Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностно-смысловая направленность ведущих моделей образования






Логический анализ образовательных моделей обусловливает необходимость экспликации их тематического ядра — объяснитель­ного конструкта 1 парадигмы, консолидирующего совокупность взаимосвязей структурных компонентов образовательной теории. В качестве такого конструкта можно избрать ценностно-смысло­вую направленность образовательной деятельности.

Ценности образования — конкретные компоненты, результа­ты, виды деятельности, определяющие избирательную активность субъектов образовательного процесса. Это ориентиры, устанавли­вающие как межсубъектные, так и отношения субъектов к себе и образованию в целом. Именно ценности регулируют и направля­ют педагогическую деятельность, придают ей развивающий, обу­чающий и воспитывающий характер. Ценности детерминируют избирательное отношение субъекта к выполняемой деятельности, придают его деятельности личностный смысл. Согласно А.Н.Ле­онтьеву, личностный смысл определяет отношение мотива дея­тельности к ее цели. Непосредственный источник смыслообразо-вания — потребности и мотивы. Смысл обладает действенностью, т.е. выполняет регулирующую функцию. Под личностным смыс­лом мы понимаем индивидуализированное отражение образова­ния, в котором проявляется взаимодействие всех субъектов обра­зовательного процесса.

Таким образом, ценностно-смысловая направленность интегри­рует отношения, мотивы, цели личности, центрированные на об­разовательной деятельности, и выполняет регуляторную функцию. В зависимости от ценностно-смысловой направленности обра­зовательной деятельности можно выделить следующие к о н ц е п-ц и и о б р а з о в а н и я.

1. Концепция когнитивно ориентированного образования. Целе­вая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также метазнаний. Главная ценность — социокультурный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Смыслообразую-щим фактором является информационное обеспечение обучаемых. Ценностно-смысловая направленность — обучаемые с заранее за­данными характеристиками (компетентностью). Развитие лич-1 Конструкт — понятие, создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов по правилам логики, с жестко установленными границами и выражен­ное в определенном языке.


ности оказывается «побочным продуктом» учебно-познавательной деятельности. С психологической точки зрения — это «личностно отчужденное образование» (М.М.Поташник).

2. Концепция деятельностно ориентированного образования. Она доминирует в системе начального и среднего профессионального образования, имеет отчетливо выраженную функциональную на­правленность. Целевая ориентация — формирование знаний, уме­ний и навыков, а также способов выполнения умственных и прак­тических действий, обеспечивающих успешность социальной, тру­довой и художественно-прикладной деятельности. Ведущая цен­ность — обобщенные способы выполнения социально-професси­ональных действий (компетенция). Субъективный опыт учащих­ся приобретает личностный смысл. Ценностно-смысловая направ­ленность образования — обучаемый с заданной учебно-приклад­ной (профессиональной) квалификацией.

3. Теории развивающего обучения. В теории Л.В.Занкова глав­ная ценность обучения — развитие психических процессов. Смыс-лообразующим фактором выступает обучение на высоком уровне трудности. Целевая ориентация — направленность на формиро­вание теоретических знаний, развитие эмпирического мышления. В теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдо-ва ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста. Смыслооб-разующим фактором выступает развивающаяся ведущая деятель­ность. Целевая ориентация — развитие теоретического мышле­ния и усвоение теоретических знаний посредством анализа, пла­нирования и рефлексии. Ценностно-смысловая направленность обучения развивает у учащихся познавательные способности.

4. Концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алек­сеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Консти­туирующая ценность — развитие личности, ее автономности, са­мостоятельности, рефлексии, ответственности и др. Смыслообра-зующий фактор — обучаемость. Образование ориентировано на создание условий для полноценного развития личностных функ­ций всех субъектов образовательного процесса. Ценностно-смыс­ловой направленностью образования провозглашается индивиду­альное развитие субъектов учения.

5. Концепция личностно-развивающего образования (А.В.Петров­ский, В.В.Сериков). Ценностями этого образования становятся универсальные личностно-деятельностные способности: смыслот-ворчество, избирательность, рефлексия, сверхнормативная актив­ность. Личностно-развивающий смысл приобретает взаимодей­ствие субъектов образовательного процесса, самодвижение в об­разовательном пространстве. Ценностно-смысловая направлен­ность — развитие и саморазвитие субъектов образования в про­цессе их взаимодействия и сотрудничества.


6. Модель развивающегося образования. Ведущими ценностями провозглашаются развитие и саморазвитие всех субъектов образо­вания и самого образовательного процесса (образовательной дея­тельности) в режиме взаимосодействия. Смыслообразующим фактором становится открытое саморазвивающееся образователь­ное пространство. Ценностно-смысловая направленность образо­вания — самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве.

Анализ генезиса ценностно-смысловой направленности пока­зывает, что в каждой последующей концепции усиливается разви­вающий потенциал образования: в традиционной образовательной концепции — когнитивно ориентированной — развитие обучае­мых было «побочным продуктом»; в теориях развивающего обуче­ния решающее значение приобретает развитие познавательных спо­собностей: наблюдательности, рефлексии, мышления; в концеп­циях личностно ориентированного и личностно-развивающего об­разования главной ценностью становится развитие целостной лич­ности обучаемых, всех ее структурных составляющих, личностным смыслом провозглашается самоактуализация и саморазвитие.

В табл. 5 представлены целевые ориентации и ценностно-смыс­ловая направленность ведущих концепций образования. Проведен­ный анализ показывает, что по мере усиления личностной компо­ненты изменяется направленность концепции, которая отражает иерархию ценностей и смыслов образовательной деятельности.

Таблица 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.