Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие специальной психологической помощи. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога образования.






В специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения, в задачу которых входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению

69. ЗПР: понятие, причины возникновения и классификации.

Понятие ЗПР употребл по отнош к дет с минимальными органическими поврежд или функциональной недостаточностью ЦНС. ЗПР характериз неравномерным формир проц познав д-ти, обусловленное недоразв речи и мышл, а также присутствием расстройств в эмоц-волев сфере. Возникновение ЗПР связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями. Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка: 1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы. 2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми. 3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста. Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с ЗПР крайне неоднородна. Сущ нес-ко классиф ЗПР. К. С. Лебединская (1980) предложила мед классиф дет с ЗПР. Ею были выделены 4 осн варианта ЗПР: 1. Конституционального происх. Причины: наруш обмена вещ-в, наследствен-ть. Дети отлич гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики. У дет наблюд значит отстав психич разв от паспорт возр, что проявл преимуществ в эмоц-волев сфере при относительно сохран (хотя и замедл) познав д-тью. Такой уч-к обращ на себя вним с первых дней пребыв в шк, он с любопытством относится ко всему происходящ вокруг, быстро нах друзей и покровителей, кот опекают, защищ «маленького», пользуется всеобщ любовью из-за уживчивого веселого нрава. Осн фон его настроен преимущ положит: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забыв. Незрелость эмоц -волев сферы ведет к несформиров-ти учеб мотивац. Не приним новых требов к повед: постоянно опаздывают на ур после перемены, во время ур встают, ходят по кл, разговар в полный голос с соседями, подходят к уч-лю, непоседливые, болтливые, превращают учеб д-ть в доступную им игровую, забывая взять необх шк принадлежн, обязат кладут в портфель игрушки. Играют на ур сами, вовлек в игру соседей по парте. Прописывая эл-ты букв, начин дорисовыв их, превращ в цветы, елочки, домики, на тетр листе появл сюжетные рис. Не дифференц «хорошие» и «плохие» отметки, радует сам факт их наличия в тет. С первых месяцев обуч в шк становится стойко неуспевающ. У таких дет отмеч недостаточный для дано возр уровень сформир-ти мыслит операц, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окруж действит-ти. Выявление таких дет в дошк возрасте, раннее начало корр раб, обуч не с 7, а с 8 лет м/ пол-тью снять пробл. Реб м/б направл по реш школьного псих-пед консилиума в кл компенсирующего обуч. Если такого кл в шк нет, возможно дублирование 1 кл. Второгодничество не травмирует дет с конституц ЗПР. Изменившийся за 1 год обуч психофизический статус, индивид псих-пед поддержка позволяют такому реб усвоить программу массовой общеобразовательной школы наравне с другими учащимися, и серьезных проблем в дальнейшем их обучении не наблюдается. 2. Соматогенного происхождения. Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии. Дети рождаются у здоровых родителей. Причины: перенесен в ран детстве заболев, влияющ на разв мозговых функций: хронич инфекц, аллерг, дистроф, дизентер. В школе дети испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Защитить себя не умеют, их обидеть. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Трудности в обуч возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. Отмечаются своеобразные изменения личности: дети вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своем самочувствии. Наблюдается критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам, они осознают и болезненно переживают школьные неудачи, которые глубоко травмируют их. Дети нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать такого ребенка в школы санаторного типа, при их отсутствии - в класс компенсирующего обучения, если такового нет, необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим. 3. Психогенного происхождения. Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. ЗПР обусловл соц-психологич фактором - неблагоприятными условиями воспитания. В асоциально-попустительской семье ребенок растет в атмосфере эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Это является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная сфера ребенка пропитана ссорами, конфликтами. Основная форма родительского воздействия - подавление и наказание систематически травмирует психику ребенка, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности. У детей отмечается низкий уровень анализирующего наблюдения, они слабо разграничивают существенные и несущественные признаки, затрудняются при установлении признаков сходства, недостаточно используют обобщающие понятия. Они интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях в обычных условиях массовой школы. 4. Церебрально-органического происхождения. Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм ЦНС и интоксикации. Причинами являются патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия (удушье плода), тяжелые заболевания на первом году жизни, тяжелые инфекционные заболевания. У детей отмечаются повыш утомляем, сниж работоспособ, слаб концентрац вним, сниж памяти. Познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям - олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими. Психическая незрелость проявляется в примитивности, поверхности эмоциональных реакций, слабом понимании взаимоотношений, сниженной мотивации достижения, некритичности, несамостоятельности, внушаемости, пресыщаемости, нечувствит к собств промахам. Ведущий мотив - игра, что ведет к постоянному внутреннему конфликту между «хочу» и «надо». Обучение в обычном классе общеобраз школы бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционо-педагогическая поддержка в социальных условиях обучения (школа для детей с ЗПР или коррекционные классы в общеобразовательной школе).

Таким образом, характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, дезаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.