Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неэкспериментальные методы






Наблюдение — метод сбора информации путем прямой и не­посредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия. Наблюдение проводится, как правило, по жесткой программе (формализован-39


ное наблюдение), в отдельных случаях по плану (свободное на­блюдение).

Свободное наблюдение применяют на начальных этапах ис­следования. Оно позволяет скорректировать постановку вопро­сов, глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы. Формализован­ное наблюдение ведется по стандартизированной программе; на­блюдаемые события разбиты на отдельные элементы, которые фиксируются в протоколе. Отмечается частота их проявления, психическая напряженность, поведенческие реакции людей и т.д.

Особенность наблюдения как метода исследования заключает­ся в том, что сбор информации осуществляется при помощи раз­ных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания.

В зависимости от степени участия исследователя в наблюдае­мом процессе различают: включенное наблюдение (исследователь входит в состав группы и выполняет все виды деятельности этой группы) и стороннее наблюдение (исследователь рассматривает ситуацию непосредственно или находится за пределами наблюда­емого действия; психические явления анализируются, на основе кино- или видеосъемки).

В наблюдении выделяют следующие этапы.

1. Выбор объекта, определение цели, задач и времени наблю­дения.

2. Определение длительности и предполагаемых результатов.

3. Составление плана наблюдения, подготовка документации (бланков, протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю), оборудования наблюдателя.

4. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы).

5. Обработка и оформление результатов наблюдения (таблицы, графики, диаграммы).

6. Анализ результатов наблюдения и выводы. Наблюдение как метод психологии профессионального образования применяется при оценке организации учебного места и учебно-производствен­ной ситуации в целом, при анализе коммуникации обучаемого, его поведения, профессиональной обучаемости и роста квалифи­кации. Наблюдение целесообразно использовать при разработке психограмм профессий, исследовании особенностей профессио­нального обучения на рабочем месте.

Негативные моменты наблюдения заключаются в недостаточ­ной репрезентативности полученных данных из-за большого ко­личества сопутствующих явлений и высокой вероятности субъек­тивной интерпретации происходящего. При наблюдении прихо­дится информировать обучаемых о задачах исследования, что вно­сит изменения в их учебно-профессиональное поведение и дея­тельность.

Опросные методы представляют собой способы получения пер­вичной информации об изучаемом индивиде или группе с помо-


щью вопросов. При этом содержание вопросов представляет про­блему исследования на эмпирическом уровне. Основная цель оп­роса состоит в получении информации об объективных или (и) субъективных (мнения, установки, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемых. При опросе опрашивающих называют ин­тервьюерами, а опрашиваемых — респондентами. Опрос может быть непосредственным, устным (беседа, интервью) и опосредо­ванным, письменным (анкетирование).

Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Прямое взаимодействие исследователя и респон­дента определяет большие возможности беседы как исследова­тельского метода. Личный контакт помогает глубже понять пози­цию и мотивы респондента. Динамичность, гибкость беседы обес­печивает хорошую адаптацию к непредвиденным ситуациям.

Беседа может быть групповой, индивидуальной, коллективной. Она требует скрупулезной подготовки: до ее начала необходимо опре­делить цель, круг респондентов, наметить план, уточнить предмет разговора, составить перечень вопросов (вопросник), установить место и время ее проведения.

По структуре вопросов различают стандартизированные (струк­турированные) и нестандартизированные (неструктурированные) беседы. Стандартизированная беседа предполагает точную фор­мулировку вопросов и определение их очередности. Результаты такой беседы, как правило, сравнительно легко обрабатываются. Она обычно используется при выяснении конкретных тенденций изучаемых явлений. Жестко заданная структура беседы не исклю­чает получения неточных и неполных ответов.

Нестандартизированная беседа проходит более свободно. Это, конечно, не говорит о том, что исследователь к такой беседе не готовится. Естественно, список вопросов подготавливается зара­нее, но их очередность, точная формулировка, а зачастую и со­держание, определяются ситуацией, и во многом зависят от уме­ния исследователя импровизировать в незапланированных обсто­ятельствах.

Формулировка вопросов в беседе должна предполагать ответ в одной из следующих форм:

а) полностью открытый ответ,

б) частично открытый ответ,

в) частично структурированный ответ с открытым концом,

г) полностью структурированный ответ.

Вопросы могут быть прямыми или косвенными. Последние зача­стую более эффективны.

Немаловажное значение имеет выбор способа регистрации дан­ных беседы. Исследователь или сам записывает ответы респон­дента, предварительно подготовив схему записи, или же исполь­зует какие-либо технические средства (аудио-, видеомагнитофон).


Интервью — способ получения информации с помощью уст­ного опроса. Интервью — разновидность беседы. В процессе бе­седы происходит взаимный обмен информацией, а в интервью исследователь только задает вопросы, не высказываясь по их сути, а респондент только отвечает на них. Следовательно, интервью — односторонняя беседа.

Анкетирование — метод психолого-педагогического исследова­ния с помощью анкет. Анкетирование, в отличие от беседы и интервью, относится к опосредованным, письменным, методам исследования. Анкета — методическое средство для получения первичной педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каж­дый из которых логически связан с какой-либо задачей исследо­вания.

Своему широкому распространению в психолого-педагогичес­ких исследованиях анкетирование обязано рядом преимуществ:

жесткая логическая структура анкеты;

помимо вопросов анкеты (закрытого типа), предусматрива­ются и возможные стандартные варианты ответов;

анкета может охватить большое число респондентов;

для анкетирования не обязателен личный контакт интервью­ера и респондента;

проведение анкетирования не требует квалифицированного специалиста;

анкеты (особенно закрытого типа) легко поддается матема­тической обработке.

Использование анкетирования как научного метода предъяв­ляет серьезные требования к исследователю. Для объективации результатов опросных методов необходимы и другие, которые могут уточнить и дополнить результаты (наблюдение, изучение резуль­татов деятельности и др.)

Анализ продуктов деятельности заключается в психологичес­ком изучении результатов учебно-профессионального труда обу­чаемых: графических документов (чертежей, схем, проектов), раз­личных поделок, технических устройств, производственных изде­лий и т.п. Этот метод обеспечивает исследователя данными, от­ражающими индивидуальность каждого учащегося, его наклон­ности и интересы, раскрывающие отношение к учебе и работе, наличие тех или иных способностей, мотивы деятельности. Дан­ные об одном учащемся, взятые за достаточно длительный пери­од, могут сказать о динамике, а возможно и о тенденциях разви­тия какого-либо качества. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне профессиональной обучен-ности, развития профессионально важных качеств обучаемого: ак­куратности, ответственности, точности и др. Анализ количества и качества изделий, изготовленных в течение определенного учеб-


ного времени, позволяет определить уровень сенсомоторной обу­чаемости, время наступления утомления и сделать выводы о наи­лучшем режиме учебного труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.