Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №5 Психология личности






1.Понятие личности. Темперамент и его типы.

2. Характер и способности.

3.Потребности и мотивы личности.

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Вместе с тем курсант или слушатель, впервые знакомящийся с данной областью исследований, должен столкнуться с серьезными трудностями. Они обусловлены состоянием современной психологии личности. Достаточно сказать, что, несмотря на большую работу, проделанную философами и психологами по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения его пока нет.

Задача данной лекции – помочь человеку, впервые знакомящемуся с психологией личности, составить общее представление о той реальности, которая называется личностью, а также о тех вопросах, которые ставит и решает общая психология при изучении и осмыслении этой реальности.

1.​ Понятие личности. Темперамент и его типы.

 

С позиции психологической науки личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изуче​ нию человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: инди​ вид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Ноmo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида.

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежу​ точное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятель​ ности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность че​ ловека. Главной чертой человека как субъ​ екта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание.

Сознание — это высшая форма психического развития, прису​ щая только человеку. Субъект — это индивид как носитель сознания, обла​ дающий способностью к деятельности.

Понятие «личность», как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, фор​ мирующееся в совместной деятельно​ сти и общении. Другой, не менее дискуссионный вопрос — это вопрос о структуре личности. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, тем​ перамент, характер, мотивацию и социальные установки.

ЛИЧНОСТЬ (по Б.Г. Ананьеву) = темперамент + задатки (способности) + +мотивация (направленность) + характер + воля + чувства

Темперамент включает в себя качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определя​ ющие его успехи в различных видах деятельности.

Мотивация — это совокупность побуждений к дея​ тельности.

Социальные установки — это убеждения людей.

В психологической науке нет однозначного ответа на вопрос о соотношении в личности биологического и социального, т.к. нет еди​ ного мнения относительно того, насколько биологическое начало влияет на раз​ витие личности в целом. Поэтому при решении практических задач психологиче​ ского обеспечения деятельности специалистов разных направлений следует учитывать как лично​ стные, так и индивидуально-психологические особенности.

Итак, человек может рассматри​ ваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социаль​ ное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно це​ лое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и соци​ альных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, свое​ образия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индиви​ дуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнооб​ разие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую ва​ риативность проявлений индивидуальности.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ = индивид + субъект деятельности + личность

Таким образом, можно сделать вывод о том, что структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Рассмотрим основные элементы структуры личности более подробно.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент - это устойчивые психодинамические свойства личности, проявляющихся в общении и деятельности.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он определил, что физиологической основой темперамента являются типы нервной системы (типы высшей нервной деятельности).

Тип высшей нервной деятельности (ВНД) — это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы (силы, подвижности и уравновешенно​ сти процессов возбуждения и торможения), определяющих тем​ перамент личности. Согласно теории И.П.Павлова, критериями типологических свойств нервной системы являются сила процес​ сов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвиж​ ность. Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга. Соотношения возбуждения и торможения образуют свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность.

СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ – это ра​ ботоспособность корковых клеток, выносливость нервной системы и ее способность переносить продолжительное (либо кратковременное, но очень сильное) возбуждение или торможение.

СЛАБОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - неспособность нервных клеток выдержать длительное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - есть соотношение возбуждения и торможения нервных процессов. У некоторых людей эти два процесса в норме взаимно урав​ новешиваются, а у других это равновесие может не наблюдаться: преобладает процесс возбуждения или торможения.

ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам (таб1).

Таблица 1. Классификация типов темперамента

 

Вид темперамента Особенности нервных процессов
Сила Уравновешенность Подвижность
Холерик Сильные Неуравновешенный Подвижный
Сангвиник Сильные Уравновешенный Подвижный
Флегматик Сильные Уравновешенный Инертный
Меланхолик Слабые Неуравновешенный Подвижный или инертный

 

Свойства темперамента и их проявления в жизнедеятельности

Свойства темперамента:

1. Темперамент наследуется, поэтому рано проявляется в детстве.

2. Темперамент характеризует отношения человека к миру, людям, к себе, деятельности.

3. Темперамент - это универсальное свойство, оно проявляется во всех сферах жизни

4. Темперамент не зависит от содержания деятельности.

5. Темперамент связан со свойствами нервной системы.

Для составления характеристик типов темперамента выделяют его свойства:

Активность - это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций.

Эмоциональность характеризуется степенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью.

Реактивность - сила и длительность реакции на внешние и внутренние раздражители равной силы (проявляется в эмоциональных реакция на критический тон, замечание, обидное слово, наказание и пр.).

Чувствительность (сензитивность) - тонкость восприятия внешнего мира.

Пластичность и ригидность - свойство, показывающее быстроту адаптации к изменившимся условиям. Пластичность и ригидность свидетельствуют о том, насколько легко и гибко (пластичность) или насколько инертно (ригидность) человек приспосабливается к внешним воздействиям, к новой обстановке, задачам, и др.

Темп реакции - свойство, характеризующее скорость протекания различных психических реакций и процессов (быстрота речи, гибкость ума, динамика движений, выразительность мимики и др.).

Экстраверсия - открытость человека внешнему миру. Типичными поведенчески​ ми проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, откры​ тость в чувствах, непереносимость монотон​ ной работы. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, лю​ бит рисковать, не всегда обязателен.

Интроверсия - замкнутость, направленность в мир своих мыслей и переживаний.

Интроверт часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, урав​ новешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планиро​ вать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волне​ ний, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контро​ лирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

Не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого.

Характеристика типов темперамента

Сангвиник. Человек с повышенной активностью, с повышенной реактивностью, которые у него уравновешены. Сензитивность у сангвиника низкая. Способен быстро сосредотачивать внимание, работоспособен, при желании может сдерживать проявление своих чувств. Ему присущ высокий темп реакции - быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи. Пластичность сангвиника проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений, а также к быстрой адаптации к новой деятельности. Сангвиник- экстраверт, общителен, легко сходится с новыми людьми. Обратная сторона особенностей этого типа темперамента - непостоянство, нежелание заниматься монотонной однообразной работой, неусидчивость.

Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости.

Примеры ценных свойств: - подвижность, живость, отзывчивость;

Холерик. Человек быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам».

Примеры ценных свойств холерика: страстность, активность, энергия.

Флегматик. Человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях, это «настойчивый и упорный труженик жизни». Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.

Ценные качества флегматика: спокойствие, отсутствие торопливости.

Меланхолик. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.

При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Ценные черты меланхолика - глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность;

Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент влияет лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в глубокой сосредоточенности.

Темперамент и общение

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека и в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. Поэтому важно знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения.

Темперамент и характер

Темперамент придает своеобразие поведению человека, но не определяет мотивы, поступки, убеждения, моральные устои личности. Темперамент влияет на форму проявления характера. От темперамента зависят черты характера: уравновешенность, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

Темперамент и способности

 

Представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех типов темпераментов: И.А. Крылов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суворов - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангвиники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский - меланхолики.

2.​ Характер и способности.

 

ХАРАКТЕР

Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «признак».

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Самым важным показателем характера являются поступки и поведение человека. Особенно отчетливо подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях, например при пожаре. Поведение человека рассматривается, оценивается с точки зрения его взаимоотношений с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности. Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны:

 

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д. Эти черты характера являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.

Вторая группа - волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, подчеркивая, прежде всего, выраженность волевых черт: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости. Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карьериста, смелость хулигана или глупца не могут быть положительными качествами. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой.

Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы.

Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. Например, смел тот, для кого такая форма поведения постоянна, типична. Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. Характер человека может быть определенным или неопределенным, цельным или противоречивым.

Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цельный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерности» человека.

 

Взаимосвязь характера с другими сторонами личности

 

Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности.

Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Есть люди, для которых превыше всего духовные ценности. Но есть и такие, которые стали рабами вещей. У последних обедняется духовный и нравственный мир, возникают такие черты характера, как тупость, скупость, жадность, зависть. Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность оптимизм, требовательность к себе и другим, они делают поведение человека принципиальным.

Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, регулировать свое поведение.

Интеллектуальные свойства человека. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свойствами, которые могут стать чертами характера.

Воля определяет решительность, постоянство, самостоятельность и целенаправленность характера. Чувства в характере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Для развития способностей важны такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе, скромность. Уверенность в своей исключительности часто губительна для способностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружающим.

Акцентуации характера

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает крайней границы нормы, возникает акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

Приведем некоторые типы акцентуации характера: интровертированный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстравертированный тип - эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; возбудимый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Основные особенности неврастенического типа – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензитивные люди избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в рискованных предприятиях. Они ищут самоутверждения не в областях, где могут раскрыться их способности, а там, где чувствуют свою неполноценность. Робкие и стеснительные люди иногда натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю.

Демонстрационному типу акцентуации характера присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения (вплоть до инсценировок самоубийства) – все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди людей.

 

СПОСОБНОСТИ

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.

Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные от рождения.

Но задатки - лишь предпосылки развития способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей.

Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретические и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности.

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. Для творческой деятельности обязателен так называемый широкий кругозор, знакомство со многими областями знания и культуры. У многих выдающихся людей высокие способности проявлялись в разных областях знания. Например, Аристотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов.

 

Общие и специальные способности

Высокий уровень развития общих способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. - позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях знания и деятельности.

Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Специальные способности классифицируются в соответствии с областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др.

Успешность в занятиях какой-либо деятельностью обеспечивается особым сочетанием различных компонентов, входящих в структуру способностей. Влияя друг на друга, эти компоненты придают способности индивидуальность, неповторимость. Например, один музыкант может быть талантлив в игре на скрипке, другой - на рояле, проявляя свой индивидуальный творческий почерк.

Ранее прочих проявляются дарования в области искусств и в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, т.к. в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память. Технические способности выявляются, как правило, позднее. Это объясняется тем, что техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте - подростковом. В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Способности и личность

Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Признаком высоких способностей и одаренности является высокий интеллект, устойчивое внимание, эмоциональная страстность, сильная воля. Способности всегда сочетаются с трудолюбием. Талант - это труд, умноженный на терпение. В развитии способностей большое значение имеет работа над собой. Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов.

Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным. Интересы людей различаются по содержанию, которое определяется теми предметами или областями действительности, на которые эти интересы направлены.

Интересы людей различаются по широте. Узкими считаются интересы, направленные только на одну ограниченную область действительности, широкими и разносторонними - направленные на несколько областей действительности. Одни и те же интересы у разных людей проявляются с различной силой. Сильный интерес связан с сильными чувствами и проявляется как страсть. Он соединяется с настойчивостью, выносливостью и терпением. Интересы той или иной силы у разных людей различаются еще по устойчивости или по степени постоянства.

Склонность выражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Развитие способностей связано с активным положительным отношением к деятельности, интересом к ней, переходящей в страстную увлеченность.

3.​ Потребности и мотивы личности.

Потребность — это то, что необходимо организму. Потребность побуждает организм действовать, действие направлено на удовлетворение имеющейся потребности. Таким образом, усиление потребности — причина любого целенаправ​ ленного поведения животного и человека. Единой классификации потребностей нет, хотя три главные группы определены: биологические (ви​ тальные), социальные и идеальные (познание окружающего мира, творчество и т.п.).

Иерархия потребностей Абрахама Маслоу.

А. Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рис. 1.

Рис. 1. Иерархия потребностей (по А.Маслоу).

Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу.

1. Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции.

2. Потребность в безопасности. Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.

3. Социальные потребности. Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.

4. Потребности в уважении. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая - это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включают в себя почётные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе.

5. Потребности в самореализации и в самовыражении. Когда удовлетворены потребности четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Значение потребностей заключается в том, что они формируют мотивации, стимулирующие деятельность организма для сохранения жизни индивида и вида, добиваться высоких показателей в производственной и научной деятельности, в спорте, совершать открытия и т.п., а также играют воспитательную роль.

Мотивация - это побуждение организма к действию с целью удовлетворения существу​ ющей у него потребности (биологической, социальной свободы или исследовательской деятельности). Выделяют две стадии мотивации: состояние организма и за​ пуск деятельности организма для удовлетворения потребности. Потребность первична, мотивация вто​ рична.

Виды мотиваций.

Мотивации подразделяют обычно на три груп​ пы: биологические, социальные и идеальные (этические, духов​ ные). Мотивации делят также на первичные (врожденные, биологические) и вторичные (приобретенные).

Мотив, в отличие от мотивации – это устойчивое личностное свойство, которое осознанно побуждает к определенному поведению и деятель​ ности, направленному на удов​ летворение потребностей. Мотив характеризует волевую сторону поведения. В случае борьбы мотивов актуализируется наиболее сильный из них. Уровень мотивации зависит от прошлого опыта, от социальных, характерологических и куль​ турных факторов, определяется выбором цели, уровнем притязаний, успехом и неуспе​ хом. У каждого человека есть ведущие мотивы, составля​ ющие сущность его личности и позволяющие прогнозировать поведение.

Классификация мотивов по виду деятельности:

1. Мотивы, связанные с профессиональной ориентацией:

а) по обеспечению первоочередных потребностей;

б) мотивы признания;

в) мотивы престижа, достойного социального статуса.

2. Мотивы, связанные с принадлежностью к конкретной социально – профессиональной группе.

3. Мотивы, связанные с признанием и реализацией социальных норм: моральных, патриотических, этнокультурных и др.

4. Мотивы, связанные с социальным и профессиональным самоопределением.

Реальными формами проявления осознанной по​ требности выступают притязания и ожидания (экспектации).

Притязания – это привычный для человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформи​ роваться различные притязания и ожидания. Вторым звеном механизма мотива​ ции выступает стимул. Несмотря на близость понятий мотива и сти​ мула, необходимо различать их.

Мотив харак​ теризует стремление человека получить определенные блага, сти​ мул — сами эти блага. Установка может быть позитивной или не​ гативной. Воспринимая импульсы, идущие от потребности, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы, и перерастает в поведение, влекущее удовлетворение потребности. Актуализированный мотив служит причиной поведения.

Ценностные ориентации - это сложные, определенным образом сгруппирован​ ные принципы, придающие стройность и на​ правленность разнообразным мотивам челове​ ческого мышления и деятельности в ходе реше​ ния общих человеческих проблем. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированиость.

Ши​ рота мотивационной сферы – это качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у че​ ловека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой явля​ ется его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Иерархизированиость мотивов. Потребности, мотивы и цели неравнозначны: одни мотивы и цели силь​ нее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем боль​ ше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований опреде​ ленного уровня, тем выше иерархизированиость мотивационной сферы.

 

Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность.

Иерархия потребностей личности и соответствующих им мотивов, по сути, выражает ее генеральную динамическую тенденцию – направленность личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения. Поэтому, направленность личности выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.

Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, которые образуют своеобразный стержень личности. В них то и проявляется направленность личности.

Б. Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь. Направленность выражает отношение не только к целям деятельности, но и целям – ценностям жизни, поэтому в свете направленности выстраивается жизненный путь личности.

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Вместе с тем слушатель, впервые знакомящийся с данной областью исследований, должен столкнуться с серьезными трудностями. Они обусловлены состоянием современной психологии личности. Достаточно сказать, что, несмотря на большую работу, проделанную философами и психологами по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения его пока нет.

Задача данной лекции – помочь человеку, впервые знакомящемуся с психологией личности, составить общее представление о той реальности, которая называется личностью, а также о тех вопросах, которые ставит и решает общая психология при изучении и осмыслении этой реальности.

Задание для самостоятельной работы

Изучить современные концепции личности.

Задание на самоподготовку

1. Свойства личности.

2. Направленность личности.

3. Профессионально-важные качества специалиста профессий экстремального профиля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.