Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Pound; о







Уровни образования


Виды ведущей деятельности


 



Рис. 2. Модель образовательного пространства


образования. Эти структурные составляющие пространства можно представить в виде т р е х в е к т о р о в - к о о р д и н а т (рис. 2):

– субъекты развития, к которым относятся школьники, уча­щиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, студенты высшей школы, специалисты, профессио­налы и суперпрофессионалы;

– система непрерывного образования, составляющие которой — общее образование, допрофессиональная (профильная) подготовка, начальное и среднее профессиональное образование, высшее и последипломное образование;

– многоплановые виды ведущей деятельности, которые выпол­няют личностно-развивающую функцию (учебно-познавательная, учебно-профессиональная, профессионально-образовательная, нормативно заданная, продуктивно-профессиональная, творчес­ки ориентированная).

Выделенные нами координаты — смыслообразующие характе­ристики одного из возможных вариантов образовательного про­странства. Объединение в одно пространство этих трех объектив­но воспроизводящихся и развивающихся факторов позволяет рас­сматривать образовательное пространство как развивающееся.

Развивающееся образовательное пространство — система пси­холого-педагогических уровней непрерывного образования, раз­вивающихся видов деятельности и субъектов личностного и про­фессионального развития. Эти структурные составляющие высту­пают в качестве векторов-координат, образующих прямоугольное (евклидово) пространство. Функционирование данных структур­ных составляющих в режиме взаимосодействия образует откры­тое, воспроизводящееся и развивающееся образовательное про­странство.

Парадигмальной гипотезой исследования образовательного пространства стало предположение о том, что оно является при­чиной своего развития. В качестве детерминант развития высту­пают конструкты векторов-координат, образующих образователь­ное пространство.

Это пространство характеризуется тремя с о с т о я н и я м и.

1. Взаимосогласование, взаимосодействие, взаиморазвитие век­торов-координат придают стабильность, равновесие, устойчивость образовательному пространству и процессам, происходящим внут­ри него. Возникающие флуктуации не разрушают целостности пространства, в рамках которого происходит развитие и субъек­тов образования, и самой системы образования, адекватной тре­бованиям общества и социально-экономическим условиям. Эво­люционное развитие обеспечивается инновационными преобра­зованиями.

2. Дезинтеграция, рассогласование компонент образовательного пространства нарушают его определенность, устойчивость и рав-


новесность, что приводит к возникновению сильных флуктуаций и возникновению неустойчивости, точек бифуркаций. Разруше­ние сложившейся устойчивости и динамического равновесия, воз­никновение возмущающих пространство внешних (социально-экономических, научно-технологических) и внутренних факторов (противоречий, кризисов, иррациональных тенденций) приводят к образованию открытого образовательного пространства и кри­тических точек развития. Наступает время реформ и революци­онных преобразований.

3. Самоорганизация, спонтанный поиск взаимосогласования всех компонентов векторов-координат образовательного простран­ства вызывают к жизни избирательное функционирование откры­того пространства в режиме взаимосодействия его компонент. Устанавливается состояние динамического равновесия. Развитие приобретает эволюционный характер. Стабильность пространству придают нормосообразные положения документов, регламенти­рующих функционирование в режиме взаимосогласования ком­понентов образовательного пространства. На смену последнему состоянию вновь приходит относительно равновесное. По суще­ству, образовательное пространство характеризуется тремя состо­яниями: относительно стабильным, дезинтегративным, самоорга­низующимся. Факторами, обусловливающими нарушение эво­люционного развития и динамического равновесия образователь­ного пространства, выступают кардинальные изменения полити­ческой доктрины общества, социально-экономических условий, научно-технологический прогресс. Можно допустить, что внутри образовательного пространства периодически возникают «текто­нические» противоречия, которые порождают инволюционный «взрыв», дезинтегрирующий взаимодействие ведущих компонен­тов векторов развития пространства1.

Периодичность трансформации образовательного пространства сложно прогнозировать, но можно предвидеть приближение де-зинтеграционных процессов и вовремя принимать превентивные меры по охране образовательного пространства.

К смыслообразующим характеристикам развивающегося про­странства относятся:

– открытость образовательного пространства обусловливает избирательность и возможность спонтанного «беспредельного» развития субъектов образования;

– интегрирующим фактором взаимодействующих компонент образовательного пространства выступает ценностно-смысловая направленность, обусловливающая ансамбль возможностей раз­вития всех трех структурных составляющих пространства;

1 См.: Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. — 2003. — № 5 (23).


– механизмами самоорганизации открытого, динамического образовательного пространства выступают дестабилизация сложив­шейся образовательной системы, конверсионное взаимодействие компонентов, селективность, точки бифуркации;

– открытое образовательное пространство выступает фактором развития как образования, так и личности обучаемых;

– индивидуальное развитие субъектов образования детермини­руется преодолением внешних и внутренних барьеров и имеет свои пределы.

В заключение подчеркнем, что профессионально-образователь­ное пространство рассматривается как методологическое основа­ние психологии профессионального образования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте методологии исследования и образовательной де­ятельности.

2. В чем отличие системного подхода от синергетического?

3. Назовите основные принципы психологии профессионального об­разования.

4. Сопоставьте понятия «ценность», «смысл» и «значение» по А.Н.Леон­тьеву.

5. Дайте характеристику профессионально-образовательного простран­ства.

6. Чем отличаются методы и методики исследования?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.