Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления профориентационной работы






Система профессиональной ориентации включает в себя пять основных блоков (направлений работы): профессиональное информирование, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, профессиональный отбор и профессиональный подбор, профессиональную адаптацию.

Профессиональное информирование направлено на формирование у молодежи знаний о мире профессий, а также социально-экономических, психологических и иных условиях правильного выбора профессии. Оно представляет собой распространение по различным каналам профессиональной информации.

Источниками профессиональной информированности являются средства массовой информации (телевидение, интернет, книги и периодические издания), учителя, родители и сверстники, собственный жизненный опыт и примеры жизни других людей, а также профконсультант, который обладает необходимой информацией и может помочь систематизировать имеющиеся знания. Предоставляемая информация должна отличаться полнотой (определяет степень осознанности выбора), достоверностью и своевременностью.

Одним из важнейших направлений профориентации является профессиональное воспитание. Профессиональное воспитание – комплекс мероприятий, направленных на формирование у учащихся личностных качеств, лежащий в основе профессиональной пригодности. В результате профессионального воспитания профессиональные интересы перерастают в соответствующие стремления, идеалы. Эта задача является наиболее актуальной в работе со школьниками, на этапе формирования ценностных ориентаций и усвоения культурных норм и ценностей. Профессиональным воспитанием занимаются педагоги, учителя в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

В советское время профессиональное информирование и профессиональное воспитание сопровождалось профессиональной пропагандой и профессиональной агитацией. Пропагандисткие и агитационные мероприятия были направлены на подъем престижа непопулярных профессий, формирование трудовых ресурсов. Характерные лозунги того времени («Всем классом на ферму», «Одна запись в трудовой книжке» и т.п.), «агитационные» фильмы («Светлый путь») призывали молодых людей на масштабные стройки (БАМ) и освоение новых земель (Целина).

Профессиональная пропаганда и агитация ставят целью активно воздействовать на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда. Это мероприятия, направленные на рекламу профессий, по которым имеется или прогнозируется дефицит кадров. Заказчиком может выступать конкретное предприятие, нуждающееся в привлечении новых работников, образовательное учреждение, заинтересованное в притоке абитуриентов, государство в рамках мероприятиях государственной кадровой политики. Результатом является общественное мнение, влияющее на желание приобретать те или иные конкретные профессии.

Профессиональное консультирование проводится с целью оказания помощи в вызывающих затруднения жизненных ситуациях связанных с профессиональным самоопределением. Проблемы, с которыми могут обратиться за помощью к профконсультанту, связаны не только с выбором профессии, поводом для обращения может стать определение профиля профессионального обучения, трудоустройство, смена сферы деятельности. Профконсультанты, работающие в службе занятости, могут оказывать помощь в решении проблем психологической и социальной адаптации.

По признаку цели профессиональные консультации могут быть справочно-информационными, психологическими (диагностическими), медицинскими, коррекционно-развивающими и поддерживающими. Считается, что такое разделение имеет условный характер. В ходе одной консультации, как правило, достигается несколько целей.

 

 

Рис.1. Разновидности профессиональной консультации в зависимости от цели.

Справочно-информационная консультация проводится в том случае, если основная проблема заключается в недостаточной информированности. Предоставляется профессиографическая информация об интересующих профессиях или специальностях (содержание и условия труда, профессионально-важные качества, медицинские противопоказания и т.п.), возможностях получения профессионального образования, трудоустройстве.

Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии. Медицинскую консультацию проводят врачи, имеющие соответствующую подготовку.

Диагностическая профконсультация предполагает проведение психодиагностического исследования. В зависимости от возраста и проблемы клиента диагностика может быть предварительной (для детей), углубленной (для старшеклассников и взрослых). Консультант проводит исследование направленности, способностей и особенностей личности, психофизиологических функций. Результаты диагностики сообщаются клиенту. Полученная информация позволяет получить клиенту объективную информацию о своих качествах, основываясь на которой он может принимать решения. В случае необходимости планируется продолжение работы с клиентом.

Коррекционно-развивающая профконсультация направлена на формирование личностной готовности к профессиональному самоопределению, оказание помощи в принятии решения (выборе). Эта разновидность консультирования считается наиболее трудоемкой, как правило, требуется несколько встреч с клиентом. Кроме развивающей работы, профконсультант оказывает клиенту помощь в формулировании цели, выстраивании плана ее достижения, рассматриваются варианты профессионального развития и т.д.

Поддерживающая профконсультация проводится в том случае, когда поводом для обращения к специалисту является непереносимое психологическое состояние (растерянность, страх, тревога, беспомощность, гнев, стыд или вина), вызванное неблагоприятной жизненной ситуацией. Проблемы профессионального самоопределения оказываются на втором плане и собственно профориентационная помощь будет малоэффективной. Работа психолога заключается в оказании психологической поддержки с использованием методов индивидуальной и групповой терапии.

Содержание консультации и характер решаемых в ее ходе задач зависит также от категории клиентов. Профконсультация может быть адресована школьникам, безработным, инвалидам и т.д.

Профконсультация учащихся школ. Специфика школьной консультации зависит от возраста. Ранняя профконсультация проводится с подростками 12–13 лет с целью повышения интереса к самопознанию и саморазвитию. Решений о выборе конкретных профессий не принимается. Профконсультация старших подростков направлена на формирование внутренней готовности к самоопределению. Готовность к самоопределению предполагает знание мира профессий, знание путей и способов подготовки к профессии и готовность совершению акта выбора. Профконсультация старшеклассников, выпускников средних школ решает задачу оказания помощи в принятии конкретного решения о выборе профессии. Эта консультация в идеальном случае является завершающим звеном работы профконсультанта со школьником, хотя на практике все в лучшем случае ограничивается единственной консультацией в выпускном классе.

Профконсультация по типу профотбора направлена на оказаниепомощи в уточнении специальности в уже выбранной профессии. Часто клиент воспринимает ее не как помощь, а как экзамен на пригодность и становится закрытым, стремится приукрасить себя, поэтому требуется большая подготовительная установочная работа. В некоторых случаях требуется тестирование с использованием сложных психодиагностических методик. Ответственность консультанта при этом сильно возрастает.

Профконсультация работников предприятий. Обращение за помощью может быть связано с ситуацией смены должности. Консультант помогает оценить возможности и спрогнозировать успешность работы на новом месте.

Профконсультация для особых категорий населения (инвалидов, военнослужащих уволенных в запас, мигрантов). Помощь в профессиональном самоопределении инвалидов строится с учетом имеющихся медицинских противопоказаний. Важно показать имеющиеся возможности, вселить уверенность в своих силах. Работа с военнослужащими и мигрантами предполагает знание законодательства (наличие особых льгот при поступлении, предоставляемых государством субсидий и т.п.). Профконсультация безработных при смене работы. Оказывается помощь в подборе новой профессии, нового места работы, специальности (курсов, учебного заведения) при переобучении. При проведении работы важно учитывать имеющийся личный опыт, сложившиеся взгляды. Люди оказавшие в сложной жизненной ситуации, связанной с потерей работы часто нуждаются в предварительной психологической коррекции, что повышает требования к профессиональной компетенции консультанта.

Профконсультационная помощь может также оказываться специалистам, чьи обязанности так или иначе предполагают работу с клиентами, сотрудниками сталкивающимися с проблемами выбора профессии (учителя, работники кадровых служб предприятий.

Профессиональный отбор рассматривается традиционно как одно из основных направлений профессиональной ориентации. Профессиональный отбор проводится тогда, когда возникает необходимость заполнить имеющуюся вакансию, при этом не каждый человек может справиться с требованиями профессии и требуется оценка его профессиональной пригодности. Необходимость в профотборе определяется тем, что возможности развития ряда профессионально важных качеств человека ограничена. Кроме того существует круг специальностей, которые требуют жесткого наличия определенных качеств (природных, генетически обусловленных), некомпенсируемых другими качествами. Это относится к таким видам деятельности, которые связаны с экстремальными условиями (повышенное нервно-эмоциональное напряжение, гиподинамия, дефицит времени, различного рода перегрузки и др.). Профотбор позволяет отобрать для этих условий лиц с особыми свойствами, которые обеспечивают выполнение профессиональных обязанности на высоком уровне и без риска физического здоровья и психологического благополучия.

В профориентации школьников можно говорить только об элементах профотбора. Отбор в профильные классы при большом числе желающих проводится в форме конкурса по итогам экзаменов в девятом классе. Кроме того при проведении консультации может проводиться оценка профессионально важных качеств для конкретных профессий с целью подтверждения выбора.

Профотбор следует отличать от профподбора. Профподбор – это промежуточная форма между профконсультацией и профотбором. В результате мероприятий профподбора для человека подбирается специальность или конкретное место работы из числа имеющихся в соответствии с его способностями и уровнем подготовленности.

Профессиональная адаптация является одним из этапов процесса профессионального самоопределения человека. Успешность адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными.

Достаточно часто под профессиональной адаптацией понимают только процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. Все предшествующие этапы рассматриваются как подготовительные и определяющие ее успешность или наличие трудностей.

Различают профессиональную и социально-психологическую адаптацию. Эти две стороны адаптационного процесса тесно связаны между собой. К профессиональной адаптацииотносится приспособление работника к содержанию профессиональных обязанностей, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, ориентация в различных производственных ситуациях, привыкание к производственным требованиям, условиям и режиму труда. Социально-психологическая адаптация предполагает приспособление к нормам и правилам, которые регулируют поведение людей в трудовом коллективе. К социально-психологической адаптации относятся включение в систему межличностных взаимоотношений в коллективе, ознакомление с традициями, ценностными ориентациями и интересами, стилем руководства, отношениями между подразделениями, критериями оценки эффективности работы и т.д. Результатом социально-психологической адаптации является включение личности в социальную профессиональную группу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.