Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы подготовки профессионально-педагогических работников






Стратегические ориентиры развития профессионального обра­зования, обозначенные Правительством РФ в материалах модер­низации образования до 2010 года, планируемое введение много­уровневой системы обучения, утверждение инновационной кон­цепции профессионального развития обучаемых обусловливают необходимость поиска новых моделей подготовки профессиональ­но-педагогических кадров.

Приведем основные контуры обновления профессионального образования, которые определяют необходимость обновления, диверсификацию квалификационной структуры профессиональ­но-педагогических кадров. Профессиональное образование ста­новится неотъемлемой частью экономики страны, отсюда следует необходимость сопряжения потребностей экономики и развива­ющего потенциала образования. Механизмом реализации этого требования выступают создаваемые профессионально-образова­тельные кластеры, целевое назначение которых, объединенные на рыночной основе предприятий, организаций и профессиональ­ных образовательных учреждений.


Вхождение России в Болонский процесс приведет к трансфор­мации высшего образования. При переходе к многоуровневому образованию, изменится также система непрерывного образова­ния, появятся новые формы дополнительного образования и по­вышения квалификации. Существенно преобразуется профессио­нальное становление человека. В связи с утратой значения перво­начально полученной профессии, возрастает роль «трансгранич­ного» образования, обеспечивающее «второй шанс» профессио­нальной биографии и диверсификацию индивидуальных траекто­рий карьерного роста.

Сложившаяся в профессиональном образовании ориентация на подготовку специалистов способных выполнять конкретные (оп­ределенные) профессиональные функции и решать типовые про­изводственные задачи входит в противоречие с требованиями со­временной экономики: динамической профессиональностью — подготовленностью выпускника к выполнению широкого радиу­са социально-профессиональных функций, обеспеченной сфор­мированными в профессиональной школе компетентностями/ком-петенциями и метапрофессиональными качествами.

Инновационные преобразования системы профессионального и последипломного образования, интенсивное развитие дополни­тельного образования и отраслевого (корпоративного) обучения на предприятиях и в организациях актуализировали поиск новых форм подготовки профессионально-педагогических работников.

Корпус педагогов профессионального образования состоит се­годня в основном из работников, не имеющих специального про­фессионально-педагогического образования, они получают:

– неудовлетворительную (низкую) заработную плату, их соци­альный статус профессии педагога;

– плачевным состоянием учебно-материальной базы учрежде­ний начального и среднего профессионального образования;

– снижением престижа рабочих профессий среди молодежи и др.

Одна из причин (отнюдь не главная) кризиса профессиональ­но-педагогического образования — структурно-организационное однообразие сложившейся (и законсервированной) в стране сис­темы обеспечения педагогическими кадрами развивающейся ры­ночной экономики:

– подготовка педагогов профессионального обучения по от­раслям в двух специализированных вузах страны и многочислен­ных факультетах и отделениях отраслевых вузов;

– дополнительная психолого-педагогическая подготовка на различного рода курсах повышения квалификации лиц, не имею­щих базового профессионально-педагогического образования.

Полученное высшее профессиональное образование под гри­фом «Профессиональное обучение (по отраслям)» дает специаль-


ность широкого профиля. Педагог подготовлен к выполнению разнообразных функций:

– преподавателя и мастера производственного (практическо­го) обучения по спектру профессий начального профессиональ­ного образования, методического работника, маркетолога во всех видах профессиональных училищ и лицеев;

– преподавателя, инструктора производственного обучения и инженера по подготовке кадров в учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах, отделах технического обучения и подготовки работников промышленных предприятий и предпри­ятий обслуживания;

– исполнению обязанностей воспитателя и организатора учеб­ного производительного труда в образовательных учреждениях.

В системе среднего профессионально-педагогического образо­вания готовят, в основном, мастеров производственного обуче­ния. Выпускники, освоившие профессиональные программы сред­него ППО повышенного уровня, способны выполнять функции преподавателя общепрофессиональных дисциплин.

В настоящее время в связи с модернизацией профессионального образования, складывается возможность введения альтернативных форм подготовки профессионально-педагогических работников.

Приведем а л ь т е р н а т и в н ы е ф о р м ы п о д г о т о в к и профессионально-педагогических работников.

1. Введение новых квалификаций:
– бакалавр профессионального образования;
– магистр профессионального образования;
– специалист: менеджер образования, технолог образования,

преподаватель информационных технологий, преподаватель со­циальных технологий и т.п.

2. Переход от подготовки педагогов по отраслям производства к подготовке по основным социально-профессиональным техно­логиям. Дифференциация бакалавриата и специалитета по наибо­лее распространенным технологиям.

3. Подготовка магистров профессионального образования на основе базового (отраслевого) высшего образования (бакалавриа­та и специалитета).

4. Введение в техникумах/колледжах подготовки бакалавров, с последующей разработкой сопряженных ГОСов среднего и выс­шего профессионально-педагогического образования.

5. В системе дополнительного профессионально-педагогичес­кого образования возможна подготовка педагогов в отраслевых вузах и колледжах путем введения блока психолого-педагогичес­ких дисциплин в учебные планы.

В табл. 34 обобщены наши представления о возможной дивер­сификации квалификационной структуры профессионально-пе­дагогического образования.


Модернизация уже сложившейся квалификационной структу­ры и предлагаемых альтернативных форм подготовки профессио­нально-педагогических работников обусловливают необходимость проектирования профессиональных (квалификационных) стандар­тов, которые отражают требования работодателя к будущим спе­циалистам, определяют уровень квалификации, состав универсаль­ных (ключевых) общепрофессиональных, инструментальных (ме­тодических) и предметно специализированных компетентностей/ компетенций и совокупность личностных и профессионально зна­чимых качеств педагогов.

На основе профессиональных стандартов разрабатывается сис­тема сертификации и аттестации педагогических работников. Профессиональные стандарты станут ориентиром для проектиро­вания государственных образовательных стандартов и позволят согласовать учебные планы и обеспечить преемственность всех уровней и форм подготовки профессионально-педагогических работников.

Т а б л и ц а 34






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.