Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные исполнительские и педагогические проблемы в работе над пьесами.






1. Утренняя молитва. Сравнительно редко исполняется в школе. Несмотря на медленный темп, пьеса достаточно сложна технически. Начинающим трудно справится с фактурным изложением хорального типа, нелегко ощутить сосредоточенное движение четвертей, передать мягкую певучесть аккордов.

Состоит из двух разделов, основанных на едином тематическом материале. Первый из них представляет собой 16-тактовый период. Второй, своего рода кода, как бы воспоминание о церковной службе с колокольным звоном, остинатным соль, в басу.

Кода перекликается с заключением пьесы В церкви, где в басовом регистре также возникает мерное колокольное остинато. Объединена пьеса и с пьесой заканчивающей цикл, Шарманщик поет, не только родственной мелодией, но и общей тональностью – Соль мажор.

Особую трудность представляет собой выбор темпа. Гольденвейзер исполняет пьесу в темпе – четверть равна 66, что вполне соответствует авторскому Andante. В более медленном темпе есть опасность потери мелодической линии между аккордами.

Соединение аккордов требует хорошего владения педалью. В редакции Мильштейна добавлены лиги в т.17 и 19 по аналогии с т.7 и 15.

2. Зимнее утро. Один из замечательных пейзажей автора. Это, конечно, очень русский музыкальный пейзаж в нем слышится печальная тревожная нота, которая столь свойственна русскому классическому искусству – Левитан, Тургенев. Как и предыдущая пьеса – одна из самых сложных и поэтому редко исполняемая. Фактура требует аккордовой подготовки, цельного охвата фразы, умения объединить разрозненные мотивы.

Характерная ошибка учащихся излишне быстрый темп. Прослушивается сходство мелодизма с романсом Чайковского – «Кабы знала я, кабы ведала», что придает характер жалобы средней части. Следует обратить внимание на исполнение мотива с пунктирным ритмом в первой части. Пунктир должен быть не устремлено-энергичный, а напевно-жалобный по характеру.

Помощь может в данном случае оказать подтестовка Лунина. Это одна из безусловных удач поэта, прекрасный пример соответствия поэтической и музыкальной метрики.

 

Вьюга стонет, тучи гонит Тропки скрыло, побелило

К озеру близкому, Кружево нежное,

По небу низкому. Легкое снежное.

А воробышек, пташка малая,

Пташка малая, неразумная,

От метелюшки хочет спрятаться, хочет спрятаться,

Да не знает как.

 

3. Игра в лошадки. В моторно-двигательном отношении номер является одним из самых сложных в цикле. Это миниатюрная токката, построенная на непрерывном аккордовом движении.

Подобный вид изложения не редкость у Чайковского, достаточно вспомнить Вариации фа мажор ор.19. Для успешного выполнения технической задачи следует ясно ощущать мотивное строение, определяющее мысленную группировку аккордов – два трехзвучных мотива образуют построение из шести звуков с опорой на четвертый.

Определенную помощь может оказать и подтекстовка Лунина.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по лугу зеленому,

По одуванчикам, по колокольчикам…

Педагог и сам может предложить свой вариант, например, - Весело, весело лошади прыгают.

Следует обратить внимание ученика на то, что в 25 и 26 тактах мелодия слышится в верхнем голосе, а затем в нижнем.

В 32 и 34 тактах возможно перераспределение рук. В начале пьесы отсутствует авторское обозначение ньюанса, вероятно пиано.

4. Мама. Пользуется значительно меньшей популярностью у педагогов. Объясняется это техническим неудобством - широкими растяжками в левой руке. Но есть и иная причина – скрытая психологическая глубина музыки. В 10 лет Чайковский остался без матери, что наложило трагический отпечаток на многие страницы его музыкального творчества.

На первый взгляд Мама – лирически-светлая пьеса спокойного характера, вальсообразного движения. Но дыхание мелодии прерывается беспокойными, короткими мотивами. По мере развития мотивы укорачиваются, что создает большую сложность в интонировании. Необходим определенный навык в игре rubato, особую сложность представляет партия левой руки, которая, как уже было отмечено, довольно неудобна пианистически. Не следует стремиться соединить все звуки в левой руке исключительно при помощи пальцев, здесь не обойтись без связующей педали и подмен пальцев. Подтекстовка Лунина к этой пьесе крайне неудачна.

5. Марш деревянных солдатиков. Эта пьеса гораздо более проста. Проходится обычно на втором или третьем году обучения. Задачи просты и понятны – передать маршевый характер, суметь точно просчитать пунктирный ритм, объединить мелодическую линию, разделенную паузами, приобрести первые навыки игры аккордов и т.д.

Полезно сравнить этот Марш с Маршем из Детского альбома Р.Шумана. Показать различие характеров. У Шумана это военный, энергичный марш, у Чайковского танцевальная грация, легкость марша эльфов.

Неслучайно основные ньюансы этой музыки РР и Р, тогда как у Шумана F.

Серьезная техническая трудность репетиции, возможное облегчение, когда одна из восьмушек левой руки перехватывается правой.

6. Болезнь куклы. С одной стороны - это одна из самых несложных пьес в Альбоме, с нее обычно начинают знакомство с циклом, с другой, принадлежит к числу наиболее глубоких, скорбных страниц фортепианного творчества Чайковского.

Дети любят эту пьесу за предельную доступность образного содержания. Весьма полезна пьеса для развития навыков дифференциации фактурных планов. Очень удобно на материале пьесы осваивать запаздывающую педаль, учить объединению мелодии через паузы, отрабатывать мягкость звучания инструмента.

7. Похороны куклы. В издании 1929 года этот номер был даже исключен из Детского альбома, но практика показывает, что большинство детей вполне понимают, на своем, разумеется, уровне смысл и выразительность пьесы.

Мысль о смерти никогда не покидала Чайковского. Не случайно Похоронный марш был им включен и в другой цикл для детей, созданный непосредственно перед Детским альбомом, 12 пьес средней трудности.

Для юных исполнителей определенную сложность представляет пунктирный ритм, который должен быть передан совершенно точно. Интерпретация коротких лиг в т.17-18 и 21-22 – один из многих примеров в цикле, когда невозможно дать однозначный ответ на их исполнение.

Основная динамическая идея – приближение и удаление траурной процессии.

8. Вальс. Скрытой вальсовостью пронизаны многие пьесы цикла – Мама, Новая кукла, Итальянская песня, Шарманщик поет. При различных оттенках их объединяет образ мечты, отрадные воспоминания. Пожалуй, именно эта вальсовость является основной трудностью этой популярной пьесы. Для очень многих современных детей вальс – это нечто из прошлого, что затрудняет понимание метрического своеобразия танца.

Очень важен выбор основной единицы метра. Размер вальса трехдольный, но основная метрическая единица – такт. При этом, конечно не должна теряться и трехдольность. Акцент в мелодии предписан автором на второй доле, но всегда должна ощущаться и первая в качестве главной метрической единицы.

Выбор метрической единицы определяет и темп. Достаточно распространенная ошибка – излишне медленное движение, а не умеренно-подвижное. В среднем разделе присутствует ритмическая двухдольная перебивка в до-миноре, тональности Похоронного марша.

Основная техническая сложность в партии левой руки. При ее отдельном разучивании важно учитывать мотивную структуру мелодии. В данном случае первая доля такта завершает метрическое построение – два, три, раз. При таком исполнении партии обеих рук органично сольются в вальсовой трактовке.

9. Новая кукла. Самый короткий номер из Детского альбома. Обращает на себя внимание фактурное сходство с Подснежником из Времен года. Характер восторженный. Очень показательная деталь, что пьеса начинается с фигуры аккомпанемента.

Пьеса считается несложной, чаще всего проходится в первом или втором классе. Но тонкая фразировка, читаемая в ремарках Чайковского, говорит о том, что автор ставил перед исполнителем отнюдь не элементарные задачи.

10. Мазурка. Фортепианные мазурки, как правило, сфера тонкого психологизма. Можно вспомнить мазурки Шопена или более близкие в стилистическом отношении к Чайковскому мазурки Глинки. Непрост ритм пьесы. Тонко выписаны штрихи. Разнообразна динамика. В чередованиях mf и р слышится диалог танцующих, контраст мужского и женского образов.

Несложное фактурное изложение, заметно меньшие, чем в других пьесах двигательные трудности, исключительная ясность формы позволяют причислить Мазурку к пьесам, которые вполне можно использовать на раннем этапе обучения.

11. Русская песня. В основе этой пьесы лежит народная песня «Голова ль ты моя, головушка, что болишь ты, клонишься». Трактовки этой пьесы противоположно различны. В исполнении Гольденвейзера слышится плясовая, а в трактовке Плетнева – величавая хоровая песня. Оба исполнения достаточно убедительны, но неторопливый темп противоречит авторской ремарке Allegro. Редко исполняемая пьеса.

12. Мужик на гармонике играет. Пожалуй, также наиболее редко исполняемый номер «Детского альбома». Шуточная картинка гармошечного наигрыша.

13. Камаринская. В отличие от предыдущего номера, Камаринская принадлежит к числу самых популярных и любимых детьми страниц цикла. Яркая концертная пьеса представляет собой тему с миниатюрными вариациями. Задачи имитирования различных инструментов и тембров предопределяют разнообразие приемов артикуляции и туше. Заключительная вариация самое сложное в плане координации место в пьесе.

А.Гольденвейзер добавляет не предписанное автором, но очень красочно звучащее diminuendo в конце второй вариации, т.33-37.

В пьесе определенную проблему представляет педализация. Можно предложить следующий вариант. 1-12 такты – короткая педаль на акцентированные звуки нижнего голоса, 13-24т. без педали, 25-37 такты - короткая педаль на каждый аккорд, 38-49 – педаль на акценты в левой руке. Необходимо обратить внимание ученика на прием скрытого многоголосия в первой вариации, что существенно упрощает технические трудности. Иногда с младшими детьми возможно исполнение и без педали.

14. Полька. В ритмике пьесы есть явное сходство с трепаком, задорной русской пляской, слышатся притопы и прыжки. Особенно трудна средняя часть для проведения мелодии в левой руке. Как и во всех танцевальных пьесах, важно правильное ощущение метрических долей. Форшлаг на третьей восьмой может спровоцировать этот метрический сдвиг, перенос главной опоры на вторую четверть. В этом случае танец потеряет ритмическую остроту. Первая доля должна чувствоваться всегда как опорная.

15. Итальянская песенка.

Пьесу обычно не относят к числу сложных. Но не будем забывать, что текст песни был достаточно трагичен, исполнялась она под аккомпанемент гитары. Трактовка музыки как быстрый танец - тарантелла, так распространенная в последние годы, является грубой педагогической ошибкой. Думается, что акценты, предписанные композитором на кульминационных звуках фраз, не предполагают усиление звучности. Это скорее характерное для итальянской манеры пения небольшие ферматы на высоких нотах.

Достаточную сложность представляет произнесение стаккатированных шеснадцатых в мелодии. Можно предложить поиграть их легатным штрихом, мягкой рукой, а затем, переходя к стаккато, оставить такое же ощущение в руке и пальцах.

16. Старинная французская песенка. Эта пьеса связана с атмосферой детства Чайковского. Французские национальные корни имела мать композитора, урожденная Ассиер, а первые уроки музыки он получил от француженки гувернантки Фанни Дюрбах. Педагоги, проходя эту пьесу, часто сочиняют к ней собственный текст. Достаточно выразителен и текст Лунина. Но мало кто знаком с текстом самого Чайковского.

Несколько месяцев спустя после создания Детского альбома композитор использовал тему в опере «Орлеанская дева». Поскольку либретто принадлежит самому Чайковскому, текст и сценическая ситуация ясно говорят о том, какие мысли пробуждала у него эта музыка.

 

Бегут года, и дни бессменной чередою,

Тернистою стезей к могиле всяк спешит,

Стезя недалеко, могила под горою,

Но много на пути судьба нам бед дарит.

 

И лишь один цветок волшебный нам в утешенье небом дан,

Силой чудной и целебной полон дивный талисман.

 

Волшебный тот цветок приносит зол забвенье,

Таинственным огнем он нам сжигает кровь,

Он в душу льет певца восторг и вдохновенье.

О, чудный талисман, тебя зовут любовь.

Восьмые в левой руке в средней части, вероятно, имитируют звучание старинной лютни или арфы. Кстати, в Хоре менестрелей имеется авторская ремарка - менестрели поют, аккомпанируя себе арфами.

17. Немецкая песенка. Юмористическая музыкальная зарисовка. Остроумно переданы особенности йодля, тирольской песни, жанра, распространенного в альпийских районах южной Германии, Швейцарии и Австрии. Для него характерны частые переходы от грудного низкого регистра к высокому горловому фальцету.

В автографе первый период и его реприза выдержаны на басу ми-бемоль, что рисует нестройный хор загулявшей компании. Видимо Чайковский решил слишком смелым такое гармоническое решение для детской пьесы.

Это единственная пьеса, где не встречается пиано, а только F и mf.

18. Неаполитанская песенка. Точнее назвать эту пьесу Неаполитанским танцем, именно так назван номер из балета «Лебединое озеро». В балете мелодия поручена солирующему корнет –а – пистону и основана на подлинной неаполитанской песнке.

В техническом плане пьеса принадлежит к наиболее сложным в цикле. В программных требованиях она рекомендуется в пятом классе. Подвинутые ученики, конечно, исполняют ее раньше.

Интересно для педагогов сравнить нотный текст этой пьесы с текстом балетного номера, это сравнение поможет уточнить много ремарок, поставленных автором, так как динамический план разработан Чайковским более подробно.

Сложную техническую и психологическую проблему представляет для учеников переход ко второму, быстрому разделу. Можно порекомендовать мудрое решение Гольденвейзера начать ускорение постепенно. Педагогу также необходимо продумать наиболее подходящий вариант аппликатуры репетиций. Можно предложить 4, 3, 2, 1 или 4, 3, 2, 2.

19. Нянина сказка. Сложная пьеса, играется в четвертом, пятом классе. Название заставляет сразу же заставляет педагога совместно с ребенком искать программу, сочинять сказку, соответствующую музыкальному содержанию этой скерцозной, юмористической пьесы. При исполнении этой пьесы существенно умение переключатся с острой звучности аккордов первого раздела на певучее двухголосие в среднего.

20. Баба-яга. В наше время сказочный образ Бабы-яги приобрел несколько комические черты, но у Чайковского явно фигурирует первоначальное, исконное значение. Баба-яга – страшная, злая колдунья. Пьеса носит виртуозный характер. Она требует цепких пальцев в стаккатных последовательностях, хорошей координации, умения быстро переключаться. Мотивы чаще всего имеют ямбическое строение. Звук, приходящийся на сильную долю, как правило, завершает, а не начинает мотив. Есть некоторое тематическое сходство со Сценой у канавки из Пиковой дамы. Эту пьесу также не рекомендуется давать раньше четвертого или пятого классов.

21. Сладкая греза. Типичный для Чайковского лирический фортепианный романс. А.Николаев видит сходство мелодии этой пьесы с темой романса «Средь шумного бала». Методический разбор работы над мелодией дан в книге А.Алексеева – Методика обучения игре на фортепиано.

Необходимо обратить внимание ученика на сложный канон, встречающийся дважды, причем с разными окончаниями.

22. Песня жаворонка - это миниатюра, драгоценная жемчужина русской пейзажной лирики. Одна из специфических особенностей пьесы - прихотливая игра метрических акцентов. Непростая проблема педализация в построениях с форшлагами, преодоление двигательных сложностей пьесы и тщательное прочтение ремарок – делают работу над этой пьесой чрезвычайно полезной для ученика. Возможно исполнение без педали. Обычно числится в репертуаре 2-3 классов.

23. Шарманщик поет. Еще одна мелодия, записанная П.И.Чайковским в Италии, использована также в цикле «12 пьес средней трудности» в пьесе под названием «Прерванные грезы».

Музыка, где присутствует образ шарманки, ассоциируются обычно с монотонностью и механичностью исполнения. В данном случае все не так. Главным героем является не шарманка, а уличный певец.

24. В церкви. В большинстве советских изданий фигурирует под названием «Хор». В первом разделе использована музыка и текст покаянного псалма «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Во второй части, перекликающейся с заключением Утреннего размышления, слышится мрачный звон церковных колоколов.

 

---------------------

Изучение «Детского альбома» П.И.Чайковского отнюдь не ограничивается прохождением отдельных пьес. Существует множество форм работы педагога и со всем циклом - концертное или театрализованное исполнение. Детский альбом благодатный материал для создания переложений, а пьеса «В церкви» может быть исполнена хором детей. Большое распространение получили спектакли по Детскому альбому.

Творческая работа над циклом требует огромного труда педагога и душевной отдачи, напряженного слухового опыта и стремления к новым знаниям. Однако эти затраты интеллектуальной и эмоциональной энергии с лихвой окупаются введением ученика в художественное пространство Детского альбома П.И.Чайковского, приобщают его к миру высших духовных ценностей отечественной и мировой культуры.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.