия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.