Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые ключевые понятия и основные концептуальные положения психологии профобразования






 

Ведущие понятия Концептуальные положения
Квалификация Степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности.
Профессиональное образование Научно обоснованный организованный про­цесс и результат профессионального станов­ления и развития личности человека и овладе ния им определенными видами профессио­нальной деятельности.
Психологическое сопровождение профессионального становления личности Составная часть профессионального образова­ния, заключающаяся в психологической помо­щи в преодолении трудностей профессиональ­ной жизни, коррекции деструктивных тенден­ций развития (кризисов, стагнации, конфлик­тов, деформаций), повышении адаптированно-сти работника к социально-экономическим и технологическим изменениям, развитии у него позитивной профессиональной перспективы.
Профессиональная ориентация Система психолого-педагогических, медицин­ских и организационных мероприятий, помо­гающих человеку, находящемуся в ситуации реализации своих профессиональных намере­ний (оптации), обоснованно избрать профес­сию (специальность) с учетом своих интересов и способностей, а также потребностей обще­ства.
Профессиональное становление Развитие личности в процессе выбора профес­сии, профессионального образования, подго­товки и выполнения профессиональной дея­тельности. Целостный процесс профессиональ­ного становления имеет стадии, переход от

Окончание табл. 2

 

Ведущие понятия Концептуальные положения
  одной стадии к другой сопровождается норма­тивными кризисами. Темп и траектория про­фессионального становления вариативны и определяются тремя группами факторов: воз­растными, индивидуально-психологическими и технологическими.
Акмеология Наука о закономерностях и механизмах раз­вития человека на ступени его зрелости. В пси­хологии акмеология разрабатывается как нау­ка о вершинах профессионального мастерства, интегрирующая всю систему психолого-педа­гогических знаний.
Технологическая контекстность Обусловленность динамики, уровня профессио­нального развития образовательными и про­фессиональными технологиями, применяемыми в конкретных социально-экономических условиях.
Профессиональное самоопределение Самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможно­стей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также на­хождение смысла выполняемого труда в кон­кретной социально-экономической ситуации.
Профессиональная самоактуализация Ускорение профессионального роста путем активизации потенциала личности, проявле­ния сверхнормативной профессиональной активности, а также использования иннова­ционных технологий.
Профессиональная социализация Нахождение своего места в профессиональной стратификации, выработка профессионального менталитета, формирование ролевого поведе­ния, профессиональная идентификация.
Профессия Определенный вид профессиональной деятель­ности, требующий для своего выполнения специальных знаний, умений, навыков и ка­честв личности.

Приведенные базисные понятия определяют психологическое поле профобразования и являются предпосылками выделения психологии профессионального образования.


Таким образом, профессиональное становление личности по­рождает огромный комплекс психологически обусловленных об­разовательных проблем. Очевидно, давно назрела необходимость объединения этих проблем одной отраслью прикладной психоло­гии — психологией профессионального образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.