Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические подходы и принципы профессионально-образовательной деятельности






Методология — это совокупность подходов, принципов, спо­собов организации и построения теоретической и практической деятельности. Различают методологию научного исследования и методологию практической деятельности. Применительно к пред­мету нашего анализа правомерно рассмотреть методологию прак­тической (образовательной) деятельности.

А.М.Новиков, анализируя методологию практической деятель­ности, выделяет следующие ее особенности:

– уникальность и непредсказуемость деятельности в конкрет­ных условиях;

– предел возможностей субъектов деятельности, определяемый наличными ресурсами: интеллектуальными, информационными, технологическими, материальными и т.д.;

– способность адаптироваться к изменяющимся условиям сре­ды и помехам (как внешним, так и внутренним);

– способность к целеобразованию, интегративной, продуктив­ной деятельности благодаря активности человека;

– способность противостоять деструктивным тенденциям, а также к самоорганизации и саморазвитию1.

Существенно характеризуют методологию ее подходы2. В пе­дагогической психологии используются исторический, логико-эволюционный, системный, личностно-деятельностный и другие подходы. Основываясь на целевой ориентации психологии про-фесионального образования — становлении развивающейся лич­ности, мы отобрали следующие подходы: логико-эволюционный, контекстно-компетентностный, личностный, сетевой (многомер­ный), синергетический.

Логико-эволюционный подход предполагает рассмотрение педа­гогических процессов и явлений в их развитии, становлении. В основе этого подхода лежит положение о том, что суть психи­ческого явления может быть понята лишь при изучении его про­исхождения. Следовательно, чтобы раскрыть сущность личност-но-развивающего образования, нужно рассмотреть становление мо­делей развивающего образования в контексте социально-эконо­мической ситуации. Усиление личностной компоненты в образо­вательных концепциях — ведущая тенденция современного обра­зования. Сравнительно-психологический анализ изменения це-леполагания, содержания и технологий образования позволяет

1 См.: Новиков А.М. Методология образования. — М., 2002.

2 Подход — это исследовательская позиция, смыслообразующее положение,
«оптика» анализа изучаемого явления.


проследить становление личностно ориентированного начала в образовании.

Контекстно-компетентностный подход ориентирует образова­ние не только на освоение знаний, но и на формирование проек­тной культуры, которая подразумевает использование продуктив­ных технологий подготовки специалистов: рефлексивного обуче­ния, обучения методом кейсов, проектного обучения, метода на­правляющих текстов и др., максимально моделирующих реаль­ную профессиональную деятельность1. Построение профессиональ­ного образования в логике конктекстно-компетентностного под­хода ориентировано на освоение нестандартных форм и моделей реальной профессиональной деятельности.

Личностный подход предполагает признание главной движущей силой профессионального развития саму личность, ее потребность в самоактуализации своего личностно-профессионального потен­циала. Ориентация на личность означает, что содержание образо­вания, организационные формы, технологии обучения подчине­ны удовлетворению потребности обучаемого быть личностью.

Смыслообразующий фактор образования при рассмотрении его в русле личностного подхода — ценностно-смысловая направлен­ность личности: ее мотивы, интересы, отношения, ценности. По­строение образовательного процесса ориентировано на развитие и саморазвитие социально и профессионально важных качеств и социально-нравственных форм поведения обучаемых. В качестве ведущих мотивов этих процессов выступают перспективы про­фессионального роста и смысловое профессиональное будущее личности.

Сетевой (многомерный) подход в образовании рассматривается как альтернатива системному подходу (Г.А.Берулава), для кото­рого характерно структурирование психолого-педагогических яв­лений, процессов, феноменов по различным логическим основа­ниям. Расположенные на гомологических (однородных) рядах, они объединяются «бессистемно» на ценностно-смысловой основе.

Инструментальным средством реализации этого подхода стало многомерное отображение разноуровнего знания путем построе­ния логико-смысловых моделей2. Важное значение придается смыс-лообразующим связям и отношениям.

Многомерные логико-смысловые модели представляют собой большое число разнородных элементов знаний в свернутой фор­ме, объединенных с помощью координат в смысловые группы. Часть элементов выполняют иллюстративную функцию, однако

1 См.: Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обуче­
ние. — М., 1999; Тряпицына А.П. Российский вуз в европейском образователь­
ном пространстве. — СПб., 2006.

2 См.: Штейнберг В.Э. Многомерность как дидактическая категория // Обра­
зование и наука. — 2001. — № 10 (40).


все вместе они образуют семантически связанную систему, кото­рая дает представление о междисциплинарном характере исследу­емой проблемы.

Рассматривая личность как тематическое ядро личностно-раз-вивающего образования, мы спроектировали ее логико-смысло­вую модель, которая стала основой построения содержания и тех­нологии профессионального образования, а также определения критериев оценки результатов (качества) образования.

Синергетический подход используется в психологии при изуче­нии открытых (обменивающихся веществом, энергией и инфор­мацией), нелинейных (многовариантных и необратимых в плане развития), саморазвивающихся (изменяющихся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизу­ющихся (спонтанно упорядочивающихся, переходящих от хаоса к порядку) систем. Особенность данного подхода — признание мно­жественности путей развития. Для психологии профессионально­го образования это означает приоритет индивидуальности, пере­ход от объектов к ситуациям, отказ от жесткой детерминации об­разовательного процесса, признание неоднозначности результа­тов образования.

Объединение в одно пространство возрастных изменений лич­ности, системы непрерывного профессионального образования и ведущей деятельности позволяет представить профессионально-образовательное пространство как открытую, нелинейную и не­равновесную систему. Основанием для такого рассмотрения яв­ляется усложнение этих факторов во времени и возможность фик­сации их новых состояний и уровней развития1.

Для научного обоснования концептуальных положений выд­вигаются методологические принципы. Они выполняют двоякую роль: определяют логику исследования и выступают как способы организации практической деятельности. К исследовательским принципам относятся: детерминизм, соответствие, дополнитель­ность, иерархичность, историчность; к практико-ориентирован-ным принципам — положения, регулирующие проектирование концепций, организацию деятельности.

Изучение философских, психолого-педагогических основ об­разования позволило нам определить ч а с т н ы е м е т о д о л о-гические принципы психологии профессиональ-н о г о о б р а з о в а н и я. Приведем их краткую характеристику.

Принцип гуманистической направленности образования предпо­лагает ориентацию на социально значимые и нравственные цен­ности и смыслы профессионально-образовательной деятельности и мира труда в целом. Реализация этого принципа на практике

1 См.: Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. — 2003. — № 5 (23).


влияет на воспитание чувства собственного достоинства, ответ­ственности за свое развитие, на формирование демократических и гуманистических взглядов.

Принцип вариативности образования определяется многообра­зием и мобильностью социума, необходимостью адаптации к ди­намичному миру профессий, максимальным учетом индивидуаль­ных особенностей обучаемых, обеспечением их автономности и построением индивидуальных образовательных маршрутов.

Принцип центрации образования на развитие и саморазвитие лич­ности подразумевает, что главный источник психологических но­вообразований — сама личность. В педагогической психологии основным фактором формирования психологических новообра­зований признается ведущая деятельность. Применительно к лич-ностно-развивающему образованию в качестве ключевого факто­ра рассматривается сама личность, ее самоактуализация.

Согласно принципу сочетания автономности с коллективными (групповыми) формами образования, индивидуализированное обу­чение создает условия для самоопределения и самореализации обучаемых, групповое формирует у них способности к сотрудни­честву, рефлексию, коллективную ответственность, корпоратив­ную культуру в целом.

Принцип неустойчивого динамического равновесия образователь­ного процесса как источника развития взаимосвязи личности, обра­зования и профессии основан на том, что исходный момент любого развития — спектр индивидуальных противоречий и действий. Без неустойчивости нет развития. Только системы, далекие от равно­весия, находящиеся в состоянии неустойчивости, способны спон­танно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равно­весность — это тупики эволюции1. Следствием динамического неравновесия становится самоорганизация как преодоление тен­денции регрессивного развития образования. Важное место в этом процессе отводится возможному смысловому будущему личности. Будущее видится фактором реального настоящего, оно иниции­рует преодоление внешних преград и внутренних психологичес­ких барьеров развития образования.

Принцип соразвития личности, образования и деятельности в профессионально-образовательном пространстве человека осно­вывается на признании двух форм бытия — возможного и дей­ствительного. Продуктивность профессионального становления личности во многом зависит от личностно-профессионального потенциала человека, объективных и субъективных возможнос­тей его реализации в образовании и профессии.

1 См.: Аверин В.А. Принципы психического развития // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана. — СПб., 2002.


Все рассмотренные принципы взаимосвязаны, ни один из них не универсален, их изолированное применение не дает необходи­мых результатов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.