Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий






Акмеология (гр. akme — высшая ступень, вершина; logos — слово, по­нятие, мысль, учение) — 1) наука, изучающая феноменологию, законо­мерности и механизмы развития человека, на ступени его духовной и социально-профессиональной зрелости при достижении наиболее высо­кого уровня развития; 2) наука, возникающая на стыке естественных, общеестественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феномено­логию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

В психологии акмеология разрабатывается как наука о вершинах про­фессионального мастерства, интегрирующая всю систему психолого-пе­дагогических знаний.

Бакалавр (лат. baccalaureus — букв. увенчанный лавровым венком) — в большинстве стран первая академическая степень, приобретаемая сту­дентом после освоения программ базового высшего образования (3—5 лет обучения в вузе).

Как правило, диплом Б. эквивалентен диплому, который получают выпускники вузов России с четырехлетним сроком обучения после сдачи государственных экзаменов; в ряде вузов России диплом Б. выдается на­равне с другими документами о высшем профессиональном образовании.

Государственные образовательные стандарты — эталонный уровень образования, они определяют минимум содержания основных образова­тельных программ (включающих учебный план и программы), макси­мальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Область действия стандарта нормативно-пра­вовая. Главный объект — нормирование содержания образования. Ос­новная функция образовательных стандартов — обеспечение качества образования и возможность его контроля.

В настоящее время ведется большая подготовительная работа по раз­работке ГОСов третьего поколения на основе компетентностного подхо­да. Научно-педагогическое обеспечение образовательных стандартов потребует опытно-поисковый работы педагогов и психологов в области образовательных технологий, оценки результатов обучения, управления качеством образования.

Деструкции профессиональные (лат. destructio — разрушение) — изме­нение или деформация сложившейся психологической структуры лич­ности при профессионализации, негативно сказывающиеся на продук­тивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.


К профессионально обусловленным деформациям педагогов относятся: авторитарность, демонстративность, догматизм, доминантность, педаго­гическая агрессия, социальное лицемерие и др. Актуальна профилакти­ка социально-профессиональных деструкций и нахождение способов их коррекции на стадии профессионализации специалистов.

Допрофессиональная подготовка учащихся — профессиональная ори­ентация на конкретную профессию и подготовка к ней в стенах школы; самооценка учащимися реальных способностей и возможностей в ее постижении, способность стремиться получить профессиональное обра­зование и самореализовать себя как личность в выбранном жизненном пути еще в школе. К допрофессиональной подготовке относится пред-профильная подготовка и профильное обучение в общеобразовательной школе обусловливает необходимость широкомасштабной опытно-поис­ковой работы.

Квалификация (лат. quailficatio — качество) — 1) определение качества чего-либо, оценка чего-либо; 2) уровень подготовленности, степень год­ности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессио­нальной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация указывает­ся в дипломе высшего или среднего специального заведения, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих; 3) характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависи­мости от ее сложности, точности и ответственности.

Компетентностный подход — метод (технология) моделирования ре­зультатов образования и их представление как норм качества образова­ния. К.п. — приоритетная ориентация на цели (векторы) образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструменталь­ных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества. Внедрение К.п. в об­разовательную практику сдерживается отсутствием эффективных психо­лого-педагогических технологий формирования этих новых образователь­ных конструктов.

В материалах модернизации образования (2001 г.) К.п. провозглашен как одно из важных концептуальных положений обновления содержа­ния профессионального образования.

Компетентности — содержательные обобщения теоретических и эм­пирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыс-лообразующих положений. Многофункциональные, межпредметные и трансдисциплинарные компетентности называются базовыми.

Компетенции — обобщенные способы действий, которые обеспечива­ют продуктивное выполнение профессиональной деятельности. К. — способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядро компетенции — деятельностные способности — совокупность спо­собов действий. Операционально-технологический компонент определя-


ет сущность компетенций. Поскольку реализация компетенций проис­ходит при выполнении разнообразных видов деятельности, то в структу­ру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, уме­ний и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.

К. — комплекс сформированных в процессе образования или в ре­зультате накопленного практического опыта возможностей эффектив­ного поведения в определенных жизненных ситуациях и в профессио­нальной деятельности. Они обозначают интегрированные характеристи­ки качества подготовки выпускника, выступают категорией результата образования.

Личностно ориентированное образование — (термин «личностно ори­ентированное образование» получил «прописку» в работах Н.А.Алек­сеева, И.А.Зимней, В.В.Серикова, И.С.Якиманской). Обобщение кон­цепций обучения, представленности личностной компоненты в этих теориях, а также интерпретации личностно ориентированного обуче­ния позволяет выделить основные его признаки: главная цель обуче­ния — развитие личности обучающегося; личность выступает системо­образующим фактором организации всего образовательного процесса; педагоги и учащиеся — полноправные субъекты образовательного про­цесса; ведущими мотивами образования, его ценностью становятся са­моразвитие и самореализация всех субъектов обучения; формирование прочных знаний, умений и навыков — условие обеспечения компетен­тности личности; полноценная компетентность обучающего достигает­ся путем включения в процесс обучения его субъективного опыта; це­лью личностно ориентированного воспитания — развитие автономнос­ти, самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.

Личностно ориентированное общение — общение субъектов образова­ния (педагогов и обучаемых), которое создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придает обучению ха­рактер сотрудничества, обеспечивает достижение целей и задач образо­вания, способствует пожизненному развитию обучаемых и позволяет педагогу развивать свой профессионально—педагогический потенциал.

Личностно-развивающее профессиональное образование — определен­ным образом спроектированная организация процесса обучения и вос­питания, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, са­моопределению, самостоятельности и самореализации; позволяющая более полно проявить и реализовать возможности обучаемого с его под­готовкой, способностями и психофизиологическими особенностями. Цель данного вида образования — создание таких условий учебного взаимо­действия между обучаемым и преподавателем, когда к каждому человеку относятся как к высшей самостоятельной ценности; содержание, фор­мы, методы и средства обучения обеспечивают эффективное развитие индивидуальности обучаемого; способствуют становлению таких лично­стных качеств, как самообразование, самовоспитание, самообучение,


саморазвитие, самоопределение, формирование творческих потенций, максимальный учет индивидуальных особенностей обучаемого и пред­почитаемые способы работы с учебным материалом. Л.-р. п. о. в наи­большей степени соответствует подготовке специалистов, востребован­ных современными социально-профессиональными технологиями.

Магистр (лат. magister — наставник) — вторая академическая ученая степень в странах с англо-американской системой высшего образова­ния, присуждаемая лицам, окончившим университет или приравненное к нему высшее учебное заведение и имеющим степень бакалавра, про­шедшим дополнительный курс в течение 1—2 лет, сдавшим специаль­ный экзамен и защитившим диссертацию. С 1993 г. магистерская подго­товка (магистратура) введена в системе многоуровнего высшего образо­вания РФ. Подготовка М. ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Лицам, полностью выполнив­шим индивидуальный план по профессиональной образовательной про­грамме М. в вузах, присуждается квалификационная академическая сте­пень магистра и выдается диплом государственного образца.

Метапрофессиональные качества — свойства, способности, качества, черты личности, обусловливающие продуктивность (успешность) выпол­нения широкого круга учебно-познавательной, социальной и професси­ональной деятельности человека. К ним относятся: обучаемость, орга­низованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль, рефлексия, социально-профессиональная мобильность, работоспособность, толерантность и др.

Методология науки определяется как система подходов, принципов и методов теоретической и практической деятельности.

Модуль — часть образовательной программы или учебной дисципли­ны, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

Мониторинг (от англ. monitoring — контролировать, проверять) — от­слеживание состояний объекта с помощью непрерывного или периоди­чески повторяющегося сбора данных, представляет собой совокупность определенных ключевых показателей.

Направление подготовки — совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интег­рируемых на основании общности фундаментальной подготовки.

Непрерывное образование — процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организа­ционно обеспеченный системой государственных и общественных ин­ститутов и соответствующий потребностям личности и общества.

Образовательный модуль — совокупность знаний и умений, а также форм проведения занятий, обеспечивающих формирование требуемой компетенции.


Обучаемость — способность субъекта к приобретению, применению и переносу, имеющихся знаний в относительно новые условия, а также формированию новых знаний.

Опережающее профессиональное образование — одно из направлений теории образования и практики образовательной деятельности, выража­ющее основную тенденцию развития образования как социального ин­ститута. Понятие «опережающее» в данном случае ключевое и характе­ризует содержательную сторону образовательных программ, форм орга­низации учебного процесса, особенности применяемых обучающих тех­нологий. О. п. о. — в определенном смысле модель науки и отражает динамику научно-технического прогресса.

Основная образовательная программа — совокупность учебно-мето­дической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результа­ты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.

Педагог профессионального образования — специалист, обеспечива­ющий приобретение профессии по программам начального профессио­нального образования учащимися образовательных учреждений, учеб­но-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по под­готовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специ­алистов службы занятости населения.

Повышение квалификации — целенаправленное приобретение новых знаний и навыков, изучение передового опыта. Именно профессиональ­ное совершенствование в соответствии с постоянно изменяющимися условиями производственной деятельности представляет собой главное содержание повышения квалификации.

Профессионализм — высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. П. проявляется в систематическом по­вышении квалификации, творческой активности, способности продук­тивно удовлетворять возрастающие требования общественного произ­водства и культуры. Предпосылкой достижения п. служит достаточно высокое развитие профессионально важных качеств личности, ее специ­альных способностей.

Профессиональная мобильность — 1) возможность и способность ус­пешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. Профессиональная мобильность предполагает владение системой обоб­щенных профессиональных приемов и умение эффективно их приме­нять в смежных отраслях производства, а также высокий уровень про­фессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализа­ции оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии; 2) готовность и способность работника к смене вы­полняемых производственных заданий, освоению новых специальнос­тей или изменений в них, возникающих под влиянием технических и технологических преобразований.


Профессиональная ориентация — 1) комплекс психолого-педагоги­ческих и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склон­ностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом; 2) система на­учно обоснованных психолого-педагогических и медицинских меропри­ятий, готовящих молодежь к выбору профессии с учетом индивидуаль­но-психологических особенностей личности и потребностей общества; 3) широкое понятие предполагающее выходящий за рамки только пси­хологии и педагогики, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии; 4) помощь в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и учетом рынка профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств. Введе­ние в общеобразовательной школе предпрофильной подготовки и про­фильного обучения обусловливает необходимость поиска новых путей профессиональной ориентации школьников.

Профессиональная подготовка — ускоренное приобретение обучаю­щимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повы­шением образовательного уровня обучающихся. Государство в необхо­димых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образова­ния, условия для получения ими профессиональной подготовки. Про­фессиональная подготовка может быть получена в образовательных уч­реждениях НПО и других, имеющих соответствующую лицензию.

Профессиональная пригодность — 1) соответствие личностных харак­теристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью; 2) совокупность пси­хофизиологических и психических особенностей индивида, необходи­мых и достаточных для достижения общественно приемлемых показате­лей в конкретном виде трудовой деятельности; мотивационное восприя­тие индивидом данного вида труда, склонность индивида к данному виду деятельности; 3) совокупность личностных свойств качеств, которыми необходимо обладать человеку для успешного выполнения профессио­нальных обязанностей.

Профессионально-педагогическое образование — формирование лич­ности, способной к эффективной самореализации в сфере начального профессионального образования, осуществлению всех компонентов ин-тегративного образовательного процесса, выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. П.-п. о. реализуется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соот­ветствующими государственными образовательными стандартами.

Профессиональное образование — процесс и результат профессиональ­ного становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями, а также компетенциями по конкрет­ным профессиям и специальностям.


Профессиональное самоопределение — 1) активный и долговремен­ный процесс выбора профессии, внутренние психологические основа­ния и результат данного процесса. Содержание профессионального са­моопределения — осведомленность о мире профессии, путях их выбора, способах освоения; самоанализ и самооценка; 2) деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его раз­вития как субъекта труда; 3) процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности (кем стать? к какой социальной группе принадлежать? где и с кем работать?); 4) самостоятельное и осоз­нанное согласование профессионально-психологических возможностей с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, изби­рательное отношение к миру профессий, формирование отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-эко­номической ситуации.

Профессиональное самосохранение — 1) личностно ориентированная система продуктивного профессионального функционирования челове­ка, заключающаяся в готовности к постоянному самоизменению и само­реализации профессиональных возможностей, самопроектированию и реализации продуктивных сценариев профессиональной жизни, преодоле­нию деструктивных вариантов профессионального развития и карьеры.

Профессиональное становление личности — прогрессивное измене­ние личности под влиянием социальных воздействий, профессиональ­ной деятельности и собственной активности, направленной на самосо­вершенствование и самоосуществление. Становление обязательно пред­полагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реаль­ность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном са­мосохранении. Решающее значение в становлении личности принадле­жит ведущей деятельности. Профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыс­лом, придает профессиональной биографии значительность.

Профессинальный рост — профессиональное развитие личности.

Профессия (от лат. professio) — 1) термин, обычно используемый для обозначения любого занятия, которое требует высокой степени разви­тия умений и обширной специализированной подготовки с целью ис­полнения определенной социальной роли. Профессии, как правило, имеют свои собственные нормы этики и поведения в рамках своей прак­тики; 2) вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подго­товки и опыта работы; 3) исторически возникшие формы трудовой дея­тельности, для выполнения которых человек должен обладать опреде­ленными знаниями и навыками, иметь специальные способности и раз­витые профессионально важные качества; 4) группа родственных специ­альностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт).

Профиль — совокупность основных типичных черт какой-либо про­фессии (направления подготовки, специальности) высшего образования,


определяющих конкретную направленность образовательной програм­мы, ее содержание.

Портфолио (франц. portefeuille) — документ, отражающий индивиду­альные достижения учащихся, уровень их готовности к продолжению образования по тому или иному профилю на старшей ступени.

Предпрофильная подготовка — система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений обучения и широкой сферы профессиональной деятельности.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуали­зации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержа­нии и организации образовательного процесса наиболее полно учиты­вать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональны­ми интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Ручная умелость — развитая мускульно-пальцевая память, хороший глазомер, точная координация движений, способность к концентрации внимания и его перераспределению, быстрота реакции, наглядно-дей­ственное мышление.

Сверхнормативная профессиональная активность — профессиональ­ные энтузиазм и инициатива, самостоятельность, склонность к риску, готовность к повышению квалификации, предрасположенность к инно­вациям.

Сенсомоторная обучаемость — индивидуальная возможность учаще­гося к усвоению сенсомоторных умений и навыков, способность отно­сительно легко и быстро осваивать новые виды производственных дей­ствий.

Событийное образование — попутное образование человека в течение всей его жизни. Это непреднамеренное, нормативно не организованное образование, осуществляющееся в процессе жизни, взаимодействия с окружающими, живой и неживой природой, социально-профессиональ­ным окружением, средствами массовых коммуникаций.

Социально-профессиональная мобильность — готовность и способность работника к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и освоение новых специальностей, а также адаптация к новым социально-экономическим условиям.

Социально-профессиональное воспитание — взаимодействие двух или более субъектов (общества и личности, социальной общности и индиви­да), необходимое и достаточное для профессионального становления специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения личности к профессиональному труду.


Специальность — 1) постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии; 2) совокупность знаний, навыков и умений, приоб­ретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и ре­шение определенных классов профессиональных задач; 3) направление подготовки в вузе или техникуме; оно является основным элементом структуры содержания профессионального обучения.

Стагнация (лат. stagnum — стоячая вода) — застой в экономике, про­изводстве, профессиональной жизни. Профессиональная стагнация на­ступает, как правило, на стадии профессионализации, характеризуется снижением профессиональной активности, отсутствием профессиональ­ного роста, индифирентным отношением к труду.

Стандарт профессий — нормы требований работодателя к качеству подготовки специалиста; определяет уровень квалификации, професси­ональную мобильность, а для ряда профессий и совокупность личност­ных (профессионально важных) качеств работника.

Технологическая дисциплинированность — волевое качество, характе­ризующее действия работника в соответствии с нормами и предписани­ями технологической документации, стандартами.

Трансграничное профессиональное образование — образование, ори­ентированное на формирование метапрофессиональных конструктов (компетенций, компетентностей и метапрофессиональных качеств) пу­тем интеграции образовательных и социально-профессиональных тех­нологий. Это образование предполагает размывание границ между ми­ром труда и миром образования, взаимосогласование интересов бизне­са, государства и образования.

Учебно-профессиональная компетентность — интегративное качество личности будущего специалиста (способность и готовность эффективно выполнять учебно-профессиональную деятельность); система проявлен­ных учебно-профессиональных ключевых, базовых и специальных ком­петенций, включающих подсистемы адекватных знаний, навыков, учеб­но-профессиональных умений, освоенных обобщенных способов учеб­но-профессиональных действий, а также личностных и профессиональ­но-важных качеств.


ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие. — М., 1997.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М., 2006.

Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого не­прерывного профессионального образования. — СПб., 2002.

Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учеб. пособие. — М.; Воронеж, 2004.

Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2005.

Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. — М.; Воронеж, 2003.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991.

Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обу­чение. — М., 1999.

Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психо­логического исследования. — М., 2005.

Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. — Екате­ринбург, 2000.

Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум). — М., 2005.

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. Я в профессии и профессиональное Я: результаты исследований. — Екатеринбург, 2005.

Гомезо М.В., Герсимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие. — М., 1999.

Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрос­лых. — М., 2005.

Гуревич П.С. Философия: учебник для психологов. — М.; Воронеж. 2004.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. — М., 2004.

Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.; Воронеж, 2004.

Ермолаева М.В. Психология развития: учеб.-метод. пособие. — М.; Воронеж, 2003.

Ермолаева О.Ю. Математическая статистика для психологов. — М., 2002.


Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. — М., 2006.

Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М., 2004.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие. — М., 2005.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М., 2007.

Зеер Э.Ф., Гордеева Н.Н. Психология профессионального образова­ния: схемы, таблицы, комментарии, упражнения. — Екатеринбург, 2005.

Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Практикум по психологии профессиональ­ного образования. — М., 2008.

Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентоло-гии. — М., 2005.

Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессио­нального образования: компетентностный подход. — М., 2005.

Зеер Э.Ф., Хасанова И.И. Социально-профессиональное воспитание в вузе. — Екатеринбург, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д, 1997.

Карандашев В.А. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу. — Екатеринбург, 2005.

Квин В. Прикладная психология. — СПб., 2000.

Климов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1998.

Козлова А.Д. Образовательные технологии: учеб. пособие. Красно­ярск, 2005.

Коржуев А.В, Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профес­сиональном образовании. — М., 2003.

Корнилов Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. — СПб., 2006.

Левитан К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург. 1999.

Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. — М.; Воронеж, 2003.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

Минюрова С.А. Саморазвитие человека в профессии. — Екатерин­бург, 2006.

Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М., 2003.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологичес­кие проблемы). — М., 1994.

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации. Развитие лич­ности в психологии. — М., 1981.

Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: Проблемы ка­чества и научно-методического обеспечения. — Казань, 2005.

Немов Р.С. Психология: в 2 кн. Психология образования. Кн. 2. — М., 1994.

Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования про­фессиональной деятельности. — М., 1998.

Новиков А.М. Методология учебной деятельности. — М., 2005.

Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М., 1986.


Образование и наука. Будущее в ретроспективе / авт.-сост. Е.В.Тка-ченко. — Екатеринбург, 2005.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие. — М., 1999.

Петровский А.В. Введение в психологию. — М., 1995.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психоло­гии: учеб. пособие. — М., 1998.

Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельнос­ти студентов. — М., 2004.

Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. — М., 1987.

Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана. — М., 2002.

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личнос­ти. Анализ. Теория. Практика. — СПб., 2006.

Романцев Г.М., Хаматнуров Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище. — Екатеринбург, 1997.

Российский вуз в европейском образовательном пространстве / под ред. А.П.Тряпицыной. — СПб., 2006.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектиро­вания педагогических систем. — М., 1999.

Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1999.

Смирнов И.П. Теория профессионального образования. — М., 2006.

Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Движение к открытой си­стеме профессионального образования // Профессиональная педагоги­ка: категории, понятия, дефиниции. — Вып. 3. — Екатеринбург, 2004.

Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. посо­бие / под ред. В.А.Лабунской. — М., 1999.

Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеоло-гия. СПб., 2006.

Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального разви­тия. — М., 2005.

Темина С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. — М.; Воронеж, 2001.

Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: в 2 т. — М.; Воронеж, 2005.

Фонарев А.В. Психологические особенности личностного становле­ния профессионала. — М.; Воронеж, 2005.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994.

Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проекти­рование. — М., 2003.

Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образова­ния. — М., 2000.

Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. — Ростов н/Д, 1996.

Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. пособие. — М.; Воронеж, 2005.


ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.