Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды текста в издании (основной, дополнительный, вспомогательный). Виды и элементы аппарата издания. Особенности набора элементов аппарата в изданиях разных видов.






Виды текста: - основной текст: Текст произведения(й), публикуемого(ых) в издании. - дополнительный текст: Текст, сопровождающий произведение (основной текст) в виде приложений. - вспомогательный текст: Совокупность дополнительных элементов издания, призванных пояснять основной текст, способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчать читателю пользование изданием, а также помогать его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах(аппарат).

Аппарат издания - это комплекс текстовых (в отдельных случаях нетекстовых) элементов, содержащих сведения поискового, справочного, научного или пояснительного характера по отношению и произведению и изданию, призванных пояснить, растолковать основной текст, способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчить читателю пользование изданием, а также помочь его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах. Элементы аппарата помогают лучше понять основной текст произведения и облегчают работу с книгой.

По функциональному назначению выделяются три группы элементов аппарата издания:

1)отличительные элементы - выходные сведения; Выходные сведения - это совокупность данных, всесторонне характеризующих издание и предназначенных для информирования о нем читателей, библиографической обработки и статистического учета изданий. Выходные сведения содержат краткую индивидуальную и типовую характеристику издания, индивидуальные шифры, облегчают его обработку и читательский поиск в книжном магазине библиотеке, а также знаки охраны прав авторов произведений, опубликованных в издании. В число основных выходных сведений входят: 1) надзаголовочные данные; 2) сведения о лицах, участвовавших в создании издания (авторах, составителях, переводчиках, редакторах, художниках); 3) заглавие и подзаглавие издания; 4) подзаголовочные данные; 5) выходные данные: 6) международный стандартный номер книги или сериального издания; 7) штрих-коды; 8) знаки охраны авторского права; 9) предвыпускные данные; 10) выпускные данные. К дополнительным сведениям относятся: 1) аннотация; 2) реферат; 3) макет аннотированной каталожной карточки; 4) библиографическая полоска.

Аннотация (кратк.харак-ка док-а, с т.з.его назнач-я, содерж-я, примен-ся в изд.по обществ.наукам) и реферат (сжатое содерж.док-а, выводы, осн.свед-я, чаще всего использ-я в научн.изд-х естественнонаучной и научно-технической тематики)-дополн.вых.свед-я

2)справочно-поисковые элементы: оглавление, содержание, колонцифры, колонтитул, вспомогательные указатели. Справочно-поисковые элементы издания служат для ориентации в нем, поиска необходимых материалов;

3)элементы, дополняющие и поясняющие основной текст: эпиграф, посвящение, предисловие, вступительная статья (вводная, справочная, словарная), послесловие, резюме, примечания, комментарии, библиографические списки, ссылки, сноски, списки сокращений, приложения.

Состав аппарата издания определяется с учетом специфики произведения и видо-типологических характеристик издания. Аппарат позволяет упорядоченно работать с книгой. Если произведение рассчитано на многократное чтение и изучение или на выборочное фрагментарное использование его материалов, нельзя обойтись без вспомогательных указателей, библиографический списков, ссылок. Произведение с большим числом фамилий требует подготовки именного указателя. Монографическое исследование всегда дополняется расширенным библиографическим аппаратом. Глубокому осмыслению авторского текста, адекватному восприятию содержания помогают вступительная статья, примечания, комментарии.

Н: 1) Монография (выходн.свед-я, оглавление, список лит-ры.сноски, примечания, указатели(если биографическая монография); 2) энциклопедия входят (помимо выходных сведений): сопроводительная статья (предисловие и др.), список сокращений и условных обозначений, система ссылок, вспомогательные указатели, библиографический аппарат, содержание, предисловие от составителей (редактора, издательства, редакционной коллегии). 3) Научн. изд-я включ.те же элем.аппарата что и др.виды изд-я(введение.заключ., аннотация, предисловие), но большое внимание удел-ся спрвочно-поиск.элементам: примечания, ссылки, сноски, список лит-ры. 4)в научно -поп.изд-ии аппарат необх-м для оптимального усвоения инфо неспециалиста, поэтому предисловие и втупит.статья носят популярный, разъясняющий хар-р, редко использ-ся библ-ие ссылки, чаще поясняющие постраничные сноски, список лит-ры носят рекомендательный хар-р, уазатели по необх-сти.

 

50. Редактирование иллюстраций: виды, способы размещение в тексте. Принципы редактирования видеоряда. Роль иллюстраций в разных видах изданий.

Иллюстрация – это изображение, служащее пояснением или дополнением к тексту. Иллюстрация отражает явления действительности в зрительно воспринимаемой, образной форме.

В структуре произвед-й иллюстр-ии могут: 1)нести необх.инфу(служебн-нельзя заменить/исключить).2)конкретизировать текст(дополн-м.б.исключены).3)развивать мысли текстов(прямо не соотносится с содерж, но созд.эмоц-й настрой). Кроме того илл.м.выполнять эстетич., стилеобразующую и рекламн.ф-цию.

Работа ред-ра над илл.: 1)опред-е целесообразности. 2)опред.вид, жанр+кол-во илл. 3)заказать /подобрать илл. 4)редактир-е сюжетов, оценка отд-х илл-й. 5)отбор видеорядов. 6)опред.характер связи с текстом. 7)подготовить подписи. 8)обработать иллюстр. 9)опред.место и размер. 10)подготовить макет, сверстать. 11)уточнение размеров и состава иллюст. 12)уточнение подписей, расположения, соотношения с текстом.

Различают четыре типа иллюстраций: реально-предметные (фотоснимок, рисунок); условно-предметные (чертеж, схема, карта); аналитические (математический чертеж, график); комбинированные (на основе карты, на основе рисунка, на основе фотоснимка). Классифицировать иллюстрации можно и по другим основаниям.

По значению и связи с текстом иллюстрации могут: – являться предметом изучения (искл-нельзя): атлас анатомии; – сопровождать текст (без илл. усвоить - затруднительно); – расширять информацию.

По способу подготовки иллюстрации могут быть: – оригинальными (специально созданные для данного издания); – заимствованными (взятые из других изданий); —документальными (исторически значимыми изображения–ми, воспроизводимыми как исторический документ, без переработки). Такие иллюстрации чаще всего используются в научных, научно-популярных изданиях, особенно в изданиях по истории.

По графическим средствам изображения иллюстрации могут быть: – штриховыми (сост. из линий, штрихов, пятен одного тона); – полутоновыми (с различ.тоновыми переходами от света к тени,).

По цвету: – ч-б; – цветные. По технике исполнения: – фотографии; – Ксерокопии; – Графические и тоновые рисунки. По способам расположения на полосе. Вопрос о размере и размещении илл.ред-р решает в процессе разработки концепции, исходя из их функции и возможностей. Самый распространенный вид верстки текста с иллюстрациями – открытая верстка, при которой иллюстрация граничит с верхним или нижним полем полосы. Иллюстрация выглядит несколько обособленной от текста и более заметна. Глухая верстка (иллюстрация окружена текстом со всех сторон) и закрытая (иллюстрация ограничена текстом сверху и снизу или с трех сторон) встречаются сравнительно редко – в некоторых переводных изданиях и энциклопедиях с набором текста в три колонки. Иллюстрации могут быть заверстаны в тексте рядом с фрагментом. Могут размещаться на вкладках, на развороте. М.б. расположены на отд-х полосах или скомлектованы в подборки. Илл.м.заверстваваться в текст сверху, снизу, по боку, вглухую, полосными, разворотными. Иллюм.б.расположена по колонкам, м-у колонками, вразрез, а также на полях.

Редактирование иллюстрации следует начинать с принципиальной оценки необходимости ее помещения в издании. Также важен вопрос количества иллюстраций.

Видеоряд. Сопоставление иллюстраций может усилить содержательное и художественное значение стоящих рядом рисунков. Или уменьшить его. Одинаковые по размеру иллюстрации подчеркнуто равнозначны, в то время как самый крупный рисунок становится центром композиции. Мелкие рисунки – как дополнение.Если в книге используется несколько иллюстраций, образуется видеоряд. Их может быть несколько.Видеоряды систематизир-ся по функциям, виду иллюстрации, сипособу исполнения, жанру и т.д. К илл-циям в различных рядах ставятся различные требования.Поэтому их содержание, расположение и размер и др.харак-ки м.существенно различаться.Для усиления этого эффекта, стиль, содерж-е и характер оформления разных видеорядов подчеркнуто дифференцир-ся. При редактировании видеоряда необх-мо: 1. В процессе редактирования видеоряда необходимо определить принцип систематизации, иерархию видеорядов и иллюстраций. Систематизация м.проводить по жанровому, видовому, тематич-му и др.принципам. 2. Опред-ть принцип оформления.3.Типизация изображений по стилю и исполнению.4.Типизация размеров.5.Типизация подписей. 6.Размещение иллюстраций.

Роль иллюстраций в разных видах. В справочных, научных изданиях эстетическая функция иллюстраций выражена не столь ярко. Здесь все элементы книги подчинены одной задаче – способствовать быстрому наведению справки. В популярных, художественых изданиях, рассчитанных на массового читателя, помимо основных требований (точность, доступность, высокая информативность), к иллюстрациям предъявляются требования красоты, гармонии всего изобразительного материала- т.к. задача - раскрыть перед читателем новые грани мира, настроить его на дальнейшее углубление своих знаний. Детские книги-невозможно представить без иллюстр- т.к.для них необходимы динамич–ный характер подачи информации, смена композиций, некая подвижность в исполнении каждого элемента издания. Т.е. в разных вида по-разному: в одном из них наиболее важным становится значение иллюстраций как дополнительного источника информации; в другом – иллюстрации помогают усво–ить содержание сообщения, правильно направить внимание чита–теля; в третьем – на первый план выступает сам состав изобрази–тельного материала, его эстетические достоинства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.