Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовая база профориентации






Развитие профориентации во многом определятся состоянием ее нормативно-правовой базы.Существует ряд документов, которые на разных уровнях законодательно регулируют профориентационную деятельность. На международном уровне статья 23 «Всеобщей декларации прав человека» декларирует право каждого человек на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование. Конвенция о правах ребенка гарантирует право на образование (включая и «доступность высшего образования»), «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

В Российской Федерации Конституция (основной закон) провозглашает свободу труда (статья 37). Каждый гражданин РФ имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В статье 44 гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

В числе федеральных нормативно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к профессиональной ориентации, «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», принятое в 1996 году. В этом документе были определены основные понятия, обозначены основные направления профориентационной работы, ее цели и методы, определены компетенции государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты, составляющие в совокупности государственную систему профессиональной ориентации и психологической поддержки.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002) задает основные ориентиры для введения профильного обучения. Профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Введение профильности старшей ступени требует от выпускника основной ступени совершения выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Концепция определяет необходимость введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору, основная функция которых профориентационная. Создается особое образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося основной ступени. Следует отметить, что одно только введение курсов по выбору не обеспечивает само по себе необходимых условий, обеспечивающих обоснованный, осознанный выбор девятиклассником профиля обучения. Необходима целенаправленная, опережающая профориентационная по своей сути работа по освоению учащимися механизма принятия решения, «поля возможностей и ответственности» (Концепция профильного обучения, 2002).

Совместный приказ Минтруда России и Минобрнауки России «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи» (2013 г.)обеспечивает созданиесовета по профессиональной ориентации молодежи, утверждает положение о координационном совете и его состав. Совет создается для подготовки предложений, направленных на профессиональную ориентацию молодежи, формирование ее жизненных планов, карьерных устремлений и организацию занятости, в том числе организации временного трудоустройства молодежи.

Существующие документы обеспечивают минимально необходимую законодательную базу профориентационной работы на уровне страны, региона и конкретного учреждения, возможность подготовки специалистов в области профориентации, определяют общие ориентиры работы, в том числе и руководителей разных уровней. Тем не менее, существует острая необходимость доработки имеющихся нормативных оснований профориентационной работы. Требуются документы, задающие системное видение проблемы развития человеческих ресурсов в стране, четкое определение целей и задач, соотнесенных с целями государственной кадровой политики, определение основных направлений работы с разными образовательно-возрастными группами населения и критериев ее эффективности, условия и средства организации взаимодействия разных социальных институтов, включенных в профориентационную работу.

По мнению многих специалистовтолько при необходимой государственной поддержке (прежде всего, финансовой и организационной) профориентация может стать по-настоящему эффективной. Отсутствие поддержки может обернуться существенными просчетами и провалами в экономике и политике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.