Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, задачи, принципы и методы логопедии.






Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Предметом логопедии как научной дисциплины являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения- человек, страдающий нарушениями речи.

Целью логопедии является разработка и реализация научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитание лиц с нарушениями речи, а так же предупреждение речевых расстройств.

Задачи логопедии: 1. Определение распространённости и симптоматики нарушения речи; 2. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психического развитие ребёнка; 3. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии нарушения речи; 4. Разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности; 5. Изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития; 6. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

Теоретическим аспектом логопедии является изучение речевых нарушений и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект состоит в предупреждении, выявлении и устранении нарушений речи.

действовала развитию такой помощи этим лицам, которая бы в той или другой степени их исцеляла или приобщала к полезным занятиям. Жалость к ненормальным лицам, пробуждаемая религиозными культами, не шла дальше привлечения пожертвований на призрение этих лиц. Донаучное, раннее научное и мистическое объясн душевной жизни чела. С глубокой древности вплоть до 6 в. до н.э. еще не существовало научного объяснения психической деятельности. Эта деятельность не связывалась с работой мозга. Мозг еще не считался местом локализации ума. В это время всякое наруше­ние психики объяснялось влиянием таинственных темных сил. Попытки найти ес­тественное объяснение психическим заболеваниям были сделаны в 6 в. до н. э.- в период формирования древней греко-рим­ской медицины. Предполагается, что Пифагор (6 в. до н. э.) одним из первых высказал мысль, что ум помещается в ГМ, а чувства - в сердце. Большинство последующих исследователей в области медицины уже не отходили от «мозговой» теории, а продолжали ее развивать. Первая научная классификация душев заболеваний. Уже в 14-15в стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях. Даже теологи стали признавать роль мозга в происхождении помеша­тельств. В мрачные годы инквизиции профессор медицины в городе Базеле Феликс Платтер посещает монастыри, тюрьмы, ведет наблюдение за душевнобольными, которые иногда находились в этих учреждениях. В эти годы врачи имели возможность наблюдать душевнобольных и слабоумных в специально созданных для них домах. Такие дома впервые появились в 14в. С 15в для названных выше лиц стали открывать и лечеб­ницы. Во всех этих учреждениях ничто даже отдаленно не напоминало лечение. Пытки и наказания были учреждены в качестве основных лечебных мероприятий. В трудах Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Среди душевно­больных он выделяет четыре группы. Особый интерес для олигофренопедагогики представляют первая и третья группы. Первая группа именуется Платтером mentis imbecillitas. К ней он относит лиц с разными степенями нарушения интеллек­та, памяти, воображения. В третьей группе душевных болезней (mentis alienatio) Платтер выделяет форму врожденного помешательства — глупость. Дети этой категории плохо соображают. У некоторых из них речь нарушена или вообще отсутствует. Наблюдаются физические недостатки. Для этих детей характерны непослушание и упрямство. Таким образом, Платтер был одним из первых психиатров, который выделил среди душевных заболеваний формы, характе­ризующиеся стойкими нарушениями интеллекта. В дальнейшем эти формы стали называться слабоумием. Зарожд гуманистич тенденций в отношении к слабоумным в эпоху Возрожд. лишенные разума люди начинают привлекать внимание философов, врачей, литераторов и педагогов. Первым из представителей педагогики, высказавшим мысль о необходимости проявлять заботу о воспитании и обучении сла­боумных, был педагог Ян Амос Коменский. В эпоху Возрождения возникла необходимость и в определе­нии правового положения слабоумных. Законы Англии уже в 13 в. стремились установить разницу между слабоумными (идиотами) и помешанными, так как это имело большое значение при решении имущественных вопросов. И слабоумные и помешанные относились к лицам, которые не способны управлять собой и своими делами. Идиотом признавался тот, кто от рождения страдал недееспособностью; поме­шанным тот, кто становился недееспособным лишь на какое-то время. В результате в Англии преимущественно открывались боль­ницы для душевнобольных, в которые помещали и слабоумных. Специальные же учреждения для слабоумных в Англии разви­тия не получили. Первые русские государственные акты о слабоумных относятся к XVI в. При Иване Грозном в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и тех, «кои одержимы бесом и лишены разу­ма». Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не имел широкого применения. Более того, в царствование Алек­сея Михайловича на Руси, как и в католической Европе, запылали костры, куда бро­сали людей, обвиняемых в колдовстве; среди них оказывались и юродивые. Законодательный акт о правовом положении слабоумных в России был принят в царствование Федора Алексеевича в 1677 г. Этот акт лишал права управлять своим имуществом глу­хих, слепых, пьяниц и глупых. Обычай призревать слабоумных в монастырях особенно распространился при Петре I. Это объясняется тем, что некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной служ­бы, к несению которой их обязывал Петр I, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Перелом в отношении к слабоумным произошел в период Ве­ликой французской буржуазной революции (1789—1793). Французская революция сумела ликвидировать притеснения и пытки, которые до этого имели место в психи­атрических лечебницах. Знаменитый французский психиатр Филипп Пинель впервые снял цепи с душевнобольных во французских лечеб­ницах Пинель дал свою классификацию душевных болезней, на ос­новании которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов. Он правильно видит своеобразие идиотии в стойкости ее характера. Пинель различает 4 вида идиотии: 1) состояние, близкое к животному. Оно характеризуется полной дикостью, отсутствием всех чувств, вплоть до физических потребностей; 2) состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности; 3) глупость — состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь; 4) имбецилизм — состояние, при котором у субъекта наблю­дается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума. Таким образом Пинель, хотя и нечетко, но различает две клинические формы слабоумия - врожденную и приобретенную. Одним из первых врачей, посвятивших свою деятельность преимущественно изучению идиотии, был ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль. Он впервые указал на то, что идиотия - не болезнь, а состояние, которое характеризуется тем, что при нем умственные способности никогда не проявлялись или же не развились в течение жизни. Эскироль впервые четко разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Для обозначения более легкой формы идиотии Эскироль ввел понятие «имбецилизм».Эскироль ввел и симптоматическую классификацию. При этом в качестве ведущего симптома он выделил состояние речи слабоумных: 1) имбецилики 1 степ, имеющ свободную и легко понимаемую речь; 2) имбецилики 2 степ, имеющ легко понимаемую речь и огранич запас слов; 3) идиоты 1 степ, пользующ короткими словами и фразами; 4) идиоты 2 степ, пользующ т-ко однослож словами и выкриками; 5) идиоты 3 степ, не имеющ никак учредив ООНаций (1945). 50-70 гг. на волне экономического подъема, на Западе огромное внимание уделяется проблемам образования умо дет. Именно тогда в западноевропейских странах совершенствуются механизмы выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии, комплектования специальных образовательных учреждений. Существенно меняется и уточняется классиф, выявл новые категории дет, нуждающ в спец образ. Теперь к ним относят уже не т-ко детей с наруш слуха, зрения, интел, но и дет с трудностями в обуч, эмоц растр-ми, девиантным повед, соц и культурной депривацией. Расшир возр рамки оказания псих-пед помощи, создаются дошк и постшк учрежд. Наряду с этим нач активно функционир институт соц работников, соц службы помощи и консультирования родит дет с наруш в разв. С конца 70- нач 80г. в мас шк начин открываться с пец классы для дет с ЗПР. В конце 80г. открыв первые отд экспериментальные кл для глубоко умо. Ведущей тенденцией разв системы образ дет с особыми потребн, начиная с 70г., становится «включение в общий поток» или интеграция. Переход к интегративным формам обуч, признание всех без исключ дет обучаемыми, кардинальная реконструкция системы спец образ стали следствием демократизации западноевропейского общ-ва. Все современ тенденц и противореч в разв систем спец образ им глубокие социокультур корни и вполне определенный «историч возраст», и выбор пути разв этой сист всегда будет завис не т-ко от научных взглядов ее создателей, но и от ценностных ориентац, политич устан, экономич возмож-тей гос-ва и принятых культур норм общ-ва.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.