Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детей с ОНР






Наблюдаемые у детей с системными нарушениями речи се­рьезные трудности в организации собственного речевого пове­дения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми Взаимообусловленность нарушений речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказы­вания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, отсутствие диалогической и монологической речи. Особенностями поведения является незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм Л.Г. Соловьева [25].

Дети с моторной алалией могут проявлять речевой негативизм или речевую пассивность при общении (Н.Н. Трауготт, 1997) При сенсорной алалии возможна избирательная контактность окружающими. Контакт с детьми, страдающими сенсорной алалией затруднен, поведение их специфично. В качестве средств общения они используют жесты и мимику. При наличии собственной речи вербальные средства общения применяются резко, так как речевая продукция детей остается вне их собственного контроля (Б.М. Гриншпун, 1999).

Изучение общения у детей с тяжелой речевой патологией, проведенное Е.Г. Федосеевой [27], показывает, что у большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая его форма (по М.И. Лисиной), что характерно для нормально развивающихся детей двух—четырехлетнего возраста. Большинство из них предпочитают общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая у детей данного возраста отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции.

У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные

 

 

занимательные тексты, но по окончании чтения книги орга­низовать с ними беседу трудно. Как правило, они почти не за­дают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репро­дуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться бо­лее 5—7 мин.

Наблюдение за общением детей с недоразвитием речи во время режимных моментов и в процессе различных видов дея­тельности показывает, что практически у половины из них не сформирована культура общения: они фамильярны со взрос­лыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях. Ис­следователи отмечают, что дети с ОНР используют в общении со взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками, что соответствует нормальному онтогенезу средств общения [5; 15].

Межличностные отношения

В результате исследования структуры группы старпом дошкольников с общим недоразвитием речи, проведенного О. С. Павловой [21], было выявлено, что в коллективе детей данной категории действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих сверстников. Это выражается в том, что уровень благоприятности взаимоотношений являются достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются те, кто плохо владеет коммуникативными средствами, кого преследует неудачи во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общенияэтих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Качествами, обеспечивающими лидерство, являются успех во всех видах деятельности (игровой, продуктивной, трудовой, учебной), достаточный уровень сформированности

 

 

коммуникативных умений (умеют слушать и понимать обра­щенную речь, излагать свои мысли последовательно), нали­чие положительных черт характера, активность по отноше­нию к детям и педагогам. В игре такие дошкольники обычно чаще других предлагают сюжет, занимаются распределени­ем ролей, отводя себе главные, иногда подавляя инициативу сверстников.

Кроме этого, положение ребенка в коллективе тесно связа­но со степенью тяжести его речевого дефекта. Так, те из них, кто занимает высокое положение в системе личных взаимоот­ношений, как правило, имеют сравнительно хорошо развитую речь. Среди детей, занимающих неблагоприятное положение, петь положительные качества личности, отличающиеся хорошим поведением, но с более тяжелым речевым дефектом, ко­торый и является определяющим в иерархии межличностных мнений.

Изучение межличностных отношений показало, что для детей с ОНР характерны недостаточный уровень общения и неумение сотрудничать с окружающими В.И. Терентьева [26]. Сохранными оказались такие показатели, как, количественный состав круга общения и число социальных личностно значимых контактов. В качестве партнеров по общению нарушением речи выбирают внешне привлекательных сверстников и тех, кто отличается физической силой.

Между тем дети с ОНР, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища («Не знаю», «Он хорошо себя ведет», «Я с ним дружу, играю», «Его хвалит воспитатель т.п.), т.е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.