Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое изучение детей с нарушениями речи






Основной целью психологического изучения является по­лучение качественной оценки психического состояния и спе­цифики развития ребенка, определение вероятностного про­гноза его дальнейшего развития. Эта оценка необходима для определения наиболее эффективных путей и средств коррек-ционно-развивающей работы.

Задачами психологического изучения детей с нарушения­ми речи являются:

· установление наличия того или иного психологического

свойства или особенностей поведения;

· определение степени развития данного свойства, его вы­ражения в определенных количественных и качественных по­казателях;

· описание психологических и поведенческих особенностей детей с речевой патологией;

· сравнение степени развитости изучаемых свойств у детей с различными нарушениями речи.

Психологическое изучение детей с нарушениями речи бази­руется на ряде принципов.

Системный принцип предполагает исследование реаль­ной деятельности субъекта с первичным речевым нарушени­ем, анализ механизмов ее нарушения и возможности восста­новления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Принцип единства методологии и диагностики озна­чает необходимость тесной связи между теоретическими пози­циями исследователя и использованием конкретных диагно­стических средств (Н. Семаго, М. Семаго).

 

Принцип структурно-динамической целостности пред­полагает, что отдельные стороны психического не изолированы, а проявляются целостно, системно.

Следующий принцип предполагает ориентированность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психической деятельности. Психологическое исследование должно выявлять потенциаль­ные возможности развития, что особенно важно для детей с нарушениями речи (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, СЯ. Ру­бинштейн).

В то же время использование качественного анализа не предполагает отказа от количественных оценок и статисти­ческой обработки данных там, где того требуют задачи ис­следования. Количественный анализ должен играть второ­степенную роль, а главную — качественный анализ, оценка всего процесса деятельности, факторов, способствующих и препятствующих ей.

Важность этого положения состоит в том, что нарушения психики по своим внешним проявлениям могут быть одинако­вы, тогда как причины — различными, в связи с чем должны отличаться и коррекционные подходы.

 

· Также одним из ведущих принципов психологического изучения детей с нарушениями в развитии, в том числе и с нарушениями речи, выступает принцип выявления не толь­ко нарушенных, но и сохранных сторон психики (Л.С. Вы­готский, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова). Недостаточно обнаружить дефектные звенья деятельности — нужно опре­делить и точки опоры для психолого-педагогической кор­рекции.

Важным принципом психологической диагностики явля­ется апелляция к личности [5]. Ни одно психологическое явление не может быть понято без учета мотивов, потреб­ностей, целей, ценностей человека, его отношения к себе и миру.

Принцип минимизации затрат означает, что обследова­ние ребенка должно быть минимально по времени и по затра­тим сил как ребенка, так и специалиста.

Принцип стереоскопичности оценки означает, что результаты одной конкретной методики должны быть подтверждены другими методическими средствами.

 

В ходе психологической диагностики детей с нарушениями речи необходимо учитывать логику и последовательность нор­мативного развития.

В этой связи важными являются следующие положения отечественной педагогики и психологии об особенностях, ха­рактерных и показательных для дошкольного возраста:

· уровень развития восприятия и наглядно-действенного мышления проявляется в решении практических задач или про­блемных ситуаций в виде познавательных, практических, ори­ентировочных действий, т.е. в виде целенаправленных проб;

· появление продуктивных видов деятельности: предмет­ного рисунка и конструирования по образцу;

· готовность к сотрудничеству со взрослым, что очень важ­но для психического развития в этом возрасте. Ребенок прояв­ляет интерес к деловому, речевому сотрудничеству, принимает познавательные задачи и решает их на уровне действий и речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.