Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности эмоциональной сферы детей с МИН и ТРН






Длительная афония у дошкольника, по мнению Е.В. Лав­ровой (2002), может не только привести к задержке психического развития, но и вызвать отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы. Формирующееся у ребенка чувство неполноценности приводит к появлению негативных личностных черт (замкнутости, неуравновешенности, капризности,
неконтактности). Подобные черты чаще проявляются в случае патологического семейного воспитания, неадекватного отношения взрослых к ребенку и к его речевым трудностям.

При тахилалии доминирование процессов возбуждения негативно сказывается не только на речевом, но и на эмоциональном развитии детей. Можно отметить их вспыльчивость, капризность, повышенную возбудимость, раздражительность вплоть до аффективных вспышек, двигательное беспокойство. Нередко наблюдается поверхностность эмоций, приводящая к социальной и нравственной незрелости. При брадилалии преобладание процессов торможения обусловливает выдвижение на первый план раздражительности и утомляемости, сочетающихся с заторможенностью. Характерна общая слабость, выступающая на фоне нарушения вегетативных функций. Аффективность детей при брадилалии сочетается с общим гипотимическим и дистимическим оттенком настроения [8].
При заикании отмечается своеобразная динамика состояния эмоциональной сферы в зависимости от возраста (и от стажа) заикающегося.

Заикание вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно сказать, что

 

это связано с отсутствием конкретных причин его возник­новения. Интересы, потребности и разнообразные способно­сти заикающихся детей ничуть не отличаются от таковых у их сверстников. Самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угне­тенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности. Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношения заикаю­щихся к своему дефекту: безразличное; умеренно-сдержан­ное; безнадежно-отчаянное, а также три варианта волевых усилий в борьбе с ними: их отсутствие; наличие; перерас­тание их в навязчивые действия и состояния. Оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, волевому усилию. Первые действия по преодо­лению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефект связываются впоследствии попытки силой преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом - поиски средств и приемов либо как-то облегчить свою труд­ную речь, либо скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уровни. При этом создается парадоксальность положения заикающихся: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою направленность речи от окружающих, они тем самым еще больше обращают на нее внимание окружающих конфузятся, переживают, отчего их затруднения принимают более сложный характер.

Первые реакции ребенка на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие сопровождается развитием понимания, что он говорит не так, как все. Такое состояние детьми долго не осознает и проявляется в виде возрастающих капризов, беспокойного

 

сна, плохого настроения. В случае психотравмы беспокой­ство или даже тревога могут появиться сразу с возникнове­нием судорог [1].

Выделяя разнообразные механизмы возникновения заи­кания [11], выделяют такую его форму, при которой в основе речевой патологии лежит невротическое расстройство, воз­никшее в ходе своеобразного эмоционального реагирования на однажды возникшее речевое затруднение. В случае фик­сации ребенка на речевых запинках отмечается обострение чувствительности к восприятию своих речевых наруше­ний [10]. Предвидение и ожидание речевых запинок приво­дит к формированию логофобии.

Можно выделить следующую динамику развития логофобического синдрома (Ю.Л. Фрейдин, 1981):

Первый этап. Фобия проявляется при непосредственном контакте с патогенным или условно-патогенным фактором.

Второй этап. Фобия возникает при ожидании столкновения с патогенной ситуацией.

Третий этап. Фобия возникает в индифферентной обстановке под влиянием навязчивых представлений о возможном столкновением с психотравмирующей ситуацией.

Для первого этапа логофобии характерны (у части заика­ющихся) аффективные нарушения в виде кратковременных и стертых гипотимий. Они характеризуются чувством неловкости, смущения, недовольства собой, своей речью. На втором этапе по отмечается преимущественно субдепрессивная симптоматика в виде более стойкой гипотимий, чувства речевой неполноценности. На третьем этапе отрицательные эмоциональные переживания могут сопровождаться состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во время речи, повышенной психической истощаемости. Аффективный компонент синдрома логофобииболее выражен при невротическом заикании. Ряд факторов (наследственная отягощенность, повторные психогении, а также астеничность, сензитивность, повышенная впечатлительность и ранимость) не способствуют редукция логофобии. При неврозоподобном заикании логофобия выражена в меньшей степени. Аффективные нарушения во многом определяются церебрально-органической симптоматикой и выраженностью в виде повышенной раздражительности, истощаемости,

 

 

возбудимости, эмоциональной неустойчивости со склонностью к гипотимий, нередко с дисфорическим оттенком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.