Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности понимания и продуцирования речи детей с МИН и ТРН






 

 

При дефектах темпа речи (брадилалии и тахилалии) нарушается развитие как внешней, так и внутренней речк [3]. При брадилалии происходит ее замедление, при тахила­лии — ускорение. Патологическое преобладание процессов торможения или возбуждения негативно сказывается на всем протекании процесса речепорождения: при брадилалии рече­вые операции протекают вязко, медлено, тугоподвижно, при тахилалии — чрезмерно быстро, стремительно. Нарушения темпа речи сочетаются с дискоординацией в развитии мышле­ния и речи, кроме того, нарушены целеполагание, контроль, внутреннее программирование и структурирование высказы­вания. Сохранность координации слогов и слов при брадила­лии сочетается с интра- и интервербальным замедлением, смазанностью и дискоординацией артикуляции, замедленностью и трудностями переключения восприятия. При тахилалии сохранность фонетического и синтаксического оформления высказывания совмещается с нарушением речевого внима­ния, встречаются ошибки в выборе слова, порядке воспроиз­ведения звуков и слогов. На фоне патологически ускоренной речи может наблюдаться неправильное формирование фразы (баттаризм) и необоснованные остановки, паузы, запинки (полтерн). С точки зрения психолингвистики и в первом, и во втором случаях нарушается регулирующая функция речево­го внимания, темпы мышления и речи не соответствуют друг другу, расстраиваются глубинные этапы речепорождения. В результате нарушения речевого контроля и этапа смысло-формулирования страдает логика построения высказывания, его синтаксическая и лексико-грамматическая структура. Восприятие речи также затруднено: теряется смысл воспри­нимаемого, с трудом устанавливаются адекватные причин­но-следственные связи, затруднено сохранение значительной по объему информации. Таким образом, дефекты темпа речи представляют собой серьезные с психолингвистической точки прения нарушения, при которых страдают все стороны речевой деятельности.

При заикании наблюдается дискоординация речевых движений, что проявляется в судорожном состоянии мышц

 

речевого аппарата. В целом структура психолингвистиче­ских нарушений при заикании зависит от механизмов их возникновения, которые, в свою очередь, неоднородны. По мнению Н.И. Жинкина, при заикании нарушены моторное программирование высказывания, непрерывность в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного ал­горитма слов. P.M. Боскис указывает на усиление заикания при повышении семантической и эмоциональной сложно­сти выражаемого высказывания. Р.Е. Левина отмечает, что в основе затруднений при заикании лежат нарушения ком­муникативной функции речи. При этом значительное вли­яние на речевую деятельность заикающихся оказывают их личностные особенности (замкнутость, подозрительность, неуверенность, тревожность и мнительность). По мнению И.Ю. Абелевой, у детей с заиканием сохранны коммуника­тивное намерение, программа высказывания и умение гово­рить. Нарушение возникает в момент готовности к речи, что обусловливает поломку всего произносительного механиз­ма. В.И. Селиверстов [10] указывает на изменения струк­туры психической деятельности и ее саморегуляции у лиц с заиканием. Данное замечание относится, прежде всего, к автоматизированным действиям, выполняемым на мини­мальном уровне осознания. Вероятно, целесообразно гово­рить о разных психолингвистичёских нарушениях в зави­симости от механизма возникновения заикания, которые, в свою очередь, до конца не раскрыты и не объяснены. Ины­ми словами, глубина нарушений речевого процесса у детей с заиканием вариативна. При этом могут наблюдаться как изолированные фонетические нарушения с недостатками темпо-ритмической и просодической сторонами речи, так и отклонения во внутреннем программировании и структури­ровании высказывания. Одними из характерных признаков заикания являются расстройство речевой саморегуляции и личностные особенности заикающихся, негативно влияю­щие на процессы производства и восприятия речи.

Вопросы и задания

1. Назовите характерные особенности развития познава­тельной сферы при рассмотренных в данной главе нару­шениях речи.

2. Сформулируйте особенности эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с мелодико-интонационны-ми и темпоритмическими нарушениями речи.

3. Опишите особенности порождения и восприятия речи при МИН и ТРН.

4. Укажите особенности личности и общения детей с заиканием.

 

Литература

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М., 1993.

2. Виноградова МЛ. Особенности речевого общения заика-
ющихся дошкольников // Формирование речевого общения у
заикающихся дошкольников: учебно-методическое пособие
СПб., 2002. С. 16—22.

Волкова ГЛ.. Нарушение темпа речи // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 228—252.

Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логонев-розов. Л., 1968.

Заикание у подростков. Книга для логопеда // Сост. М.И. Буянов. М., 1989.

Захарова Т.В., Поникарова В.Н. Дошкольная логопси­хология: учебно-методическое пособие // Материалы к кур­су: «Психология детей с проблемами в развитии». Череповец, 2000. Ч. 2.

7. Калягин В.А. Если ребенок заикается. СПб., 2001.

8. Кочергина B.C. Брадилалия, тахилалия, спотыкание //
Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969. С. 213—218;
221—226.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. М., 1994. С. 27—57.

Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч. I, П.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.