Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональный состав психологии профессионально-образовательной деятельности






 

Виды деятельности Типовые задачи деятельности Ключевые профессиональ­ные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)
Организа­ционно-управлен­ческая Определение целей профес­сионально-педагогической деятельности. Организация профессио­нально-образовательного процесса и производствен­но-технологической дея­тельности. Уметь управлять и мотиви­ровать профессиональное развитие и саморазвитие обучаемых. Быть готовым к управле­нию и организации соци­ально-профессиональным воспитанием. Уметь организовывать, планировать и оценивать

Продолжение табл. 34


Виды деятельности


Типовые задачи деятельности


Ключевые профессиональ­ные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)


 


Образова­тельно-проектиро­вочная


Прогнозирование результа­тов профессионально-педа­гогической деятельности. Управление ученическими коллективами и организа­ция их самоуправления. Управление качеством про­фессионального образова­ния.

Контроль и оценка резуль­татов профессионально-пе­дагогической деятельности.

Проектирование комплекса образовательных професси­ональных целей и учебно-методических задач. Конструирование содержа­ния учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке специалистов. Разработка учебно-про­граммной документации. Проектирование развиваю­щей образовательно-про­странственной среды. Проектирование личностно-развивающих технологий и методики обучения. Оптимизация личностных, профессионально-образова­тельных и групповых фак­торов в учебном и производ­ственном процессах.


профессионально-образо­вательный и производ­ственно-технологический процессы.

Владеть способами органи­зации, планирования и регламентации собствен­ной профессионально-пе­дагогической деятельности. Уметь организовывать и осуществлять профессио­нально-образовательный процесс.

Уметь планировать свою профессионально-педаго­гическую и производствен­но-технологическую дея­тельности.

Уметь формулировать со­циально и профессиональ­но значимые цели образо­вания

Быть готовым методически компетентно анализиро­вать и систематизировать научно-технологическую информацию. Уметь методически пра­вильно редуцировать науч­но-техническую информа­цию в учебный материал. Уметь создавать квазипро­фессиональные социально-профессиональные ситуа­ции.

Быть готовым проектиро­вать технологии повыше­ния эффективности про-фессионально-педагоги-ческой деятельности. Уметь проектировать и применять комплекс ди­дактических средств в про-



Продолжение табл. 34


Виды деятельности


Типовые задачи деятельности


Ключевые профессиональ­ные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)


 


Дидакти­ческая (обучаю­щая)


Дидактическое обеспечение профессионально-образова­тельного процесса и произ-водственно-технологиче-ской деятельности. Формирование профессио­нально-технологических зна­ний, умений и компетен­ций.

Формирование учебно-про­фессиональных мотивов. Анализ, проектирование, реализация, оценивание и коррекция профессиональ­но-образовательного про­цесса.


фессионально-образова-тельном процессе. Уметь проектировать фор­мы, методы и средства кон­троля результатов обуче­ния.

Содействовать проектиро­ванию индивидуальных об­разовательных маршрутов обучаемых.

Уметь использовать сущ­ность, закономерности пе­дагогической психологии при проектировании содер­жания профессионального образования и выбора пси­холого-педагогических кри­териев оценки результатов обучения (компетенций). Способность формулиро­вать цели и задачи учебно-профессиональной дея­тельности.

Уметь находить адекватные целям образования содер­жание и технологии обуче­ния.

Уметь ясно и логично из­лагать учебный материал. Быть готовым трансформи­ровать содержание препо­даваемой дисциплины в средство решения различ­ных педагогических задач (повышение учебно-позна­вательной мотивации уча­щихся).

Уметь создавать посред­ством своего предмета об­разовательную среду (усло­вия) для профессионально­го и личностного развития учащихся.



Продолжение табл. 34


Виды деятельности


Типовые задачи деятельности


Ключевые профессиональ­ные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)


 


Воспита­тельная


Организация и осуществле­ние учебно-воспитательной деятельности.

Воспитание будущих рабо­чих на основе социально-профессиональных ценнос­тей и корпоративной куль­туры.

Организация и осуществле­ние профилактики отклоня­ющих форм поведения в об­разовательных учреждениях систем НПО и СПО. Организация самоуправле­ния в учебных группах и учебном учреждении. Диагностика и оценка уров­ня воспитанности обучае­мых.


Осуществлять непрерыв­ный контроль знаний и умений учащихся с целью управления качеством обу­чения.

Владеть современными технологиями обучения и формирование социально-профессиональных знаний, умений и компетенций. Быть готовым осуществ­лять действенный педаго­гических гуманизм. Проявлять толерантность к педагогически запущен­ным воспитанникам. Уметь мобилизовать и кон­тролировать свое социаль­но-профессиональное по­ведение.

Планировать воспитатель­ную работу.

Определять воспитатель­ный потенциал конкретной учебной дисциплины, об­разовательного учрежде­ния, социопрофессиональ-ного пространства города, региона.

Владеть технологиями са­моуправляемого воспита­тельного процесса. Оказывать педагогическую поддержку проблемным учащимся.

Осуществлять психолого-педагогическое сопровож­дение и мониторинг воспи­тательной деятельности. Владеть методами диагно­стики воспитанности и от­клоняющегося поведения учащихся.



Продолжение табл. 34


Виды деятельности


Типовые задачи деятельности


Ключевые профессиональ­ные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)


 


Развиваю­щая


Актуализация профессио­нально-личностного потен­циала обучающихся. Психологическое обеспече­ние профессионального раз­вития всех субъектов обра­зовательного процесса. Содействие в формирова­нии учебно-профессиональ­ной мотивации. Психологическое сопровож­дение профессионально-об­разовательного процесса. Диагностика социально-личностных профессиональ­но-значимых компетенций. Диагностика обучаемости и воспитуемости, а также со­циально-профессионально-го развития обучаемых. Обеспечение оптимального психологического взаимо­действия обучаемых и педа­гогов.

Содействие выработке ин­дивидуального стиля дея­тельности педагогов. Проектирование альтерна­тивных траекторий профес­сионального образования.


Уметь находить общий язык со всеми участника­ми образовательного про­цесса: коллегами, руковод­ством, учащимися, родите­лями.

Знать возрастные психоло­гические особенности обу­чаемых.

Иметь представления о возможных образователь­ных затруднениях обучаю­щихся.

Понимать психологические закономерности обучения, воспитания и развития. Владеть методами психоди­агностики учебной мотива­ции, обучаемости, воспиту-емости.

Быть готовым оказать пси­хологическую помощь и поддержку обучающимся, испытывающим трудности в учебно-профессиональ­ной деятельности. Обладать способностью к проведению прикладных психологических исследо­ваний.

Быть готовым к примене­нию психологических тех­нологий решения типовых задач социально-професси­онального развития, а при необходимости и коррекции деструктивных тенденций. Владеть психотехнология­ми формирования опти­мального социально-пси­хологического климата в учебной группе и коллек­тиве.



Продолжение табл. 34


Виды деятельности


Типовые задачи деятельности


Ключевые профессиональ­ные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)


 


Образова-тельно-тех-нологичес-кая (мето­дическая)

Профессио-логическая (профессио-ведческая)


Реализация профессиональ­но-образовательного про­цесса.

Организация учебно-позна­вательной деятельности обу­чаемых.

Анализ учебно-программ­ной документации и мето­дических комплексов. Планирование занятий тео­ретического и практическо­го обучения.

Моделирование и констру­ирование форм предъявле­ния учебной информации. Разработка методики обуче­ния по учебному предмету. Разработка форм и методов контроля и оценки качества обучения.

Формирование профессио-ведческой компетентности.


Уметь проектировать психо­логически обоснованные об­разовательные траектории. Уметь проводить анализ учебно-программной доку­ментации.

Уметь разрабатывать раз­личные формы предъявле­ния учебного материала. Уметь планировать учеб­ную и производственно-технологическую деятель­ность обучаемых. Владеть современными ин-формационно-коммуника-ционными технологиями. Уметь компетентно ис­пользовать учебное и про-изводственно-технологи-ческое оборудование. Владеть методикой демон­страции профессиональ­ных умений и навыков. Быть готовым осуществлять педагогическое сопровож­дение профессионально-образовательного процесса. Быть способным к рефлек­сии своей профессиональ­но-педагогической деятель­ности.

Уметь создавать проблем­ные ситуации, моделирую­щие реальные социально-профессиональные дея­тельности

Быть готовым к созданию индивидуальной (автор­ской методики обучения Уметь организовывать про-фориентационную работу. Быть готовым осуществ­лять диагностику профес-



Продолжение табл. 34

 

Виды деятельности Типовые задачи деятельности Ключевые профессиональ­ные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)
  Содействие профессиональ- сиональных интересов,
  ному самоопределению обу- способностей, склонностей
  чаемых. обучаемых.
  Обеспечение индивидуаль- Способствовать професси-
  ных профессиональных мар- ональному самоопределе-
  шрутов будущих специали- нию обучаемых.
  стов. Содействовать профессио-
  Психолого-педагогическое нальному развитию обуча-
  сопровождение профессио- емых и формированию ин-
  нальному развитию обучае- дивидуальных маршрутов
  мых. профессионального обра­зования, будущему трудо­устройству. Уметь развивать и оцени­вать социально-личност­ные компетенции.
Учебно- Проведение опытно-поис- Владеть методикой опыт-
исследова- ковой и исследовательской но-поисковой работы.
тельская деятельности по актуальным Уметь анализировать соот-
  проблемам профессиональ- ветствие содержания про-
  ной педагогики. фессиональной подготовки
  Организация учебно-иссле- требованиям, предъявляе-
  довательской деятельности. мым к выпускнику на рын-
  Применение достижений ке труда.
  профессиональной педаго- Быть способным выявлять
  гики и психологии в про- проблемы, затруднения и
  фессионально-образова- находить пути их решения.
  тельном процессе. Быть готовым к освоению психолого-педагогических инноваций. Уметь оформлять результа­ты своей опытно-поиско­вой деятельности в виде (форме) проекта. Владеть методами изучения и прогнозирования потреб­ностей рынка профессий и образовательных услуг.

Предложенная технология (процедура) определения состава универ­сальных и профессиональных компетенций следует из стратегических, методологических и теоретических ориентиров обновления профессио­нального образования. Очевидно, что при иных теоретико-методологи-


ческих основаниях возможна другая последовательность выявления ком­петенций. И, конечно, приведенные универсальные компетенции, как и профессиональные — не могут считаться полными, а некоторые даже излишни. Данный состав компетенций следует рассматривать как ориен­тировочный.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.