Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения и развития профориентации






1.2.1. Возникновение профориентации в конце XIX – начале XX вв.

Основными предпосылками для возникновения профориентации стали изменения в развитых странах Европы и Северной Америки в конце XIX в. Рост производства привел к появлению новых рабочих мест. Специализация производства, развитие новых отраслей промышленности привели к пониманию того, что разная работа требует от работников разных качеств. Работодатели, имея возможность выбирать себе работников, стали убеждаться, что не каждый человек может успешно выполнять свои рабочие обязанности.

Изменилось и само общество. Если раньше дети осваивали профессии родителей, то на рубеже веков молодежь получила возможность свободно выбирать род своих занятий, решая проблему выбора способов материального обеспечения себя и своей семьи. Массовая миграция людей из сельской местности в города привела к тому, что на рынке труда оказалось огромное число людей, нуждающихся в работе и занятых ее поиском.

Пряжникова Е.Ю. указывает на наличие еще одной причины возникновения профориентации – психологической, связанной с изменениями в сознании людей. Появившаяся свобода выбора вызывала множество психологических проблем: беспокойство, боязнь сделать ошибку, повышение чувства ответственности за жизненно важный выбор, к которой многие люди не были готовы.

В середине–конце XIX в. учёные и общественные деятели стали понимать, что выполнения конкретной работы, пригодность к профессии требует не только знаний и опыта, но способностей. А это уже привело к мысли о том, что молодым людям, озабоченным проблемой выбора профессии, требуется соответствующая помощь. Стали появляться книги, содержащие рекомендации по выбору профессии. В 1849 г. во Франции было издано «Руководство по выбору профессий», в 1887 г. в России вышла книга Н.И. Кареева, профессора Петербургского университета, «Выбор факультета и прохождение университетского курса».

В начале XX в. в США, Англии, Германии, Франции при биржах труда стали создаваться справочно-информационные службы, кабинеты, бюро для молодёжи, куда выпускники школ могли обращаться за советом о выборе профессии, получить информацию о возможностях профессионального образования и подготовки к будущей работе. Первый кабинет профориентации был создан в 1903 году в Страсбурге (Франция). Профориентационные службы также занимались пропагандой разумного выбора профессии, издавая различные профориентационные листки и брошюры. В качестве основного метода определения профессиональной пригодности использовались анкеты, вопросы которых запрашивали сведения, представляющие интерес для работодателей.

 

 

Рис.1. Парсонс Ф.

 

Зарождение профориентации связывают с именами Фрэнка Парсонса и американского психолога Хьюго Мюнстерберга, одного из основателей психотехники. В начале XX-го века Мюнстерберг для оценки профессиональных способностей человека начал разрабатывать и использовать психологические тесты. Он же является автором первых работ по оценке профессиональной пригодности. Парсонс, американский просветитель и реформатор, в 1908 г. при финансовой и организационной поддержке граждан г. Бостона, США создал «Бюро по выбору профессий» для оказания «помощи молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры». Деятельность этого бюро принято считать началом профориентационного движения. Сотрудники бюро занимались изучением требований, предъявляемых человеку различными профессиями, оценкой особенностей учащихся. Работа проводилась в тесном контакте с учителями, с использованием анкет и тестов. При участии Ф. Парсонса в Бостоне в ноябре 1910 года была созвана первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации. Идеи и опыт Ф. Парсонса получили широкое распространение и организации, оказывающее консультационную помощь в выборе профессии стали появляться в других городах США, а затем в развитых европейских странах (Германии, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и др.), и в том числе в России.

 

 

Рис.2. Мюнстерберг Х.

 

Работа первых профориентационных служб имела под собой определенную научную основу. Одной из первых теорий профессионального выбора стала модель трех факторов Ф. Парсонса, господствующая в профориентациии до середины XX века. Практическая реализация модели предполагает изучение индивидуально-психологических особенностей претендента на профессию, изучение требований профессии к работнику и формулирование их в психологических терминах, сопоставление особенностей человека и требований профессии. В результате реализации модели принимается решение о рекомендуемой профессии.

 

 

Рис.3. Трехфакторная модель Ф. Парсонса

 

В последующем обнаружились недостатки подхода Парсонса: игнорируется динамичность, изменчивость, как мира профессий, так и самого человека. Кроме того, принятие решения исключало участие обратившегося за помощью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.