Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №8 Психология малых групп






1. Групповые процессы и состояния.

2. Групповые эффекты.

3. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

 

Малая группа является предметом изучения как в зарубежной, так и в отечественной науке. Западная социальная психология, в частности американская, в большинстве случаев изучает процессы, происходящие в малой группе в лабораторных условиях. Ученые пытаются моделировать процессы реальных малых групп и устанавливать закономерности взаимодействия людей. Большинство же исследований российских психологов проведено на материале реальной малой группы, а не искусственно созданной. Достоинство таких исследований заключаются, во-первых, в получении данных о взаимодействии людей в реальных социально-значимых ситуациях деятельности, во-вторых, в возможности быстрого практического использования и внедрения результатов исследования, в-третьих, в открытости исследователей, невозможности обмануть испытуемого, манипулировать его сознанием и поведением. Недостатками подхода являются наличие существенных трудностей в проведении эксперимента в малых группах и более поверхностные результаты психологического исследования.

В обществе существует огромное количество разнообразных групп, но в них действуют одни и те же социально-психологические законы групповой динамики. Понятие групповой динамики объединяет широкий круг вопросов: разделение власти внутри группы, способы коммуникации, роли, исполняемые членами группы, степень лояльности членов группы и т.д.

Дж. Хоманс дал следующее определение: «Малая группа - это некоторое число лиц, взаимодействующих друг с другом в течение некоторого времени». Д.Картрайт и А. Зандер считали, что «группа - собрание индивидов, которые часто взаимодействуют друг с другом». Отечественный психолог А.И.Донцов, дал следующее определение: «Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу индивидов, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и желания».

1.​ Групповые процессы и состояния

Группа представляет собой элемент социальной структуры общества. В самом широком плане социальная группа – это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из целостной социальной системы, взаимодействующая определенным образом, осознающая свою принадлежность друг к другу и рассматриваемая как группа с точки зрения других лиц.

В основу первой классификации положен критерий численности, т.е. количество людей, являющихся членами группы.

Существует три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, члены которой имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Это элементарная ячейка общества, через которую осуществляется процесс воздействия личности на общество и наоборот. Малые группы - семья, учебная группа, спортивная команда, объединение людей по интересам и т. д.

Признаки малых групп:

1.​ наличие общей цели

2.​ личный непосредственный контакт (лицом к лицу)

3.​ высокая степень чувства причастности, психологическая и поведенческая

общность членов.

4. групповые нормы и правила общения.

2) средняя группа – относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии – т.е. организация (воинское подразделение, факультет университета, коллектив поликлиники, больницы и др.);

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга (государство, нация, партии, социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, возрастным, половым, культурным и другим признакам). Эти группы воздействуют на психологию личности через проводимую ими политику, идеологию, культуру. Большие группы могут быть организованными и неорганизованными (толпа)

В табл. 1 представлены основные различия между группами.

Таблица 1. Основные различия между группами

Признак Малая группа Средняя группа Большая группа
Численность Десятки человек Сотни человек Тысячи, миллионы
Контакт Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Отсутствие контакта
Членство Реальное поведенческое Функциональное Условное социально-структурное
Структура Развитая внутренняя неформальная Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Отсутствие внутренней структуры
Связи в процессе труда Непосредственные трудовые Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Трудовые опосредованные социальной структурой общества
Примеры: Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры   Организация: все работники предприятия, вуза, фирмы   Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

 

Вторая классификация опирается на критерий времени существования группы: кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например, этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как бригада рабочих, может быть либо кратковременной – люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той бригаде.

Третья классификация основана на критерии структурной целостности группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы.

1) Первичная группа – это не разложимая далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория и пр. Первичная группа - это всегда малая формальная группа.

2) Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, относится к типу вторичных групп, поскольку состоит из более мелких структурных подразделений - цехов и отделов. Организация, например, промышленного предприятия, фирмы – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа.

Условия образования малых групп.

Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.

1.​ Наличие общей территории - географическая близость, территория, на

которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи.

2.​ Непосредственный контакт - людей необходим для их знакомства,

установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.

3.​ Время взаимодействия - установление прочных контактов и трудовых

связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.

 

4.​ Численность группы. В социальной психологии установлено, что

эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. Минимальная численность группы – 2-3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Два человека образуют диаду, три человека – триаду. Сложность вызывает определение оптимальной численности. Задание, которое выполняет группа, индивидуальные особенности ее членов, характер ситуации также влияют на эффективность деятельности группы.

5.​ Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является

внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Задача группы всегда является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность.

6.​ Совместная деятельность. В психологии выделяют три типа

совместной деятельности:

1. Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Примером такой деятельности, может быть бригада станочников, где каждый выполняет свое индивидуальное плановое задание, или коллектив педагогов вуза, где каждый преподаватель в определенные часы обучает слушателей своему предмету. Фактором, объединяющим людей в такую группу, является общий предмет труда. Совместно-индивидуальная деятельность состоит из независимых действий участников с единым дня них предметом труда.

2. Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Примером такой деятельности может служить конвейерное производство. Здесь для преобразования общего предмета из одного состояния в другое — конечный продукт — требуется серия последовательных операций разных людей с одним и тем же предметом. Только в результате жесткой организации процесса деятельности можно добиться решения поставленной группой задачи.

3. Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет и жесткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля требует одновременных действий нескольких участников.

Группа людей потому и называется группой, что люди не просто имеют общие, единые цели, но и действуют для достижения этих целей. Их совместная деятельность строится на основе разработанной программы, в которой расписывается технология деятельности.

7.​ Структура группы - это упорядоченная система взаимодействий

участников совместной деятельности. В зависимости от типа статуса определяется и тип структуры группы. В групповой динамике выделяют два типа статуса: формальный (официальный) и неформальный (неофициальный). Соответственно структуру группы классифицируют на формальную и неформальную.

Формальная структура задается официальным распределением обязанностей членов группы, их взаимодействием в процессе труда. Для нее существенны только те свойства участников группы, которые определяются их формальным статусом и характеризуют их как социально действующих элементов групповой системы. Неформальная структура образуется на основе взаимоотношений, сложившихся в процессе трудового взаимодействия. Неформальная структура группы также представляет собой иерархическую систему, но не жесткую.

Группа – более широкое понятие, чем коллектив.

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, на основе единства интересов и целей, совместной общественно-полезной деятельности.

Критерии коллектива:

- наличие социально-значимых целей;

- организационная оформленность;

- сознательная дисциплина;

- взаимная ответственность;

- товарищеская взаимопомощь и сотрудничество;

- совместная общественно-полезная деятельность.

Независимо от вида общественно полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей раз​ личных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений.

В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправ​ ляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные груп​ пы не снижают результатов деятельности. Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опас​ ность. Например, если люди объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри сво​ ей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превра​ щается в коллектив. С другой стороны, если сотрудники скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создает условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1-2 негативных лидеров.

2. Групповые эффекты

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются механизмами функционирования группы, с помощью которых группа переходят с одного уровня развития на другой.

Существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

Эффект социальной фасилитации. Его можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация — это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле – это усиление мотивации человека решить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией. (например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение). В присутствии других людей повышается скорость решения простых математических задач, простых заданий на моторику и т. п.

 

Эффект принадлежности к группе - это групповая идентичность.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов ввели термин «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:

 ​ человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее

положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную самооценку;

 ​ когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании

человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков.

 ​ эмоциональный компонент групповой идентичности заключается в

переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда;

 ​ поведенческий компонент проявляется тогда, когда различия между своей и

чужими группами становятся заметными и значимыми для человека.

На работе преобладают профессиональные идентификации, дома — семейно-ролевые, в общении с друзьями — половые и возрастные, в общении с представителями других стран и культур — этнические, культурные, религиозные и пр.

Психофизилогический эффект. Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствия других людей (усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса). Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

Эффект социальной лени. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение индивидуального вклада в общегрупповую работу. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93 % суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85 %, а из восьми человек — только 49 %.

Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Бибб Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Он доказал, что жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев.

Эффект группомыслия. возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека.

 

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

а) внешний конформизм — мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. Это и есть истинный конформизм - тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

б) внутренний конформизм — человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает его высокий уровень внушаемости. Это тип приспособившегося к группе человека;

в) негативизм — человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы. Это тип поведения человека, стремящегося приспособить группу к самому себе;

г) нонконформизм — независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Эффект подражания. Это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Когда люди не уверенны, они ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информациии или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессионалыных качествах или личностных характеристиках другою человека. Сформировавшаяся установка служит «ореолом», мешающим видеть у субъекта реальные черты, достоинства и недостатки.

Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачивают против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Наличие козла отпущения говорит о низком психологическом уровне развития этой группы.

Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности, враждебности с другими группами (эффект «они»). Эффект принадлежности к группе включает в себя: а) эффект сопричастности; б) эффект эмоциональной поддержки.

Эффект группового фаворитизма. Это тенденция благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает его.

Эффект группового эгоизма. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.

Эффект маятника. Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда.

Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы; происходит ее групповая оценка и обсуждение. Волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей.

3. Межгрупповые отношения и взаимодействия

 

Когда речь заходит о психологии коллектива, часто используют такое понятие, как социально-психологический климат – это характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе и/или его морально-психологическое состояние.

 

Рассмотрим структуру социально-пси​ хологического климата коллектива.

 

В структуре социально-психологического климата выделяют две основные со​ ставляющие:

1. отношение людей к деятельности, ради выполнения которой был создан коллектив;

2. их отношение друг к другу.

 

В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, курсантами, офицерами-сослуживцами) и отноше​ ния по вертикали в системе руководства и подчинения. Следовательно, непосредственное контактное общение является не только неотъемлемым элементом жизнедеятельности любого коллектива, но и, по сути, наряду с деятельностью — основой его существования. Если говорить о взаимо​ отношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить не​ сколько сфер: служебную, общественно-политическую, неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект — систему межличностных психологических отношений.

Служебные отношения — важнейшая основа взаимодействия людей при ре​ шении профессиональных задач. Система данных отношений предполагает неукосни​ тельное исполнение служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти вза​ имоотношения официально закреплены в организационной структуре коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, при​ казах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодей​ ствуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому нуждается в пристальном внимании и сис​ тематическом управлении со стороны начальника или командира подразделения. Данная необхо​ димость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления.

Одно из таких явлений — стремление личности к самоутверждению. Само​ утверждение личности — это ее стремление занять и удерживать определенную позицию в системе психологических отношений в коллективе, которая обеспечи​ вала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности лично​ сти, раскрытию ее наиболее сильных сторон, Процесс самоутверждения лично​ сти — это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду пре​ имуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играть значимую роль в коллективе. Вместе с тем следует иметь в виду, что в связи с самоутверждением личности в среде себе подобных может возникать множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся не только на одной личности, но и на коллективе в целом, на его сплоченности, результативности его деятельности. В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение.

Возникновение такого социально-психологического феномена воинского коллектива, как «дедовщина», прежде всего, связано со стремлением к самоутверждению. В связи с этим работа командира подразделения по оказанию помощи своим подчиненным в самоутверждении является одним из наиболее существенных элементов руководства коллективом.

Другим социально-психологическим явлением, которое характерно для любо​ го коллектива, является коллективное мнение. Коллективное мнение — это один из компонентов морально-психологической атмосферы коллектива. Суть данного феномена заключается в том, что не только конкретный человек влияет на, но и коллектив может влиять на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя чрезвычайно важно, поскольку носит оценочный характер. Через эту призму отношений человек осмысливает свое место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нем. Кроме этого, коллек​ тивное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива. Так, например, на об​ щем собрании вдруг обнаруживаются два мнения: одно офици​ альное, внешнее, и другое — внутреннее, кулуарное, нередко более действенное, глубоко упрятанное внутри межличностных отношений. Следовательно, каждый руководитель коллектива должен постоянно формировать обществен​ ное мнение, всемерно повышать его действенность, не допускать двойственности, стремиться сделать его единым.

Другим, не менее значимым, социально-психологическим явлением, характер​ ным для большинства коллективов, является коллективное настроение. Коллек​ тивные (групповые) настроения — важнейшая составная часть психологии кол​ лектива. Они выражаются в совместном переживании тех или иных событий, актов и, в свою очередь, усиливают чувства отдельных людей. Поэтому практи​ ческое значение коллективных настроений велико. Они влияют на поведение и деятельность, на работоспособность людей.

Неотъемлемой частью социально-психологического климата кол​ лектива, элементом структуры его психологии служат внутриколлективные тра​ диции.

Коллективные настроения и традиции

Коллективное настроение — это частный случай совместных переживаний, овла​ девших значительной частью коллектива. Настроения и психические состояния коллектива являются структурными компонентами его психологии, представля​ ющими преимущественно эмоциональную сторону его духовной жизни.

Если настроение индивида в равной мере обусловливается физиологическими, психологическими и социальными факторами, то коллективное настроение в пер​ вую очередь зависит от социальных условий, таких как успешность деятельности коллектива, характер взаимоотношений между его членами, условия труда и от​ дыха, состояние воспитательной работы и др.

Коллективное настроение не только весьма динамично, но и обладает большой побудительной силой, способной многократно усиливать чувства людей и на этой основе многократно увеличивать энергию индивидов, составляющих группу. При этом следует иметь в виду, что групповые настроения обладают целым рядом свойств. К числу основных свойств коллективных настроений следует отнести следующее:

• групповые настроения могут переходить из одной формы в другую, из не​ осознанной в сознаваемую, из скрытой в открытую;

• они могут быстро перерастать в действие;

• коллективные настроения могут подвергаться колебаниям и в самый незна​ чительный срок, почти мгновенно коренным образом перестраиваться.

Традиции весьма многообразны и многочисленны. Условно их можно разде​ лить на несколько групп. По содержанию традиции могут быть боевыми, трудо​ выми, служебными, спортивными и пр., по сферам проявления — моральными, право​ выми, художественными, религиозными и др., по принадлежности к различным общностям людей — общенародными, национальными, территориальными, про​ фессиональными, возрастными, внутриколлективными и др.

Боевые традиции — это исторически сложившиеся правила и обычаи, побуждающие военнослужащих образцово, с честью и достоинством выполнять свой долг перед Родиной. Существуют и другие традиции, которые присущи большинству воинских коллективов, таких как спортивные, трудовые и т. п.

Опыт показывает, что умелое использование традиций позволяет добиться высоких результатов в работе различных коллективов.

Итак, процесс целеполагания официальной группы как единого целостного образования неразрывно связан с процессом целеполагания всего общества. В этом плане официальная группа является действительно связующим звеном между личностью и обществом. Именно через официальную цель деятельности малой группы личность осознает и интериоризирует цели общества. Группа работает с большим усердием, если ее члены участвуют в постановке цели, если ее члены ставят перед собой все более труднодостижимые цели, если цели группы более сложные, чем те задачи, которые ей навязываются извне. Участие членов группы в постановке целей, способствует их интериоризации.

Человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением. В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакций действительному мнению и поведению человека.

Отношения в коллективе весьма разнообразны и многоаспектны. Чтобы понимать и учитывать их в своей практической деятельности руководитель должен иметь хорошую психологическую подготовку. Он не может не заниматься проблемами взаимоотношений своих подчиненных, поскольку они отражаются на уровне работоспособности. При этом для успешного разрешения этих проблем большое значение имеет авторитет руководителя коллектива.

В обществе существует огромное количество разнообразных групп, но в них действуют одни и те же социально-психологические законы групповой динамики. Понятие групповой динамики объединяет широкий круг вопросов: разделение власти внутри группы, способы коммуникации, роли, исполняемые членами группы, степень лояльности членов группы и т.д.

Дж. Хоманс дал следующее определение: «Малая группа - это некоторое число лиц, взаимодействующих друг с другом в течение некоторого времени». Д.Картрайт и А. Зандер считали, что «группа - собрание индивидов, которые часто взаимодействуют друг с другом». Отечественный психолог А.И.Донцов, дал следующее определение: «Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу индивидов, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и желания».

Задание для самостоятельной работы

1. Условия образования малых групп.

2. Групповые эффекты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.