Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базовые ключевые понятия и основные концептуальные положения психологии профобразования
Ведущие понятия
| Концептуальные положения
| Квалификация
| Степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности.
| Профессиональное образование
| Научно обоснованный организованный процесс и результат профессионального становления и развития личности человека и овладе ния им определенными видами профессиональной деятельности.
| Психологическое
сопровождение
профессионального
становления
личности
| Составная часть профессионального образования, заключающаяся в психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни, коррекции деструктивных тенденций развития (кризисов, стагнации, конфликтов, деформаций), повышении адаптированно-сти работника к социально-экономическим и технологическим изменениям, развитии у него позитивной профессиональной перспективы.
| Профессиональная ориентация
| Система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, помогающих человеку, находящемуся в ситуации реализации своих профессиональных намерений (оптации), обоснованно избрать профессию (специальность) с учетом своих интересов и способностей, а также потребностей общества.
| Профессиональное становление
| Развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. Целостный процесс профессионального становления имеет стадии, переход от
|
Окончание табл. 2
Ведущие понятия
| Концептуальные положения
|
| одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Темп и траектория профессионального становления вариативны и определяются тремя группами факторов: возрастными, индивидуально-психологическими и технологическими.
| Акмеология
| Наука о закономерностях и механизмах развития человека на ступени его зрелости. В психологии акмеология разрабатывается как наука о вершинах профессионального мастерства, интегрирующая всю систему психолого-педагогических знаний.
| Технологическая контекстность
| Обусловленность динамики, уровня профессионального развития образовательными и профессиональными технологиями, применяемыми в конкретных социально-экономических условиях.
| Профессиональное самоопределение
| Самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.
| Профессиональная самоактуализация
| Ускорение профессионального роста путем активизации потенциала личности, проявления сверхнормативной профессиональной активности, а также использования инновационных технологий.
| Профессиональная социализация
| Нахождение своего места в профессиональной стратификации, выработка профессионального менталитета, формирование ролевого поведения, профессиональная идентификация.
| Профессия
| Определенный вид профессиональной деятельности, требующий для своего выполнения специальных знаний, умений, навыков и качеств личности.
| Приведенные базисные понятия определяют психологическое поле профобразования и являются предпосылками выделения психологии профессионального образования.
Таким образом, профессиональное становление личности порождает огромный комплекс психологически обусловленных образовательных проблем. Очевидно, давно назрела необходимость объединения этих проблем одной отраслью прикладной психологии — психологией профессионального образования.
|