Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности познавательной сферы детей с ФФНР






Особенности перцепции. Слуховое восприятие

Состояние физического слуха при дислалии, как правило, не отличается от нормы, при этом отмечаются особенности речевого (фонематического) слуха. Так, при акустико-фонематической дислалии характерно узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Система фонем редуцирована по своему составу. При сенсорной дислалии возможно нарушение музыкального слуха [4].

При подкорковой дизартрии возможны нарушения слуха по типу нейросенсорной тугоухости (прежде всего страдает слух на высокие тона). В целом при дизартрии нарушения моторного компонента артикуляции приводят к отклонениям в фонематическом восприятии, что обусловлено недостатком артикуляторного опыта, отсутствием четкого кинестетического образа звука.Нарушения речевого (фонематического) восприятия носят вторичный характер.

В отдельных случаях при ринолалии врожденные небные расщелены могут повлиять на снижение слуховой функции. Также отмечаются вторично обусловленные особенности речевого восприятия. Звуковые образы фонем неполноценны, не расчленены вследствие искажения и несформированности фонематической системы языка (Г.В. Чиркина, 1999).

При ФФНР достаточно часто страдает тактильно-кинестетическое восприятие. Так, при артикуляторно-фонематической дислалии отмечается помечается несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. При альтикуляторной-фонетической дислалии наблюдаются неправильно сформированные артикуляторные позиции, которые закрепляются вследствие инертности артикуляционных навыков [6; 8]. При моторной дислалии возможно наличие оральной

 

 

диспраксии [4]. Тактильно-кинестетические нарушения при дизартрии зависят от ее клинической формы. При стер­той псевдобульбарной дизартрии нередко отмечается наличие оральной апраксии (Л.В. Лопатина, 2004), снижение чувстви­тельности вследствие параличей или парезов. При корковой апраксической постцентральной дизартрии можно отметить наличие апраксии кинестетического типа в виде распада ки­нестетических обобщенных схем артикуляции шумовых при­знаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов. При корковой апраксической премоторной дизартрии отмечается апраксия кинетического типа, которая проявляется в виде распада вре­менных обобщенных схем артикуляторного действия с напря­женностью, замедленностью отдельных движений, распада артикуляторных действий на составляющие элементы; труд­ностей переключения с одного элемента на другой, наличием персевераций. Для тяжелой степени дизартрии характерно на­рушение пальцевого и орального стереогноза [7].

В исследованиях М. Эдварде (1973) при ринолалии отмечается изменение оральной чувствительности в ротовой полости (оральный астереогноз). Это связано с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей, обусловленных неполноценными условиями грудного вскармливания. Возможно изменение чувствительности мягкого неба по типу гипестезии [4].

Внимание при дислалии и дизартрии менее устойчиво, чем в норме. Отмечается пониженный уровень переключаемости. Нарушение устойчивости и переключаемости связаны с недостаточной подвижностью основных нервных процессов в коре мозга [6]. При дизартрии отмечается понижение кривой работоспособности к концу выполнения задания. Это свидетельствует о быстрой истощаемости процессов внимания. Однако на начальных этапах работы показатели продуктивности и врабатываемости могут быть сопоставимы с возрастной нормой. Устойчивость внимания у детей оценивается как средняя. Объем внимания оказывается снижен по сравнению с возрастной нормой, тогда как временные параметры выполнения задания могут приближаться к ней. При ринолалии особенности внимания зависят от той группы, к которой относится ребенок. При наличии органического поражения ЦНС внимание нарушается

 

в большей степени, чем при функциональных нарушениях (Г.В. Чиркина, 1999).

Память у детей с функциональной дислалией и стертой формой дизартрии характеризуется сужением объема запоми­нания, ошибками при воспроизведении. Данные особенности обусловлены ослаблением внимания и фонематического слу­чи. Отклонения в состоянии мнестической деятельности более значительны при дизартрии, на что указывают исследования Р.И.. Мартыновой [6].

Мышление при дислалии практически не отличается от нормальных показателей. При стертой форме дизартрии его особенности обусловлены снижением функции внимания и памяти. В более тяжелых случаях отмечаются замедленное протекание интеллектуальных процессов, снижение уровня обобщения, конкретность мышления [6]. При ринолалии в большей степени страдает словесно-логическое мышление. Отмечается слабость обобщения, инертность мыслительных mi раций, трудности в установлении причинно-следственных связей: дети не могут самостоятельно разложить серию картинок в определенной последовательности, установить причинно- следственные связи между ними [12].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.