Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация профориентационной работы в образовательном учреждении






 

На школу возлагается особая ответственность в формировании готовности молодых людей к принятию решений, связанных с профессиональным самоопределением. Профориентация учащихся в школе осуществляется как в процессе их обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе. В этой работе могут быть задействованы все члены педагогический коллектива (медицинский работник, библиотекарь и др.) и родительский комитет, однако основная роль в организации и проведении профориентационной работы в школе отводится педагогам-психологам и социальным педагогам.

Профориентационная работа в школе должна осуществляться по заранее разработанному плану, который является необходимым инструментом управления этой важной областью деятельности школы (см. пример плана профориентационной работы школы на sch958sv.mskobr.ru›files/План работы по…2013…doc).

Планирование должно ориентировать исполнителей на достижение основной цели профориентационной работы в школе – формировании готовности к профессиональному самоопределению и сознательному выбору профессии. При составлении плана определяются цели и задачи, учитывающие возрастные особенности школьников, условия и способы реализации системы профориентационных мероприятий, сроки выполнения и исполнителей. При планировании профориентационных мероприятий можно ориентироваться на типичные трудности в процессе подготовки к выбору профессии и определить задачи по их устранению (Табл.1).

 

Таблица 1.Типичные трудности в процессе подготовки школьников к выбору профессии

 

Типичные трудности Решаемые задачи
Отсутствие, неполнота или недостоверность информации о ситуации выбора. Неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию Слабое знание рынка труда и конкретных профессий Формирование способностей к анализу рынка труда и профессий. Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, конкуренция и т.д.) Анализ рынка образовательных услуг систематизации источников и способов получения информации о рынке труда, изучение требований к работнику.
Недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний. Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сфер Низкая трудовая мотивация Формирование способности к самопознанию, Повышение самооценки, формировании нереалистичного уровня притязаний, Заполнение рабочей тетради или индивидуальной карты школьника на основе диагностики или самодиагностики.
Социальная незрелость. Отсутствие жизненных ценностей высшего порядка Активизация социальной позиции. Формирование жизненных ценностей высшего порядка.
Несформированность навыков самостоятельной работы, принятия решения, планирования карьеры Выработка навыков принятия решения: выбор профессии и путей ее получения, сдача экзаменов, трудоустройство
Неуверенность в своих силах, тревога по поводу возможных неудач Психологическая поддержка, создание ситуации успеха, активизация ресурсов для достижения цели, выработка запасных вариантов

 

Профориентационная работа в школе не должна сводиться к отдельным мероприятиям. Необходимо создать систему профориентационной работы. На наличии такой системы указывает то, что мероприятия профориентационного содержания организуются не от случая к случаю, а систематически. О системе можно говорить, когда профориентационные мероприятия направлены на достижение конкретной цели, когда реализуются все компоненты ее структуры, когда эти компоненты тесно связаны друг с другом.

Мероприятия профориентационного содержания могут представлять различные направления профориентационной работы, однако основной акцент ставится на профессиональном информировании и профессионального консультировании. Профинформационные мероприятия могут включать занятия, на которых учащиеся знакомятся со структурой экономики страны в целом, с отдельными отраслями и видами профессиональной деятельности, конкретными профессиями. Должны учитываться сведения о региональной потребности в кадрах, возможностях трудоустройства в данном регионе.

Материалы по профориентации могут размешаться на профинформационных стендах, в кабинетах профориентации или на профориентационных страницах сайтов школ (см. например, https://школа-40.рф/prof.html)

Профориентационные мероприятия могут включать тестирование в групповой форме и активизирующие методики. Использование таких форм работы способствует самопознанию, лучшему пониманию своих интересов, склонностей, мотивов, ценностных ориентаций, формированию осознанного отношения к выбору профессии, активизации процессов профессионального и личностного самоопределения. Особое значение придается организации профессиональных проб, дающих возможность школьникам приобретать ценный опыт.

При составлении планов также следует учитывать необходимость обеспечения членов педагогического коллектива знаниями и методикой проведения профориентационной работы. Для планирования, организации и координации работ по профориентации целесообразно создание в школе Совета по профориентации.

Вопросы по теме

1. В чем заключается системный характер профориентации?

2. Дайте краткую характеристику основным направлениям профориентации

3. Каковы особенности профконсультационной помощи, оказываемой различным категориями населения?

4. Почему профориентационная работа с учащимися должна строиться на систематической основе?

5. Какие направления профориентационной работы с учащимися являются приоритетными?

6. Каким образом должны планироваться профориентационные мероприятия в школе?

7. Определите роли, выполняемые различными категориями школьных работников в профориентационной работе.

Литература по теме

1. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» – 1996.

2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Пряжников Н., Пряжникова Е. Психология труда, М., 2009.

 

Вопросы для самопроверки

(??)Система профориентационной работы(??)

(??)По признаку цели профессиональные консультации могут быть (укажите неверный ответ)

(?)Справочно-информационными

(?)Диагностическими

(?)Медицинскими

(!)Психотерапевтическими

(??)Результатом профагитации и профпропаганды является общественное мнение, влияющее на желание

(?)Работать на своем рабочем месте более эффективно

(?)Работодателей создавать новые рабочие места

(!)Приобретать те или иные конкретные профессии

(?)Школьников выбирать престижные профессии

(??)Основной акцент при проведении профориентационного содержания в школе ставится

(!)На профинформировании и профконсультировании

(?)На профконсультировании и профподборе

(?)На профинформировании и профотборе

(?)На профадаптации и профподготовке

(??)Наиболее трудоемкой разновидностью профессионального консультирования считается

(?)Справочно-информационная

(!)Коррекционно-развивающая

(?)Медицинская

(?)Диагностическая

(??)Проблемы, с которыми могут обратиться за помощью к профконсультанту.

(?)Выбор профессии

(?)Определение профиля профессионального обучения,

(?)Трудоустройство

(!)Верны все варианты

(??)Профессиональная консультация с подростками 12-13 лет

(?)Проводится только для одаренных подростков с ранним развитием

(?)Проводится для принятия обоснованного решения о выборе конкретной профессии

(?)Не проводится

(!)Проводится с целью повышения интереса к самопознанию и саморазвитию

 

Тема дискуссии: Профконсультант в школе: роскошь или необходимость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.