Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Редактирование композиции произведения. Виды композиции. Композиционные связи и структура произведения. Методы воплощения композиционных связей.






Композиция - это построение произведения, объединяющее все его элементы в единое целое, это путь раскрытия содержания, способ системной организации элементов содержания.

Различают общую композицию произведения и композицию внутри отдельных фрагментов.

Задача ред-ра проанализировать композиционную структуру предлож-го произвед-я при необх-сти оптимизировать ее.

Работа редактора над композицией произведения включает следующие этапы: анализ, характеристику и оценку общего построения работы; анализ, характеристику и оценку построения отдельных частей, выделяемых по признакам речевых структур - повествований, описаний, рассуждений; обобщение результатов анализа и общую оценку композиции.

Требования к композиции: д.соответствовать специфике произведения и издания, объему произведения, законам логики, определенному типу текста, логичность(логично выстроено), доступность(д.б.понятной).

Критериями оценки композиции являются гармоническая целостность и системность. Гармоническая целостность предполагает совершенную организацию литературного материала: логически правильную последовательность частей, их соразмерность, согласованность, соподчиненность. Системный подход к оценке композиции требует рассмотрения произведения в качестве системного образования со своими подсистемами(если 1 мен-ся-вся цепочка мен-ся).

Порядок анализа К.: 1)опред-е границ м-у частями; 2) проверить обоснованность членения. 3) выделяем ключевые фрагменты(для проверки значимости положений и правильности границ необх-мо мысленно соотнести их м-у собой). 4) опред-ем связи м-у фрагментами. 5) восстановить целостную структуру композиции. 6)оценить правильность композиции, порядка расположения и соподчиненности частей. 7)выд-ть ошибки и неточности, и наметить пути оптимизации. 8)оценить V фрагментов.

Анализ общего построения произведения в целом представляется следующим образом:

1.выявление структурообразующих частей произведения, вплоть до самых мелких рубрик, с использованием логических правил деления; 2.определение реальных логических отношении между выделенными частями; 3.установление порядка расположения равнозначных и соподчиненных частей.

Наиб.распр.недостатки комп-ии: 1)неправ.членение на структурные части. 2)неправ.классификация фактич-го амтериала. Несоответствие содерж-я теме. 3)несоразмерность частей. 4)повторы и перекрещивание материала. 5)безсистемное изложение. 6)не выраженные логич.связи. 7)нецелесообразная послед-ть частей.

Композиционные связи- это смысловые, структурно-логические отношения между самыми разными частями произведения. Они могут быть выражены в произведении и издании по разному: 1-по смыслу, без внешних признаков; 2-словесно-понятийными средствами(во-1х, во2-х, в следствии); 3-графическими и полиграфическими средствами(глава 1, глава 2, введение, параграф 1, 2).

По итогам осмысления содержания произведения редактор выявляет его структурно-тематические части, а затем приступает к анализу логических отношений между ними. Построение произведения зависит от всего того, что лежит в основе его замысла и создания(части, например, могут располагаться от простого к сложному, от главного к второстепенному, от известного к неизвестному).

Деление произведения на части, т. е. структурирование фактического материала, должно быть обоснованным - всегда должно быть выдержано одно основание деления, один признак, принцип деления. Логическое деление произведения на части должно быть соразмерным(общий объем выделенных частей должен составлять целое - целесообразный объем произведения). Логическое деление должно быть непрерывным(Каждая часть, с одной стороны, является самостоятельной, с др.стороны, она занимает свое опред-е место в составе целого произведения). Деление произведения на части отражается в рубрикации, оглавлении, плане, плане-проспекте произведения.(Абзац - это самая мелкая рубрикационно-композиционная часть произведения.)

Композиция м.б. построена на разных логич-х основаниях: 1)послед-но о временных изменениях. 2)совокупность всех признаков и качеств.воспринимаемых одновременно. 3)причина следственных и др.логич-х отношений.

Типы текста: повеств, описат, рассужден. Каждый тип текста характеризуется своим типом изложения материала, логическими связями, своей внутренней логикой, последовательностью расположения элементов и композицией в целом.

1. Повествовательная композиция: Структурные связи в них - временные, хронологические. Отдельные фрагменты связаны причинно-следственной связью.

2. в описательных текстах- послед-но перечисляются осн.признаки, св-ва, черты предмета или явления, независимо от того, как они протекают во времени, нечто законченное по своему содержанию. Между перечисленными признаками в описаниях возможны разные структурные связи: по убыванию или возрастанию признаков, от простого к сложному, от менее значимого к более значимому и др.

3. в текстах построенных по принципу рассуждения или описывающих развитие какой-то мысли, главное-выд-ть ключевые тезисы и аргументы и их взаимосвязь. Разные структурные связи: от посылки к выводу, от тезиса к аргументу и выводу, от явления к сущности, от колич. характеристик к качест.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.