Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фортепианный стиль Чайковского и педагогические проблемы Детского альбома.




« Детский альбом» писался Чайковским с учетом возможностей юных пианистов. В то же время в детском цикле, как в капле воды, отразились характерные черты взрослого фортепианного стиля композитора.

Пианизм Чайковского поющий. « Детский альбом» дает прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучением игре legato.Объединение мелодической линии, особая вокально-декламационная речевая выразительность интонаций, осознание роли пауз – все эти задачи представлены в музыке цикла, Колористическое начало, определенная инструментовка, нашли яркое отражение в звуковой палитре композитора. Неслучайно существует такое множество различных переложений цикла для различных инструментальных составов.

Для фортепианной фактуры Чайковского характерна значительная роль аккордового типа изложения. В Альбоме нет гаммаобразных пассажей. В узко пианистическом смысле « Детский альбом» можно назвать школой крупной техники. А.Николаев связывал технические особенности цикла с педагогическими принципами Ф. Листа, который категорически отвергал, что к работе над крупной техникой можно приступать с учеником лишь тогда, когда он овладеет мелкой техникой.

Создавая цикл, Чайковский учел и особенности детских рук - во всем сборнике нет ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем септима. Ни в одной пьесе мы не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, а низкий регистр вообще не используется. Обычное изложение с использованием имитаций, подголосков, так характерное для Чайковского здесь почти полностью отсутствует.

Пианистическая специфика альбома представляет определенную сложность для детей, особенно первых лет обучения. На этом этапе аккорды даются с особенным трудом.

Частично фактурные неудобства помогают преодолеть перераспределения рук, но к ним надо подходить с осторожностью. Чайковский не был профессиональным пианистом, фактура его далеко не всегда удобна.

Особенностью «Детского альбома» является и то, что впервые все ремарки Чайковский проставил на русском языке.

Педагогические цели этого цикла несомненны – дать мощный толчок развитию образного мышления к пониманию музыки. Обилие полифонических приемов, сложная гармония и альтерации, вызывает большие трудности при разборе, употребление не только запаздывающей педали, но и владение приёмами полупедали – всё это необходимо учитывать, выбирая произведения для учеников.

Исполнение некоторых пьес возможно уже в начальных классах, тогда как другие играются только в средних и старших классах школы.

 

Вопросы текста.

Большинство изданий «Детского альбома», используемых в педагогической практике, основано на каком-либо из двух источников – прижизненном издании П.Юргенсона в рамках Полного собрания фортепианных сочинений П.И. Чайковского, т.4, 1890г, просмотренном и исправленным автором, и издании цикла под редакцией Я,Мильштейна и К,Сорокина. Среди наиболее авторитетных источников следует указать также публикации Детского альбома в составе Нового полного собрания сочинений, т.69б, М.,Музыка, Майнц, Шотт, 2001 год.



Все источники отличаются несомненными текстологическими достоинствами, однако буквальное следование абсолютно всем указаниям вряд ли целесообразно.

К сожалению, корректуру сделанную автором, занятым в ту пору новыми сочинениями, нельзя назвать достаточно последовательной. Стремлением решить эти проблемы характеризуется редакция Я. Мильштейна и Н. Сорокина. Большинство изменений оговорено в комментариях.

Её интересная особенность – темповая ремарка. В «Утренней молитве имеется указание - Тихо. Неопытные педагоги часто принимают его за обозначение ньюансировки. В действительности это устаревшее обозначение спокойного темпа. В других изданиях выставлено итальянский термин Andante.

Аппликатурные и педальные указания в автографе отсутствуют. В педагогической практике времен Чайковского не было единства в вопросе о применении педали на ранних этапах обучения. Поэтому принцип удерживания пальцами всех элементов фактуры проводится чрезвычайно последовательно.

Одна из самых сложных текстологических проблем альбома – авторские лиги. Особенно трудно их истолковать в лирических пьесах цикла. Артикуляционные лиги, как правило, предполагают перерыв в звучании и всегда ограничены паузами и знаками стаккато, например «Марш деревянных солдатиков» или «Неаполитанская песенка». В выборе произнесения фразировочных лиг решающую роль играет текст и художественные намерения автора. Но бесспорно, что сам педагог должен осознать для себя значение каждой лиги, как, впрочем, и всех иных элементов текста.



Необходимо остановится ещё на двух примечательных изданиях «Детского альбома». В 1994 году цикл был издан со стихотворной подтекстовкой В.Лунина и иллюстрациями Веры Павловой.

В педагогической практике используются записи исполнения цикла А.Гольденвейзером, Я.Флиером и М.Плетневым. Запись Гольденвейзера самая ранняя из трех. В интерпретации музыканта, лично знакомого с автором, запечатлены традиции исполнения, восходящие ко времени жизни композитора. В исполнении Флиера привлекает совершенство пианистического воплощения. Запись Плетнева примечательна тем, что впервые пианист порывает с традицией и

исполняет первоначальный автограф сочинения, сосредотачиваясь на взрослой стороне подтекста цикла.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал