Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОСЛЕСЛОВИЕ. Необходимость выделения в прикладной психологии самосто­ятельной отрасли — психологии профессионально-технического образования — была обоснована в 1972 г






Необходимость выделения в прикладной психологии самосто­ятельной отрасли — психологии профессионально-технического образования — была обоснована в 1972 г. К.К.Платоновым. В 1977 г. вышло в свет его учебное пособие «Психология», адресо­ванное инженерно-педагогическим работникам, которое содер­жало большой раздел «Психология профессионально-технического образования»1. В этом разделе рассматривались возрастные осо­бенности психики учащихся, психологические основы професси­онально-технического образования, формирование личности и ее профессиональных качеств, управление формированием личнос­ти.

В 1981 г. было опубликовано учебное пособие Б.А.Душкова «Индустриально-педагогическая психология» для студентов педин­ститутов, обучающихся по специальности «Общетехнические дис­циплины и труд», в котором рассматривались основные положе­ния инженерной, педагогической и социальной психологии по вопросам организации и управления процессом труда. Предме­том индустриально-педагогической психологии стало «…изучение психологических закономерностей отношений человека в процессе трудовой деятельности»2. Проблемы профессионального обучения, воспитания и развития в том пособии не анализировались.

Данный учебник — очередная попытка обосновать необходи­мость и возможность выделения «Психологии профессионально­го образования» в качестве самостоятельной отрасли прикладной психологии и учебной дисциплины. Системообразующим факто­ром мы избрали профессиональное становление личности. Пси­хологические закономерности этого процесса определили и логи­ку и содержание учебника. Профессиональное образование рас­сматривается авторами как содействие профессиональному ста­новлению личности на всех стадиях: оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, профессионализации и профессионального мастерства.

Не все проблемы профессионального образования на этих ста­диях получили должное освещение. Наиболее подробно рассмот-1 См.: Платонов К.К. Психология: учеб. пособие / К.К.Платонов, Г.Г.Голу-бев. — М., 1977.

2 См.: Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология (труд, органи­зация, управление). — М., 1981. — С. 7.


рены психологические особенности профессионального образо­вания в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Это объясняется тем, что выпускники профессио­нально-педагогической специальности в первую очередь подго­товлены к работе в данной системе. Однако некоторые из них будут реализовывать себя в системе последипломного образова­ния, в отделах развития персонала на предприятиях, в фирмах и организациях, и знание психологических особенностей образова­ния на последующих стадиях профессионального становления специалистов будет им полезно.

Тематическим ядром учебника стала личностно развивающая парадигма профессионального образования, которая получила свое научное обоснование в работах отечественных педагогов и психо­логов в начале третьего тысячелетия.

Инновационные процессы, происходящие в образовании, обус­ловили необходимость рассмотрения психологических особенно­стей профессионального образования сквозь призму этих ново­введений.

Автору не удалось в полной мере решить проблему проектиро­вания учебного предмета, адекватного научной дисциплине — психологии профессионального образования. Не все вопросы по­лучили научно обоснованное освещение. И здесь аспирантам и соискателям психологических специальностей по акмеологии, педагогической психологии и психологии развития предоставля­ется возможность обогатить теорию и практику профессиональ­ного образования.

Автор осознает, что некоторые положения учебника и форма их представления могут вызвать возражения у тех ученых-психо­логов, работы которых были использованы при написании книги. За возможно некорректное цитирование и ссылки автор прино­сит им свои извинения.


ПРИЛОЖЕНИЕ

СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.