Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №4 Эмоционально-волевые процессы и психические состояния






1. Волевые действия и волевые качества человека

2. Эмоции и чувства

3. психические состояния.

По мнению большинства исследователей, чувства, как и воля, являются одним из важнейших элементов структуры личности. Но, с другой стороны, чувства не могут рассматриваться вне эмоциональных психических процессов, поскольку все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение: одни объекты и явления реального мира - симпатию, другие - отвращение, одни - интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не оставляют нас безразличными: ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в сложных чувственных переживаниях, известных как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд и страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.

1.Волевые действия и волевые качества человека.

Воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при со​ вершении целенаправленных действий и поступков.

 

Главная функция воли за​ ключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности. В основе саморегуляции лежит взаимодействие процес​ сов возбуждения и торможения нервной системы.

Поведение может быть непроизвольным и произвольным:

1. К непро​ извольному поведению относятся импульсивные действия, не​ осознанные, неподчиненные общей цели реакции (например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность, и т. д.), а также поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта - под воздействием эмоционального состояния, неконтролируемого сознанием.

2. Произвольные, сознательные действия - направлены на достижение постав​ ленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. При этом волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев движения, которые в ходе образования навыка авто​ матизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности. Сложные волевые действия включают в себя целый ряд более простых волевых действий. Напри​ мер, когда мы хотим утолить жажду, мы встаем, идем на кухню, наливаем воду в ста​ кан и т.д. Основой усложнения действий является то, что достижение поставлен​ ной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих к намеченной цели.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий.

1. Внутренние, или субъективны​ е, препятствия – это побуждения человека, направленные на отказ от данного действия или на выполнение противоположного ему действия: например, ребенку хочется поиграть, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутреннего препятствия могут выступать усталость, жела​ ние развлечься, страх, стыд, ложное самолюбие, инертность, лень и т. д.

2. Внешнее препятствие – это, например, отсутствие необходимого инстру​ мента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная вами цель была достигнута.

Волевые действия могут различаться по степени осознанности.

Важней​ шей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, со​ знание необходимости ее достичь. Чем более значима цель, тем больше препят​ ствий человек в состоянии преодолеть.

Иногда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это дела​ ет, когда охвачен сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Совершив необдуманные действия, человек очень часто раскаивается в том, что сделал. Но воля человека в том и заключается, чтобы удерживать себя от совер​ шения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Связь воли и мышления. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями. Воля подразумевает наличие сознательной целеустремленности человека, что требует мыслительных процессов - сознательного выбора цели и подбора средств для ее достижения.

Связь воли и чувств. То, что нам безразлично, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства выступают препят​ ствием в достижении поставленной цели и приходится прилагать волевые усилия для того, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.

 

Мотивы волевых действий – это те причины, которые побуждают человека действовать. Все мотивы волевых действий можно разделить на две основные группы: основные и побочные моти​ вы. При этом в различных условиях деятель​ ности или у различных людей один и тот же мотив (побудительная причина) мо​ жет быть в одном случае основным, а в другом побочным. Кроме этого, важную роль в формировании мотивированного по​ ведения играют интересы и склонности и в особенности миро​ воззрение, взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе вос​ питания.

Психологическая структура волевого акта.

С чего же начинается волевое действие. Конечно, с осознанного понимания того, чего индивид хочет и чего он должен добиться. При ясном осознании цели и мо​ тива, ее вызывающего, стремление к цели принято называть желанием. Желание - осознанно, влечение - неосознанно (чего-то хочется, чего-то не хватает, но что именно – не понятно).

Желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, при этом отчетливо осознаются воз​ можные пути и средства достижения цели. При формировании цели особую роль играет содержание цели, которая ставится, характер цели и ее значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть ею вызвано. Психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких побуждений к деятельности, называют борь​ бой мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действо​ вать в определенном направлении, обсуждение того, как именно действовать. За​ ключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключа​ ющееся в выборе цели и способа действия: человек решает действовать в опре​ деленном направлении, отдавая предпочтение конкретным целям и мотивам и отвергая другие. Принимая решение, человек проявляет решительность, при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Не отвергая значимости борьбы мотивов и внутренней работы созна​ ния, сущностью воли считают исполнение принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъек​ тивных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека. Таким образом, волевое действие имеет следующие ступени:

1. Первая ступень - постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. При этом происходит «борьба» мотивов.

2. Вторая ступень - мысленное планирование с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

3. Третьей ступенью является совершение действия. На этой ступени человек сталкивается с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели.

План может быть детализирован в разной степени. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие – это состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилиза​ цию внутренних ресурсов, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительными затратами энергии. Этот заключительный этап волевого действия может в одних случаях проявляться во внешним действии, в других случаях заключаться в отказе от внешнего действия, такое проявление называют внутренним волевым действием.

В различных условиях волевые усилия будут различаться по интенсивности. Помимо ситуатив​ ных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий:

 

1. мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира;

2. мо​ ральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути в соответствии с принятым решением;

3. уровень самоуправления и самоорга​ низации личности и др.

Воля человека характеризуется определенными качествами:

1. Сила воли - умение преодолевать значи​ тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Проявлением силы воли являются выдержка и самообладание, которые выражаются в недопущении импульсивных и необду​ манных действий, в умении владеть собой, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представ​ ляется неразумным или неправильным.

2. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личнос​ ти на достижение определенного результата деятельности. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться определен​ ными принципами, и целеустремленность оперативную, заключающу​ юся в умении ставить ясные цели и не отвлекаться от них в процессе выполнения.

3. Инициативность - способность действовать с целью реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой цели может только самостоятельный человек.

4. Самостоятельность - способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению постав​ ленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения окружающих, действовать на основе своих взглядов и убеждений, вно​ ся в свои действия коррективы.

5. Решительность - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Для решительных людей ха​ рактерен быстрый и энергичный переход от выбора необходимых действий к са​ мим действиям.

От решительности как позитивного волевого качества необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Торопливость в принятии решения та​ ким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что приня​ тие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

6. Последовательность. У последовательного человека все поступки вытекают из единого руководяще​ го принципа, которому подчинено все второстепенное и побочное. Последователь​ ность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Таким образом, воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при со​ вершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за​ ключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности.

 

2.Эмоции и чувства

Чувства и эмоции — это особый класс психических состоя​ ний, отражающих своеобразное отношение человека к конкретным предметам и явлениям действительности. Эмоции (от лат. emoveo — потрясать, волновать) – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

 

Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, на​ строения и эмоциональный стресс.

1. Аффект — это интенсивные, бурные и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция пол​ ностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раз​ дражитель со всеми смежными и образуя единый аффективный комплекс, опре​ деляющий реакцию на ситуацию в целом.

2. Эмоции, как самостоятельная группа психических явлений, отличаются от аффек​ тов, прежде всего, длительностью данного состояния. Эмоции представ​ ляют собой реакцию не только на текущие, но и на вероятные или вспоминаемые события. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.

Стенические эмоции (от греческого слова «стенос» - сила) стимулируют деятельность, увеличива​ ют энергию и напряжение сил, побуждают к поступкам, высказываниям.

Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассив​ ностью - это тоска, печаль, уныние, подавленность.

Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. Наиболее часто к ним относят следующее:

*​ Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож​

ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

*​ Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства,

не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.

*​ Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полу​

ченной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможно​ сти удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

*​ Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило,

протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности.

• Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызывающееся объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

• Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизнен​ ных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

*​ Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при по​

лучении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному бла​ гополучию, о реальной или воображаемой опасности.

*​ Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответ​ ствия

собственных помыслов, поступков и внешности ожидани​ ям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведе​ нии и внешнем облике.

 

Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и всего тела и проявляются в выразительных движениях.

Мимика - выразительные движения лица: улыбка, горестньий взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр.

Пантомимика - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которые хочет выразить говорящий.

Эмоциональный шок - потрясение, выражается часто в кратковременной дезорганизации поведения (человек как бы «теряется», не знает, что сделать). Проявляется при внезапном испуге, ужасе, гневе и пр.

Значение эмоций

1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмо​ ция способствует сосредоточению внимания, обостряет мысли​ тельную деятельность и чувствительность анализаторов, облегча​ ет запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения и т.п. Однако отрицательная астеническая эмоция сопровождается демобилиза​ цией ресурсов организма.

2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью ми​ мических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о сво​ ем отношении к объектам, явлениям.

3. Эмоции влияют на здоровье организма. Положительные эмо​ ции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья че​ ловека. Н. И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее, а И.П.Павлов отмечал, что положи​ тельная эмоция делает человека здоровым, отрицательная (тоска, страх, гнев и др.), при частых повторениях или большой продолжительности - раз​ рушает организм. Для предупреждения отрицательных последствий эмоциональ​ ного стресса необходимы интенсивные физические упражнения и любая деятельность, вызывающая положительные эмоции (любимая работа, увлече​ ние).

4. Отра​ жательная (оценочная) функция, например оценка экстремаль​ ной ситуации. Однако оценивает ситуацию не эмоция, а орга​ низм. Эмоция же в данном случае мобилизует организм, т.е. она выполняет мобилизующую роль.

5. Подкрепляю​ щая функция эмоций - лучшее запоминание информации в со​ стоянии эмоционального возбуждения и др., при этом эмоция выполняет также мобилизующую роль.

3. Чувства — это психические состояния, более длительные, чем эмоции, и носящие четко выраженный предметный характер. Главное различие эмо​ ций и чувств заключается в том, что эмоции носят характер ориен​ тировочной реакции. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав​ ственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чув​ ствам относятся чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, друж​ ба, патриотизм, сочувствие, к аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жес​ токость. Содержание этих чувств в разных обществах пони​ мается несколько по-разному, но их общая оценка одинакова, что подразумевает наличие общечеловеческой системы ценностей.

Морально-поли​ тические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине.

Интеллектуальны​ ми чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильно​ сти решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — являет​ ся ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных мо​ ментов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной дея​ тельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному, природе, жизни людей и искусству. В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ее цель - совершенствование действительности. Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности. Чувство комического - резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует.

4. Настроение. Настроение отличается от эмоций меньшей интенсивностью и устойчивостью. Настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее склады​ ваются обстоятельства. Устойчивость настро​ ения зависит от: общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции и от тонуса нервной системы, возраста, индивидуальных особенностей харак​ тера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности, делящей лю​ дей на оптимистов и пессимистов.

Таким образом, эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, на​ строения и эмоциональный стресс.

3.Психические состояния.

Функциональное состояние — это сте​ пень активности ЦНС и других систем организма, обеспечиваю​ щих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования.

Выделяют три основные группы физиологических реакций, по ко​ торым судят об изменении функционального состояния человека.

1. Двигательные показатели, которые измеряются количеством и интенсивностью двигательных реакций, приходящихся на определенный интервал времени, уровень мы​ шечного тонуса, при котором удерживается определенная поза или выполняются различные движения.

2. Вегетативные показатели — частота (16 — 20 в минуту) и глубина дыхания, кожно-гальванический рефлекс (изменение про​ водимости кожных покровов), артериальное давление (120/80 мм рт. ст.), расширение и сужение сосудов головы и конечностей, частота пульса, систолический выброс (70—80 мл), минутный выброс сердца (4 — 5 л).

3. Показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ) как один из индикаторов функционального состояния организма.

 

В функциональном состоянии организма можно выделить субъективную составляющую, которая обеспечивает мотивационное поведе​ ние, и объективную — восстановление нарушенного равновесия систем. При этом сле​ дует отметить, что у человека субъективная сторона (психические составляющие) функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные.

Под субъективной стороной понимаются психические явления, которые, вклю​ чая и комплекс переживаний, относятся к личностным образованиям. Таким образом, особенности человеческой личности определяют не только успешность его адаптации к новым (или изменившимся) условиям деятельности, но и характер функционирования систем его организма, его уровень работоспо​ собности.

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их орга​ низация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функцио​ нальное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых ка​ честв. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуаль​ ных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психо​ физиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состо​ янии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.

Экспериментальные психологические исследования позволили выявить лич​ ностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адапта​ ции к условиям экстремальной профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких услови​ ях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязан​ ности.

Механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обес​ печивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Начиная с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего кон​ цепцию о постоянстве внутренней среды организма, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований и как соотношение между неравно​ весными системами. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Пав​ лова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.

Адаптация – это:

1.​ свойство организма,

2.​ равновесие между организмом и средой,

3.​ процесс приспособления к изменяющимся условиям среды,

4.​ результат взаимодействия в системе «человек—среда»,

5.​ цель, к которой стремится организм.

Таким образом, можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адап​ тации. С одной стороны, адаптация является свойством любой живой саморегу​ лирующейся системы, опосредующим ее устойчивость к условиям внешней сре​ ды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).

При другом подходе адаптация может быть рассмотрена как ди​ намическое образование, как непосредственный процесс приспособления к усло​ виям внешней среды.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, то дан​ ное свойство присуще и человеку. Но человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. По​ этому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня:

 

1.​ физиологический,

2.​ психологический,

3.​ социальный.

А также можно предположить существование такого свойства личности, как спо​ собность к адаптации.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и многого другого. Однако можно выде​ лить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабиль​ ностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности.

К числу таких личностных характеристик относятся:

1. уровень нервно-психиче​ ской устойчивости,

2. особенности самооценки личности, ощущение своей значимо​ сти (референтности) для окружающих,

3. уровень конфликтности,

4. наличие опыта построения контактов с людьми,

5. ориентация на моральные нормы общества,

6. степень принятия групповых норм коллектива.

Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непо​ средственно связано с процессом адаптации.

Нервно-психическая устойчивость - отражает наличие предпатологических состо​ яний с латентной (невыраженной), легкой патологией психической деятельности; неоднородных как по симптоматике, так и по динамике. Лица с признаками нервно-психической неустойчивости отличаются пониженной приспособляемостью и работоспособностью, склонностью к нервно-психическим срывам и нарушению социальных норм поведения. Для них характерна повышенная эмоциональность, эмотивная и когнитивная неустойчивость, импульсивность, высокий уровень тре​ вожности. Как правило, военнослужащие данной группы обладают признаками акцентуаций личности, психопатий и различных пограничных нервно-психиче​ ских расстройств.

Не менее важную роль в обеспечении успешности адаптации играет самооцен​ ка личности. Как известно, самооценка является ядром системы саморегуляции человека и от нее во многом зависит качество функционирования основных пси​ хических процессов. Низкие самооценки свидетельствуют о негативном психи​ ческом состоянии. Лица с низкими самооценками тревожны, неустойчивы, апа​ тичны, обладают повышенной утомляемостью, теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и часто совершают суицидные действия. Напротив, высокие, адекватные самооценки свидетельствуют о психическом здоровье.

Следующей характеристикой, определяющей процесс адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности, являются коммуникативные качества личности. Поскольку человек практически всегда находится в окружении других людей, успешность его деятельности сопряжена с умением построить отношения.

Не менее важной стороной процесса адаптации является социализация, кото​ рая отражает способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль.

Все вышеперечисленные состояния обладают своей динамикой и определен​ ными фазами. Наибольший интерес вызывает со​ стояние стресса.

 

Стресс (от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия. Стресс-фактор (стрессор) оказывает мощное воздействие, способное вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

Пони​ мание стресса в узком смысле обозначают как неспецифические физиологические и психологи​ ческие проявления приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс в широком смысле обозначают как неспецифическую адап​ тивную активность при действии любых значительных для организ​ ма факторов. В настоящее время традиционным является понятие стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воз​ действия, включая депривацию жизненно важных функций.

Состояние стресса - это одно из нормальных состояний человека. Стресс — это состояние, которое чаще всего сопровождает адаптационные про​ цессы. По видам воздействия стрессы можно подразделить:

а) физиологические стрессы, связанные с напряжением биологических систем и вызываемые заболеванием, отравлением, воспалением, травмами и т.п;

б) психологические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

Фундаментальные исследования в конце XIX - начале XX веков в ряде стран, в том числе и России (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), послужили основой для разработки канадским ученым Гансом Селье в 1936 г. учения о стандартных реакциях организма - «общем адаптационном синдроме» на действие раз​ личных неблагоприятных факторов.

Ведущими звеньями патогенеза в концепции стресса являются:

1. Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида животного, у которого она возникает. Синдром ответной реакции представляет универсаль​ ную модель защитных реакций, направленных на защиту и на сохранение целостности организма.

2. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит три стадии; которые представляют общий адаптационный синдром.

3. Сильная и продолжительная защитная реакция может перейти в «болезнь адаптации». Болезнь будет той ценой, которую организм заплатил за борьбу со стресс-факторами.

Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека.

1-я фаза – стадия тревоги является сигналом о неблагоприятном воздействии. Стадия тревоги состоит из фаз «шока» и «противотока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда фи​ зиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно включаются защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников обильно выделяется адреналин; гипофизом выбра​ сывается адренокортикотропный гормон и тиреоидный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов. Организм начинает перестра​ иваться — происходит «противошок». Возникают эмоции тревоги, состояния возбужде​ ния, психического напряжения, являющиеся естественными в дан​ ной ситуации.

2-я фаза - стадия сопротивления (резистентности), когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мо​ билизованных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. Ее рассматривают так же, как стадию неспецифической устойчиво​ сти. Например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости организм может успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям.

3-я фаза – стадия истощения, которая возникает при длительном воздействии стресс-факторов и приводит к нарушению функционирования систем организма и состоянию дезадаптации. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие теперь необратимый характер.

Трехфазовую схему адаптации организма дополняют два явления:

1) на​ личие запасов адаптационных ресурсов организма (адаптационной энергии), расходуемой при предъявлении организму стресс-факторов с помощью фазы тревоги ОАС (как пускового механизма);

2) наличие двух уровней адаптационной энергии: поверхностной и глубокой. Поверхностная энергия задействуется на фазе тревоги, обеспечивая изменение характеристик организма и первичную адаптацию к стрессорному воздействию. Глубокая адаптационная энергия составляет тот резерв, который мобилизуется фазой тревоги, обеспечивая сопротивление неблаго​ приятному внешнему воздействию, т.е. адаптацию к сложившейся ситуа​ ции.

Таким образом, функциональное состояние — это сте​ пень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования. Выделяют три основные группы физиологических реакций, по ко​ торым судят об изменении функционального состояния человека.

Значение эмоций заключается в предупреждении о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Следова​ тельно, эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и то, какие объекты в состоянии их удовлетворить. Помимо этого, эмоции способствуют реализации потребностей. При этом, поскольку любая эмоция является или положительной, или отрицательной, человек может судить о достижении результата поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с достижением результата, а от​ рицательная — с недостижением поставленной цели. Таким образом, следует сде​ лать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регу​ ляцией деятельности человека.

Процесс адаптации к условиям экстремальной профессиональной деятельности затрагивает все аспекты функционирования человека. При этом стресс следует рассматривать не только как адаптивную реакцию, но и как реакцию, целесообразную для личности и организма, поскольку стресс способствует мобилизации психических и физиологических ресурсов. Успех адаптации во многом зависит от особенно​ стей личности. Следовательно, в обязанности каждого офицера входит формирование у подчиненных тех личностных качеств, которые обеспечивают успешность адаптации в самых разнообразных, в том числе и экстремальных, условиях.

Функциональное состояние — это сте​ пень активности ЦНС и других систем организма, обеспечиваю​ щих его жизнедеятельность в различных условиях, в т.ч. и во время сна, а также степень развития и целостность структур организма, уровень их функционирования.

Функцио​ нальное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых ка​ честв. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуаль​ ных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психо​ физиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состо​ янии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.

Экспериментальные психологические исследования позволили выявить лич​ ностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адапта​ ции к условиям экстремальной профессиональной деятельности. А. Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом.

Адаптация – это:

1.​ свойство организма,

2.​ равновесие между организмом и средой,

3.​ процесс приспособления к изменяющимся условиям среды,

4.​ результат взаимодействия в системе «человек—среда»,

5.​ цель, к которой стремится организм.

Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непо​ средственно связано с процессом адаптации.

Стресс (от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия.

Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека. Фазы стресса: стадия тревоги (шок и противошок), стадия сопротивления (резистентности) и стадия истощения.

Задание для самостоятельной работы:

1.​ Эмоции и чувства.

2.​ Концепция Г. Селье.

3.​ Состояния адаптации и дезадаптации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.