Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология правильного выбора профессии






 

Сложность процесса принятия решения о выборе профессии не позволяет представить его в виде однозначной последовательности действий, алгоритма или схемы. Тем не менее, существует несколько популярных схем, которые часто предлагаются школьникам на профинформационных уроках. Одна из таких схем основана на использовании формулы «Хочу, Могу, Надо», предложенной Е.А. Климовым. Наглядно схема иллюстрируется рисунком, где каждый элемент формулы представлен окружностью (Рис. 2). «Хочу» – представляет сферу интересов: интересная работа позволяет получать от нее удовольствие, а значит удовлетворять основные потребности. «Могу» – определяет соответствие требование способностям, умениям и возможностям (профессионально важным качествам). «Надо» – определяется наличием спроса на профессию на рынке труда, влияющем на возможности последующего трудоустройства. Поскольку спрос со временем может меняться, важно уметь прогнозировать какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем. Выбор считается удачным, если он располагается в месте пересечения всех трех сфер.

 

Рис.2. Схема (алгоритм) выбора профессии.

 

Другая также широко растиражированная схема принятия решения включает несколько шагов.

1. Составляется список наиболее привлекательных профессий.

2. Составляется перечень требований к выбираемой профессии (будущий род занятий, жизненные ценности и цели, соотносимые с профессией, актуальные проблемы, которые могут быть решены посредством профессии, трудоустройство, желательный уровень профессиональной подготовки, склонности и способности которые могут быть реализованы в профессиональной деятельности содержание, характер и условия работы)

3. Определяется значимость каждого требования, выделяются наиболее важные.

4. Оценка каждой профессия на соответствие требованиям позволяет отобрать наиболее подходящую. Решение может обсуждаться с друзьями, родителями, учителями, профконсультантом. Далее определяются основные практические шаги к цели: учебное заведение, развитие ПВК и т.п.

Использование этих и подобных схем не дает гарантии успеха. Они имеют характер эвристики (т.е. способствующие открытию), побуждают к размышлениям, активизируют процесс профессионального самоопределения, и задают направления дальнейшего поиска.

Определенным ориентиром для школьников могут служить и перечни ошибок, которые совершаются при выборе профессии, например, перечень ошибок и затруднений, предложенный Е.А. Климовым:

1. Отношение к выбору профессии как чему-то фатальному, на всю жизнь. У человека может сложиться ощущение, что неудачный выбор может сделать неудачной всю остальную жизнь. В действительности на протяжении своей жизни, тем более в современном быстро меняющемся мире человек вынужден постоянно делать выборы. Весьма примечательно, что на современных предприятиях карьерное продвижение лучше у тех, кто овладевает хотя бы смежными профессиями.

2. Предрассудки чести. Отдельные профессии считаются «постыдными», непрестижными. Вместе с тем каждая профессия является важной для жизни общества. С другой стороны, каждый ли является способным ежедневно демонстрировать высокие образцы творчества и генерировать идеи?

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. Прежде всего, имеется в виду выбор, сделанный за компанию, когда несколько человек разных по своим способностям, склонностям поступают в одно учебное заведение на одну специальность.

4. Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Выбор профессии осуществляется по принципу: профессия хорошего человека – хорошая, достойная профессия. Ошибочность такого вывода очевидна, как и очевидна высокая вероятность серьезной ошибки при таком решении.

5. Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Для профессии актера это может быть известность, красивые наряды, для профессии летчика – возможность увидеть много стран и т.п. Другие стороны профессии, связанные с повседневным выполнением каких-либо рутинных дел, риск остаться без работы часто во внимание не принимаются. Обсуждая с подростком содержание профессиональной деятельности, важно помочь ему увидеть все стороны профессии, которая кажется ему привлекательной.

6. Отождествление школьного предмета с профессией. Отвечая на вопросы о том, что повлияло на выбор профессии, часть школьников указывает на учебные предметы. Возможно в этом случае совершается ошибка описанная в п. 4». Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию». Конечно, школьные предметы выполняют профориентационную роль, ориентируя школьников в определенных профессиях и целых сферах профессиональной деятельности. Но на практике многие предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от жизни. Само содержание предмета, например химии, часто имеет мало общего с тем, чем химики занимаются на производстве, в лабораториях.

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Многие технологические процессы на современных предприятиях автоматизированы и рабочие выполняют свою работу в достаточно комфортных условиях труда. Тяжелый физический труд в неблагоприятных условиях встречается достаточно редко и при этом, как правило, хорошо компенсируется высокой оплатой.

8. Неумение разобраться в своих психологических качествах (склонностях, способностях, подготовленности), низкий уровень развития рефлексии. Не учет своих склонностей и способностей ведет к тому, что выполняемая работа не приносит никакого удовлетворения, а плата за профессиональные достижения (нервные расстройства, болезни и т.п.) оказывается очень высока. Суда же можно отнести незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, которые могут быть существенными в профессиональной деятельности. Если работа, требующая отличного здоровья и высокой стрессоустойчивости, будет выполняться человеком такими качествами не обладающим, последствия могут быть самыми печальными, вплоть до серьезных аварий или катастроф. Правда в этом случае часть ответственности за аварию будет возложена на работодателя, допустившего к работе профессионально непригодного человека.

9. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. Или проще неумение выбирать профессию.

Выделенные Климовым ошибки можно объединить в три группы: незнание мира профессии, незнание себя и незнание правил выбора.

В том случае если в учебном заведении существует отлаженная система профориентационной работы, последовательно реализуемые на разных этапах школьной подготовки мероприятия способствуют формированию у школьников профессиональных представлений, знаний о современных профессиях, своих возможностях и т.п., раскрывая перед ними пространства профессионального самоопределения.

 

Вопросы по теме

1. Каким образом мероприятия по профессиональному информированию влияют на профессиональное самоопределение?

2. Какие профессии являются наиболее востребованными в вашем регионе? Воспользуйтесь материалами, размещенными на сайте Центра (Департамента) занятости вашего региона.

3. Какие профессии являются самыми популярными среди молодежи в нашей стране? В развитых странах? Какие профессии станут наиболее востребованными в ближайшем будущем? Для поиска ответа на поставленные вопросы используйте ресурсы Интернет (например, материалы сайта Гуманитарные технологии).

4. Разработайте программу проведения профориентационного урока с учащимися 3–4 класса. Подготовьте компьютерную презентацию (10–12 слайдов). Используйте материалы Интернет.

5. Разработайте план профориентационного урока для учащихся 9 класса. Цель урока – помощь в выборе профиля обучения.

6. Разработайте программу проведения краткосрочного профориентационного тренинга с учащимися 9 класса. Сформулируйте цели и задачи, составьте план проведения тренинга.

Литература по теме

1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.

2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. и др. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – СПб., 1997.

3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ткаченко Л.П. Азбука профориентации XXI века. – СПб.: Рост, 2001.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

5. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Спб.: Питер, 2005

6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., – 1990.

7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.

8. Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи: Профпедагогика. – М.: Высшая школа, 1988.

 

Вопросы для самопроверки

(??)Профессиональное информирование(??)

(??)Формула выбора профессии не включает в себя компонент

(?)«Хочу»

(?)«Могу»

(!)«Знаю»

(?)«Надо»

(??)Недостатком профинформационных стендов могут являться

(?)Трудности в оформлении

(?)Низкая информативность

(!)Низкая оперативность и консервативность

(?)Большие затраты на изготовление

(??)Масштабное профинформационное мероприятие, проводимое с участием представителей профессиональных учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций с целью ознакомления выпускников школ с возможностями получения профессионального образования и трудоустройства в регионе.

(?)Выставка профессий

(?)Шоу профессий

(!)Ярмарка профессий

(?)Профессиональный марафон

(??)К методам профинформирования не относится

(?)Профинформационные стенды

(?)Профессиографические встречи

(!)Кружки профинформации

(?)Профинформационные уроки

(??)Одной из наиболее востребованных профессий согласно приведенному рейтингу является профессия

(?)Эколога

(!)Инженера на производстве

(!)Психолога

(?)Военнослужащего

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.