Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографическое информирование (БИ) в библиотеке: организация и методы, реализация в автоматизированных системах.






БИ – систематическое и эпизодическое обеспечение библиографической информации читателей и пользователей в соответствии с их постоянно действующими (одновременными) запросами. Цель: - регулярное оповещение о выходе новых изданий; - регулярное оповещение о получение библиотекой новинок по теме; - регулярное оповещение о имеющихся в библиотеке литературы по теме. Работа ведется: - массовое БИ (охватывает всех читателей)- групповое БИ (доведение до группы пользователей)- индивидуальное БИ – ДОР руководителей.По способу преподнесения материала: - устные (обзор)- наглядные (выставки)- печатные (бюллетень)- комплексные (день специалиста, день информации).

Массовое БИ (МБИ) – это информирование широкого круга потребителей по социально значимым проблемам. Цель – содействие общему образованию и самообразованию. МБИ является универсальным и ведется по инициативе библиотеке, совместно с другими библиотеками, издательствами. К формам МБИ относятся: - картотеки новинок, списки новых поступлений, - выставки новых книг, периодических и других изданий, - выставки- просмотры новой литературы- устные библиографические обзоры новинок, - плакаты и закладки, посвященные новым книгам.Если информирование ведется в автоматизированном режиме, то особую роль играют электронные каталоги и аналитические базы данных. Групповое БИ (ГБИ) – систематическое обеспечение библиографической информации групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей. Главное требование- строгая дифференциация. В библиотеках выделяют приоритетные группы: специалисты социальной сферы, специалисты предприятий, любители природы, кинолюбители. Группы БИ могут быть постоянными и эпизодическими. Индивидуальное БИ (ИБИ) – систематическое обеспечение БИ конкретного потребителя, осуществляемого с учетом постоянно действующих индивидуальных запросов. ИРИ- избирательное распространение информации.ДОР – дифференцированное обслуживание руководителей.Осуществляется в автоматизированном режиме, максимальная полнота, краткое раскрытие содержания материала, наличие постоянной обратной связи. В автоматизированном режиме вводится ПОД и ПОЗ. ЖЭВМ производит поиск документа по ПОЗ и в случае их совпадения печатает библиографическую информацию в виде списка с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.В настоящее время получил широкое распространение телекоммуникационный доступ библиотек и информационных служб к БД библиотек и органов информации вышестоящих уровней. При наличие такого доступа библиотека может организовать БО своих абонентов. Генератором таких БД является ВИНИТИ, ИНИОН, ГПНТБ - фрагменты своих БД они распространяют в режиме прямого доступа, по электронной почте. Организация БИ- картотека запросов- картотека абонентов +абоненты индивидуального БИ (по алфавиту)+ абоненты группового БИ (по алфавиту предприятий, внутри по алфавиту)+ темы индивидуального БИ (по алфавиту)+ темы группового БИ (по алфавиту).- сводная картотека + абонентов+ темы

Реализация в автоматизирован системах зависни от того какие системы работают в б-ке. Н-р, автоматизирован система руслан; автоматизиров Шиб системабиблиотека 5л интегральная биб информ система ИРБИС; МАРК искуэль. Сегодня реализация СБО осущ в рамках реализации АРМ читатель и АРМ каталогизатор. Осущ ретроспектив поиск и б/гр информирование, комплексный поиск, интеллектуальный поиск итд.

 

35.Ретроспективная национальная библиография РФ: история, современное состояние, программа развития.

Репертуарная библиография – это биб-ия, основным назначением которой является подведение итогов развития национальной печатной продукции и других документов государства (страны) или отдельного народа с начала книгопечатания в каждой стране. К биб/гр репер-ого характера относится также деятельность по библиограф-ому отражению всей издательской продукции организации, учреждения, издательства и т. д. за большие промежутки времени в прошлом. Такие библиографические источники называются библиограф-ми пособ.реперт-ого характера.1-е ретроспективные б/гр-кие своды лит-ры в Западной Европе появ. в 16 в. К концу 18 в такие указатели были созданы во многих странах Европы. Возникновение репертуарной национальной библиографии в России относится также к концу 18 началу 19 веков. Одной из таких работ явл-ся труд епископа Дамаскина «Библиотека российская, или сведения о всех книгах, в России с начала типографий на свет вышедших».другая работа была выполнена управляющим московским архивом гос коллегии иностр дел, историком Бантыш-Каменским. Его труд не был закончен и сохранился в виде обширной картотеки.Создание первого печатного б/гр-го репертуарного свода связано с деятельностью выдающегося русского библиографа Сопикова. Библиогр-ий указатель русских книг с начала книгопечатания до первого десятилетия 19 (с 15 в по 1813-1818 гг.) «Опыт российской библиографии». Там 133249 описаний книг журналов. Состоит из 5 частей материал расположен по заглавиям в алфавитном порядке первых имен существительных. Указатели – авторов и систематический. Последняя часть была составлена Анастасевичем после смерти Сопикова. 2-е доп и исправ издание «Опыта» выпущено Рогожиным в 1904 1906 гг.Серьезная попытка создания такого свода русских книг с 1708 по 1893 была предпринята доктором русской словесности, профессором, выдающимся библиоргафом Венгеровым. Он работал над составлением «Критико-б/гр-го словаря русских писателей и ученых» и в 1893 г закончил составление обширной б/гр-кой картотеки, представляющий собой свод русских книг. На основе этого он решил выпустить б/гр-й труд – «Русские книги2До 1898 года вышло 30 выпусков (от а до Вавилов).Капитальный труд Геннадии «Литература русской библиографии», в котором он подвел итоги развития библиографии в России за 1710-1858 гг. Неустроев «Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703-1802 гг» и словарный указатель к нему «Указатель к русским повременным изданиям и сборникам за 1703 – 1802 и к «Разысканиям…». 138 журналов и газет. Создание указателя всех русских периодических изданий за 2 века – Лисовский. В 1881 г был редактором журнала «Российская библиография» и издавал «Библиограф».Также был преподавателем книговедения. Он прославился ретроспективным трудом по русским периодическим изданиям 18-19 веков «Русская периодическая печать. 1703-1900 гг.» Указатель начал публиковаться в 1891 г. В журнале «Библиограф». В 1915 г указатель под несколько измененным названием был издан полностью в виде одной книги. В дорев-ых б/гр-их репертуарных сводах не отражены сведения о русской книге с 1813 г и о период.изданиях начала 20 века.В совет.период 1-ая постановка вопроса о составлении универсального ретроспективного б/гр-го указателя русской книги и периодической печати относится к 1918 г. На совещании по вопросам реорганизации библ.дела в Москве. Вторично вопрос был поднят в 1920 г в связи с реорганизацией РКП в Петрограде в институт книговедения. Вновь вопрос был включен в повестку дня первого всероссийского библиографического съезда в 1924 г. Съезд поручил российской центральной книжной палате созвать совещание для разработки плана составления нац библиографического репертуара. К практическому решению этого вопроса было положено РНБ. В 1929 г она приступила к рекаталогизации фондов русского отделения библиотеки и печатанию карточек тиражом в 60 экземпляров на русские книги с 1726 г (с этого времени книги находились в русскм фонде) по 1926 г (гос центр книжная палата РСФСР начала печатных карточек на новые книги.РНБ и БАН подготовили и в середине 50-х гг выпустили 2томное «Описание изданий, напечатанных при Петре 1».(описание изданий гражданской печати и описание изданий напечатанных кириллицей). Позже вышел сводный каталог изданий 1689-1827 гг. внутри томов расположение материала строго хронологическое. Оба тома сопровождают вспомогательные указатели: именной, заглавий книг, географических названий, предметный, список изданий по типографиям.В 1958 г издан сводный каталог «Книги кирилловской печати, изданные в Москве в 16-17 вв» составитель Зернова. Хронологическим продолжением каталога русской книги 18 века. 1725-1800», созданный по инициативе РГБ, РНБ, БАН, Публ историч б-кой РСФСР и науч б-кой МГУ. Первые три тома посвящены описанию книг, 4 – описанию периодических изданий, альманахов, календарей, а также всех отдельных приложений к периодическим изданиям, 5 – содержит вспомогательные указатели ко всему изданию.С 1984 г начал выходить «Сводный каталог книг на иностранных языках изданных в России в 18 веке. 1701-1800». В его создании принимают участие 14 крупнейших б-к страны под руководством БАН.РГБ подготовила и издала «Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати 19 века: книги и периодические издания» в 3 частях. Немного ранее в 1977 г в 3 частях вышел сводный каталог листовок – изданий с 1830 до 1900 г. «Сводный каталог нелегальной и запрещенной печати 19 века: листовки».Для воссоздания полной истории периодической печати дореволюционной России РНБ подготовила и выпустила в 1958-1961 гг 4 томный указатель «Библиография периодических изданий России, 1901-1916». К источникам репертуарной библиографии дореволюционных периодических изданий можно отнести аннотированный справочник, составленный Черепаховым и Фингеритом «Русская периодическая печать, 1702-1917» в 2 томах.К работе по созданию источников репертуарной библиографии периодической печати советского периода приступила ВКП после ВОВ. С 1955-1963 она подготовила и издала указатель «Периодическая печать СССР. 1917-1949. Журналы, труды, бюллетени». Над составлением репертуарного свода советских газет работала также ВКП совместно с крупными б-ками и республиканскими книжными палатами. В 1970-1984 гг в изд-ве «Книга» вышел 5томный указатель «Газеты СССР, 1917 – 1960: библиогр. справочник». Дополнительными звеньями выступают сводный библиографический каталог, выпущенный под руководством ГБЛ в 1990 г «Газеты первых лет Советской власти, 1917-1922» и изданный в 1987 г ГПБ в 3 частях «Периодическая печать России в 1917 г». К системе источников репертуарной библиографии относится своеобразный аннотированный справочник «Газетный мир Советского союза, 1917-1970 гг». Он подготовлен Кузнецовым и Фингеритом для историков, журналистов, библиотекарей.После распада СССР в 1991 году изменились политические и соц-экономические условия в стране, что повлияло на все сферы жизнедеятельности. Устарели и утратили свое значение и документы, регламентирующие развитие ретроспективной национальной библиографии. Отсутствие полного библиографического учета русской и советской книги 19 и 20 веков, других видов документов на федеральном и республиканских уровнях острую актуальность решения проблемы в теоретическом и практическом аспектах. Формирование ретроспективной национальной библиографии в других странах шло намного успешнее. Возрастание интереса к проблемам ретроспективной нац библиографии на современном этапе обусловлено также процессами нац возрождения народов России, усилившимся интересом к истории этносов, этнической культуре, значением книги и других изданий как ценнейших духовных и материальных памятников истории и культуры. В настоящее время РКП осуществляет ретроконверсию своих каталогов. Так как РКП с начала своего основания получает обязательный экземпляр всех изданий, которые хранятся в архиве печати и считается, что каталоги этого центра текущей нац библиографии наиболее полно отражают печатную продукцию страны советского периода. Завершена работа с 1999 года по 1980 год в обратной хронологии и «Российская нац библиография, 1980-1998» представлена на сд-ром. Ведется работа по созданию библиографического репертуара местных изданий, например, Сибири и Дальнего Востока, сводного каталога книг на финно-угорских языках с участием нескольких республик. На федеральном уровне осуществляется работа по библиографическому учету других видов документов. Под руководством РНБ и с участием других крупнейших библиотек и Российского гос архива древних актов реализуется проект «Сводного каталога сериальных изданий, 1801-1825». Вышли в свет первые 2 тома с охватом букв «А-Ж». подготовка «Сводного каталога российских нотных изданий, 18 век – 1917 год» началась в середине 80-х годов под руководством РНБ.Ретроспект. нац. библиогр. – сложная сис-ма сост. из мн-ва подсис-м, звеньев, отраж-х различ-е виды док-в и построенных по разным признакам, представляющих разнообр-е жанры библиогр. указателей. Возрастание интереса к проблемам ретроспект. нац. библиогр-ии на совр. этапе обусловлено также процессами нац-го возрождения народов России, усилившимся интересом к ист-ии этносов, эпической культуре, к восстановлению забытых имен, идей. Совр. сост., проблемы и перспективы развития ретросп. нац. библиогр. обсуждались на трех Всероссийских конференциях, посвящен-х нац-ой и библиогр-ой деят-ти нац-х биб-тек сост-шихся в 1998, 2000 и 2002г. в СП-б и Москве. Организаторы конф-ии разработали и предложили вниманию участников конф-ции 1998 г. Программу развит-я ретросп-ой нац-ой библиогр-ии РФ до 2010 г., кот. явл-ся частью общерос-ой программы «Культура России». Одной из задач сис-ы ретросп-й нац-ой библиогр. в РФ, заявленной в «Программе…» явл-ся формирование и развитие интегрированного распределенного банка библиогр-х данных. Перспект-й задачей опр-но создание всей ретросп-ой нац-ой библиогр. в машиночитаемом виде, перевод в электр-ю форму ранее изданных указат-й и каталогов. Применение новых инф-х технол-ий, безусловно, создаст возможность исполь-ть ф. нац-х док-в множества инф-но-биб-х центров и др. учрежд-й. Ретрос. нац. библиогр. России – формир-ся как система элект-х библиогр-х ресурсов сост-ая из подсис-м-проектов.

 

36.Рекомендательная библиография: сущность, задачи, система пособий. Место в системе информационных ресурсов.

Реком.б/гр-я – это б, основным назначением к-ой яв-ся содействие самообразованию, образованию, воспитанию и досуговой деят-сти.С помощью присущих ей методов РБ организует процесс самообраз-ого чтения, формирует у чит-ей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор.Комментируя лит-ру, предложенную чит-лю, Б помогает выбору произведений для чтения, осмыслению прочитанного.Функции РБ – формирование культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности.РБ – общедоступна и отвечает всеобщим интересам членов общества, что обуславливает ее популяторский, образовательно-воспитательный характер.Обслуживает тже запросы чит-ей, к-е профессионально заняты учебно - профессиональной работой.Понятие система пособий РБ предполагает наличие определ. компонентов, охват осн. отраслей и тем, отражение лучшей печатной продукции, обслуживание осн. черт читателей на основе потребностей.Система РП форм-сь несколько десятилетий. За прошед.годы создано множество отраслевых и тематических РП, при этом библиогр. центры стремились обеспечить каждую группу читателей «своими» РП. В настоящее время система РП претерпевает серьезные изменения.Отказ крупн.библиогр. центров России от создания рекоменд. и популярных пособий делает проблематичным просвещение широких кругов чит-ей. В 1-ую очередь публичных биб-к в регионах на современ. этапе лишь РЮБ выпускает серию «молодежи – в помощь выбору профессии».

Информацию о выходе новых РП приводится в журнале «Мир библиографии», «Библиография», «Библиотека», «Библиотековедение».Система пособий содержит структуру: универсальные, отраслевые, тематические, комплексные. Пособия имеют разное целевое назначение: общее самообразование, проф. образование, пропаганда знаний.РП - -ориентированы на читателей массовых биб-к. Ведущее место в системе РП занимают пособия в помощь общему самообразованию, воспитанию.1пособ реком. бгр, то есть б/гр-е пособ, содействующие общему и профессиональному образованию, пропаганде научных и политических знаний, появились в конце XIX века. Тогда еще не было термина " рек.биб.", но уже составлялись пособия, к-е были призваны оказать влияние на читателя.Например, указатель Н. А. Рубакина " Среди книг". Еще в первую русскую революцию появ.пос.большевистской рек. библ. В целом же в дореволюционной России РБ не получила большого развития. Положение резко изменилось после Великой Октябрьской Социалистической революции. Культурная революция, осуществлявшаяся в нашей стране, резкое возрастание роли книги, тяга миллионов к образованию привели к тому, что значение РБ как важного средства в приобщении к книге и образованию советских людей неизмеримо повысилось. К сер.30-х РБ получает общее признание как один из основных видов библиографии по общественному назначению. В 70-х РБ быстро развивается и совершенствуется. Ее центром является Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Она ежегодно выпускает много рекомендательных б/гр-х пособ, ведет научную и методическую работу в этой области, помогает другим б-ам подготавливать реком-ые указатели, списки и обзоры литературы. Реком. б/гр-е пособ. Сост-ют все крупные б-ки Советского Союза. Чит-ое назн. пособий РБ.Библиографоведы пришли к выводу, что пособия РБ надо составлять с учетом потребностей четырех основных читательских групп. К 1 груп.отнесены школьники (1 - 3-х классов, 4 - 5-х классов, 6 - 8-х классов).2-составляет юношество (учащиеся 9 - 10-х классов; учащиеся средних специальных учебных заведений; учащиеся других учебных заведений).3- включает рабочих, колхозников, служащих малой и средней квалификации, в том числе рабочую молодежь.4-состоит из квалифицированных специалистов всех областей народного хозяйства, рабочих высокой квалификации, кадров управления. Установив читательское назначение составляемого рекомендательного указателя, определяют его целевое назначение. Разновидности пособий РБ: По содержанию пособия РБ делятся на универсальные, отраслевые, тематические и персональные. Универсальные указатели – это самый важный системообразующий элемент системы, это ядро системы вокруг к-го должны объединяться все остальные звенья. Универс звено можно представить в виде пособий двойного хар-ра: ретроспект и текущ.в 50-60 гг были популярны типовые каталоги. 69-70 гг к 100-летию дня рожд Ленина вышел 3-х томник «Книга о книгах». 71-74 гг ГПБ изд путеводитель по фонду и аппарату «Что читать». К универс рек указ отн-ся б/гр модели ядра фонда массовых б-к. текущие универс рек пособия тоже существ – это комплекты аннотир печат карточек, указатель новинок книга СССР сейчас не сущ-ет. Второе звено состоит из отр указателей. м/б целостным если существ пособия по всем отраслям знания.необх-мо следить за полнотой набора отраслей и хронологич преемственности в отраж лит-ре. Пробл-тем и перс указ-ли – очень сложно поддерживать на уровне целостности. Данное звено доп-ет первые 2 и засчет этого проявляется актуализация системы пособий. Комплексные – объединяют лит-ру по разным отраслям знаний, областям науки и культуры, произв разных жанров в худ лит. Которая всесторонне раскрывает к-л проблеме.По структуре реком.пособия также разнообразны. Преобладают реком.указатели литературы. В них приводится аннотированный перечень лит-ры по опред.теме, отрасли знания, или художественной литературе. Чаще всего в указатель вкл-ся произведения, рассчитанные на чит-ей 2, 3 и4групп. Названия указателей достаточно точно раскрывают их содержание, а объем позволяет сделать вывод о числе включенных книг и статей. Рекомен.обзор лит-ры отличается от указателя не только формой изложения - связный рассказ, а не аннотированный перечень книг и статей, - но и меньшим объемом. От перечисленных пособий отличается круг чтения. По содержанию он, как правило, значительно шире указателей и обзоров. Круг чтения должен помочь читателю приобрести разностороннее и широкое представление о литературе основных разделов ассортимента. Широко распространяются так называемые малые формы пособий рекомендательной библиографии. Эти пособия рекомендуют лишь несколько книг и статей для точно установленной категории читателей. Планы чтения - представляют собой списки книг в наиболее целесообразной последовательности. Беседы о книгах - связный рассказ о книгах и проблемах, которым они посвящены. Беседы могут быть о нескольких или об одной книге. Памятка читателю - рекомендует минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом. Малые формы РБ прим-ся в б-х в целях раскрытия фондов. Малые формы оперативны, удобны для индивидуальной работы. Их можно сост-ть непосредст. в биб-ке с учетом конкретного фонда и чит-я. Они хорошо помогают формированию интересов читателей. Обычно в пособиях РБ на титульном листе указывается тип, к которым они принадлежат.РБ как область библиографической деятельности включает 2 основных компонента: Рекомен.библиографирование - создание РБпособий и их использование в процессах пропаганды книги и руководстве чтением. Рекомендательность - это целенаправленная выборочность, избирательность по отношению к объектам библиографирования, четкая ориентированность библиографической информации на потребности конкретных читательских групп или отдельных читателей, активное влияние на содержание, структуру и цели чтения. В современной РБ можно выделить два основных направления. Во-первых, РБ в помощь общему и профессиональному образованию и самообразованию, призванная содействовать подъему профессионального и общекультурного уровня подготовки кадров. РБ явл.сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения.Задачи профессионального самообразования вытекают из необходимости постоянно повышать уровень подготовки кадров современного производства, работников науки и культуры, сферы обслуживания.РБ в помощь общему самообразованию (политическому, политехническому, эстетическому) состоят в формировании, развитии и удовлетворении потребностей и интересов в углублении знаний по основам науки и техники, литературы и искусства, расширении кругозора. Во-вторых РБ в помощь пропагандисткой, педагогической деятельности, которые сами ведут воспитательную работу в массах. Это лекторы, агитаторы, библиотекари, учителя. Рекомендательно-библиографические пособия играют здесь двойную роль: способствуют росту педагогического мастерства, расширению и углублению знаний своих непосредственных потребителей. Таким образом, эти группы потребителей, с одной стороны, используют библиографическую информацию в своих собственных целях, с другой - выступают в качестве посредников между рекомендательно-библиографическими материалами и читателями. В практике современной рекомендательной библиографии создано значительное число разнообразных рекомендательных пособий этого направления. Например, для библиотекарей - типовые каталоги библиотек, сборники методических и библиографических материалов; для лекторов и пропагандистов - серия указателей " В помощь лектору"; для учителей средней школы - указатели по школьным курсам истории, обществоведения, по актуальным проблемам современности. Заключение. В конечном итоге задача рекомендательно-библиографического обслуживания - воздействовать на читательскую активность личности. Необходимыми предпосылками успешной реализации этих целей является: Ø общая положительная оценка произведений печати, выделяющая его из всей массы печатной продукции для первоочередной пропаганды; Ø выяснение интересов и потребностей читателя; Ø установление соответствия произведения возможностям читательского восприятия.Объектами рекомендательно-библиографического обслуживания явл. широкие круги читателей, определенные группы и отдельные читатели. Основные источники рекомендательно-библиографического обслуживания служат рекомендательные пособия, а в более широком смысле - фонд библиотеки. Реком.пос. не несут перспективной информации и не могут использоваться в текущем комплектовании. Их роль велика в докомплектовании фондов. Реком.пос помогают выявить пробелы в комплектовании, степень актуальности состава и содержания фондов; разработать конкретный тематический план и картотеку докомплектования. Таким образом, использование РБ помогает сформулировать полноценный по содержанию активно действующий фонд библиотеки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.