Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №6. Психическая регуляция поведения и деятельности






1. Понятие деятельности, поведения, адаптации и психической регуляции.

2. Регуляция познавательной деятельности.

3. Регуляция эмоциональных состояний и поведения.

характеристики выпускника ВУЗа, он должен: обладать психологи​ ческой культурой, иметь представление: о психической регуляции поведения и деятельности и владеть простейшими приемами психической саморегуляции.

1.​ Понятие деятельности, поведения, адаптации и психической

регуляции

Человек – это самоуправляемая система высочайшей сложности. Давайте вспомним, что существуют три основные функции психики:

1. Отражение окружающей действительности.

2. Сохранение постоянства внутренней среды и целостности организма.

3. Регуляция поведения и деятельности.

Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики (объединение, углубление взаимодействия, развитие связей между сторонами), которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

1. Отражение окружающей действительности (псих. процессы)   ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ к условиям окружающей среды (объединяющая функция психики)
2. Обеспечение постоянства внутренней среды и целостности организма
3. Регуляция поведения и деятельности  

Схема 1. Функции психики

1. Отражение окружающей действительности (псих. процессы)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ к условиям окружающей среды(объединяющая функция психики)

2. Обеспечение постоянства внутренней среды и целостности организма

3. Регуляция поведения и деятельности

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, которая существует благодаря единству психических и физиоло​ гических процессов. Деятельность организма осуществляется благодаря интегриру​ ющей роли центральных и периферических отделов нервной системы. Но деятельность была бы невозможна, если движения.

Классификация деятельности

В классической психологической доктрине традиционно различают виды деятельности: игра, учение, труд и творчество.

Также выделяют:

1. познавательная (психические процессы)

2. преобразовательная

3. ценностно-ориентационная (духовно-оценочную)

4. коммуникационную (общение)

5. художественное творчество.

Роль деятельности в проявлении психических феноменов заключается в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы можем лишь по результатам его деятельности.

ПОВЕДЕНИЕ (в широком смысле) – это внешние проявления психической деятельности человека. В узком смысле поведение - это система человеческих поступков, отражающих отношение личности к другим людям, к обществу, к самому себе (нравственная и правовая активность личности).

Поведение человека определяется не только его сознанием. Поведение в среде осуществляется тремя уровнями психической регуляции:

1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;

2) подсознательно-субъективным эмоциональным уровнем;

3) сознательными, произвольными, логическими программами.

Наличие в психике человека этих уровней регуляции обусловливает следующие разновидности человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избегания физически опасных ситуаций, боли);

2) привычно-автоматизированные подсознательные действия (рефлексы, инстинкты, автоматизированные действия, привычки);

3) сознательные, волевые действия.

Проблема регуляции состояний человека и его по​ ведения в целом - это центральная проблема всей психологической нау​ ки. Она крайне сложна и противоречива. В настоящее время имеется огромное количество точек зрения на то, как осуществляется психическая регуляция состо​ яний, поведения и деятельности, т.е. каковы механизмы психической адаптации.

Механизмы адаптации выработаны в процессе эволюции, они обес​ печивают активное при​ способление организма к постоянно изменяющимся условиям физической и социальной среды. История вопроса берет начало с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего кон​ цепцию о постоянстве внутренней среды организма. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Пав​ лова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.

Понятие адаптация можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его соответствие условиям среды, выражая уровень приспособленности к ним (профессиональная адаптация), с другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления к меняющимся условиям среды (адаптация к стрессу, адаптация анализаторов).

Различают адаптацию физиологическую (изменении чувствительности при изменении условий физической среды), адаптацию социально - психологическую (при включении в новую группу), адаптацию профессиональную (при включении в новые виды деятельности).

Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается взаимодействием этих подсистем и обеспечивает новые интегративные качества, отражающие адаптационный потенциал личности.

Успешность адаптации определяет​ ся нормальным функционирова​ нием всех уровней. Взаимосвязь этих уров​ ней обеспечивают эмоции, являющиеся главным компонентом в системе регуляции поведения человека, т.к. эмоции имеют двойственную природу: психологическую и физиологическую.

Адаптация будет протекать нормально, пока требования внешней среды не до​ стигнут определенного адаптационного барьера. Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна.

Нарушение адаптации приводит к развитию психосоматических болез​ ней, невритических и психопатологических реакций, профессиональной деформации, эмоциональному «выгоранию» и антисоциальным поступкам.

А.Г. Маклаков ввел понятие личностного адаптационного потенциала - системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды.

Схема 2. Система механизмов психической адаптации.

Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких услови​ ях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязан​ ности. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что в условиях угрозы для жизни люди с более высоким адаптационным потенциалом имеют больше шансов уцелеть, могут успешно выполнять профессиональные обязанности и имеют больше шансов потом восстановить функциональное состояние организма.

Для того, чтобы избежать нарушения адаптации и повысить свой адаптационный потенциал необходимо владеть приемами саморегуляции.

Схема 2. Система механизмов психической адаптации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.