Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История воспитания и обучения детей с умо в Западной Европе (18 - 20в).




Окончат оформляются 3 осн направл помощи лицам с откл в разв: - христианско-филантропическое (цель - призрение инвалидов; организационная форма - приюты, богадельни, дома призрения); - медико-пед (цель - лечение, восп и элементарное обуч дет с выражен наруш в разв, организационная форма - спец отделения при больницах, мед-пед учрежд); - педагогическое (цель - образов дет с наруш слуха, зрения, интел, организационная форма - спец кл, спец шк, интернаты). Кажд западноевропейская страна прошла свой путь разв указ-х направл, и в том числе создания национальной системы спец образов. Несмотря на ряд существ отлич все национ сист спец образ складывались в Зап Евр в сопоставимые историч сроки и б/ первонач ориентир на обуч 3 катег дет: в начале периода - глухих и слепых, позднее - умо. Устроители спец образ не предполагали, что реб с наруш в разв м/ и д/ достичь уровня умствен разв его нормального сверстника. Целью спец обуч незрячего, глухонемого б/ разв его способности к самостоят-ти и труду. В течение последующ десятилетий в Германии постоян совершенствовалась структура, организац формы спец образов, значительно меньше вним удел самому содерж обуч. Нередко немец гос-во заботилось о судьбе реб больше, чем общ-во и даже родит. Чтобы семья не препятств обуч реб с наруш в разв по своей косности, скупости или бедности, власти предусм сист штрафов и даже тюрем наказ для нерадивых родит. Судьбой глубоко умо дет, не подлежавших обуч, занимались приюты для слабоум. Эти учрежд, как правило, открывались пасторами, а их д-ть строилась на филантропическо-христианских принципах. Инициатива помощи умо дет в Германии принадлеж педагогам, соответственно, пробл реш в пед плане. В 1803 г. в шк для бедноты города Зайтц открыв особый класс для умо огранич дет, где с неуспевающими 5 раз в нед проводились доп занят по чтен, письму и арифм. Наблюдения за уч-ками добавочного кл изложены уч-лем Й.Вайзе. Его пед сист, уникальный опыт добавоч кл будут приняты во вним гос т-ко во втор полов 19 в, когда оно начнет создав сист спец обуч. В 60г. в Германии повсеместно открыв народн шк, и ввод обязательное начал обуч. Это привело к выдел гр стойко неуспевающ и второгодников, т.е. дет с ярко выраж пробл в обуч. В эту гр, прежде всего, попадали дет с интел наруш. В связи с тем, что второгоднич требов от администрац доп материальных затрат, а отсев из шк увеличивал число антисоц эл-тов, возникла необходимость по-иному организовать обуч неуспевающ дет. Откр добав кл, кот отлич меньшей наполняемостью, широким использ-ем нагляд, более медлен темпом обуч, сокращением продолжит-ти ур. Однако предлож форма помощи не удовлетвор организаторов, т.к. не более 5% учеников добав кл в дальнейшем м/ вернуться в обыч. Вопрос о причинах низкой эффективности добав клв побудил спец-ов к поиску объяснений и в итоге привел к выявл из числа неуспев особой гр уч-ков - умо, что в свою очередь заставило организаторов образов задуматься о создании для новой категории учащ иного типа обуч и кл. Позднее добав кл упраздняются, а их учащ переводятся во вспомог шк. Опыт Франции. Возможность обуч слабоум воспринималась врачами и пед более чем скептически. Разрушил сомнения скептиков психиатр Жан Итар. В споре Пинеля и Итара о том, м/ ли выуч пойманного в лесу, одичавшего подростка, у кот Пинель диагностир идиотию, верх одержал Итар. Он подтвер диагноз, но не соглас с пессимистическим прогнозом о невозможности обуч мальчика-маугли. Врач не только добился значит рез-татов в восп мальч, но и продемонстрир возможность обуч даже глубокого идиота. Опыт Итара б/ положен в основу всех сист восп и обуч слабоумных, возникавших в 1 полов 19в в странах Европы. Воодушевленные успехами Итара, его соотечественники создают практич учрежд помощи: при психиатрич лечебнице, при больнице открыв отделения для идиотов. Доктор Ж. Вуазен основал самостоят учрежд для слабоумных в Париже - Ортофренический институт. В Париже же Сеген открыв для идиотов частную школу. Проблема обуч умо вновь становится актуальной т-ко после принятия закона о всеобщ обязат начальном обуч. Психиатр Бурневиль пытается убедить французов в необходимости открытия для умо дет спец кл и шк, но не получ поддержки гос-ва. Сеген считал, что восп д/ охватывать: 1) восп д-ти, активности - разв двигат способности, мышеч сист, ощущений, чувств; 2) воспит мышл - формир представлений и понятий, овладение элементар знан и навыками чтения, письма, счета; 3) воспит воли, что соответствует нравств восп, пос-ку восп воли приучает глубоко умо управлять своими инстинктами. Т.о., Сеген создал первую сист восп умо дет, сочетающую пед и мед средства воздействия на воспитанника. Опыт Англии. Педагогические предпосылки возникновения специального образования в Англии связаны с обучением глухих. Реальное обучение умственно отсталых началось в Великобритании только в XX веке, почти два столетия понадобилось британцам, чтобы осознать его необходимость. В 1891 г. Совет школ Лондона решает открыть " школы специального воспитания" для умственно отсталых детей. По мнению организаторов, их цель - подготовка ребенка с выраженными трудностями в обучении к обычной школе. Рекомендовалось при этих школах создавать детские сады для более раннего выявления умственно отсталых детей. В 90-е годы ХIХ века было положено начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости. В 1892 г. открываются первые вспомогательные классы в Лондоне и Лестере. Закон об обучении умственно отсталых детей (1899) передал инициативу по открытию вспомогательных классов органам местного самоуправления. Создание в стране Общей медицинской инспекции (1908) способствовало введению единообразных методов диагностики и отбора детей в специальные школы. Любопытно, что вспомогательная школа рассматривалась не только как место постоянного обучения умственно отсталых, но и как место временного обучения педагогически запущенных детей, которые в дальнейшем могли вернуться в общеобразовательную школу. Основной целью вспомогательная школа ставила подготовку к практической жизни и труду и, в известной мере, достигала ее. Одна из ранних попыток дать классификацию слабоумия по анатомо-морфологическим и этиологическим признакам принад­лежит английскому психиатру Вильяму Айрленду. Айрленд различает следующие группы идиотии в зависимости от тех материальных расстройств, которые лежат в их основе: 1) генетический идиотизм (врожденный идиотизм). 2) микроцефалический идиотизм; 3) экламптический идиотизм. Идиотизм, вызванный припадками, отличающимися от эпилептических тем, что они быстро следуют один за другим, а затем прекращаются, но оставляют изменения в структуре мозга; 4) эпилептический идиотизм; 5) гидроцефалический идиотизм; 6) паралитический идиотизм; 7) кретинизм (Айрленд считает кретинизм одной из форм идиотии); 8) травматический идиотизм; 9) воспалительный идиотизм вследствие различных заболеваний мозга; 10) идиотизм вследствие лишения органов чувств; зрения и слуха. Эта классификация причин слабоумия получила признание психиатров и до конца XIX века была исходной для других ва­риантов классификации.

В отличие от Франции, в Англии сложились все необходимые условия для организации национальной системы специального образования, однако, в отличие от Германии инициативу открытия специальных школ правительство передало местным органам управления, а финансирование специальных образовательных учреждений взяли на себя филантропически-благотворительные общества, попечительства, ассоциации и частные лица. “Британский путь” привел к тому, что в стране сложилась сеть специальных учреждений, но развивалась она не так последовательно, планомерно и стремительно, как в Германии. Итак, европейским государствам понадобилось почти двести лет, чтобы осознать необходимость создания параллельной образовательной системы - системы специального образования, включающей пока (на данном историческом рубеже) три типа спецшкол - для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.