Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права.






Гражданское процессуальное право – это отрасль права, включающая в себя совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между участниками гражданского процесса и судом общей юрисдикции всех инстанций при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Гражданский процесс – это урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения отнесённых к ведению судов гражданских дел.

Наука гражданского процессуального права изучает общественные отношения, складывающиеся в деятельности судов по рассмотрению гражданских дел и выполнению задач, возложенных на суд как орган правосудия. Она анализирует причины возникновения гражданско-правовых споров и дел в судах, обобщает судебную практику, даёт рекомендации по совершенствованию норм процессуального права.

Объектом науки гражданского процессуального права являются гражданское процессуальное право как отрасль права и общественные отношения, складывающиеся в процессе отправления правосудия в судах общей юрисдикции, взятые в их развитии. Её предмет – вопросы теории и истории гражданского процессуального права.

Следует различать предмет гражданского процесса и предмет гражданского процессуального права. Предметом гражданского процесс а как деятельности по осуществлению правосудия, протекающей в определённой процессуальной форме, являются конкретные гражданские дела. Предметом гражданского процессуального права как правовой отрасли служит сам гражданский процесс, т.е. деятельность суда и других участников, а также в определённой степени и деятельность органов исполнения судебных постановлений.

Есть иная точка зрения на предмет гражданского процесса и гражданского процессуального права. Некоторые учёные утверждали, что деятельность государственных органов и общественных организаций по разрешению споров о праве и защите права следует считать гражданским процессом. А гражданское процессуальное право есть совокупность норм права, регулирующих порядок деятельности всех органов государстве и общественных организаций по защите права. Критика: гражданский процесс – форма деятельности только судов общей юрисдискции, осуществляющих правосудие. Нельзя отождествлять судебную и иные формы защиты права.

Гражданское процессуальное право регулирует общественные отношения диспозитивно- разрешительным методом. Инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам. Также от их волеизъявления зависит обжалование судебных актов и их исполнение. Большинство норм гражданского процессуального права носит разрешительный характер.

Среди всей совокупности процессуальных норм можно выделить нормы, общие для всех трёх видов судопроизводства и стадий гражданского процесса. Они определяют задачи гражданского судопроизводства, закрепляют принципы гражданского процесса, устанавливают круг лиц, участвующих в гражданском деле, доказательства, процессуальные сроки и т.д. Эти нормы выделены в раздел I ГПК РФ «Общие положения» (т.н. «Общая часть» ГПК РФ).

Процессуальные нормы объединены в большие группы: производство в суде первой инстанции, производство в суде кассационной инстанции, пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, исполнительное производство. Внутри совокупности норм постадийного регулирования есть нормы разного уровня действия. Так, многие процессуальные нормы искового производства имеют общее значение для других видов судопроизводства.

Специфику каждого вида судопроизводства отражают отдельные нормы, их комплексы (исковое производство – комплекс норм в виде обеспечения иска, предъявления встречного иска).

Гражданское процессуальное право в своей системе содержит образования правовых норм, которые называются институтами: институт подведомственности, подсудности, иска, лиц, участвующих в деле, и т.д.

Институт – это совокупность процессуальных норм как общего, так и специального, конкретизирующего характера, расположенных иногда в различных источниках процессуального права, но регулирующих на всех стадиях процесса, всех видах судопроизводства одну группу процессуальных отношений. Отличающихся своим предметом регулирования.

+ нормы, касающиеся исполнительного производства (ФЗ «Об исполнительном производстве»). Суд осуществляет контроль за законностью при исполнении судебных актов и актов иных органов в установленной процессуальным законом форме.


1. 2. Система и устройство арбитражных судов в России.

Существует точка зрения, что АС- это специализированные суды РФ. С точки зрения доктрины АС нельзя назвать специализированными судами в РФ. Закон о судебной системе РФ не позволяет назвать АС специализированными, т.к. с точки зрения закона предполагается, что специализированными могут называться суды одной ветви власти. Хотя, безусловно, у АС своя, присущая только им компетенция.

АС в отличие от судов общей юрисдикции не имеют судов уровня субъекта федерации. Например, мировые судьи- это суды субъектов РФ, но их решения в апелляции проверяются районными судами, которые имеют федеральный уровень. Все АС являются федеральными судами. Такой статус судов закреплен в Законе о судебной системе, Законе об АС.

Предпосылки исторического характера

АС появились не на пустом месте. Принято считать прообразом АС органы Госарбитража, которые существовали до 1991 года, когда был принят Закон РСФСР об АС. У АС есть очень длительная история. Фурсов очень много занимался судоустройством называет дату 1135 год- первое упоминание о торговых судах, которые он считает предшественниками современной системы АС.

Как система, АС возникли в начале 19 века: первый суд был в 1808 году по аналогии с некоторыми судами во Франции. В мае 1832 года- Указ императора Николая Первого были учреждены учреждения АС и Устав торгового судопроизводства (действовал до 1917 года). Потом все торговые суды были упразднены, за исключением коммерческих судов, которых до 1917 года осталось 4: в Москве, Петербурге, Варшаве, Одессе.

В 1917 году все эти органы и суды были упразднены. В 1922 году были образованы арбитражные комиссии, которые рассматривали имущественные споры между учреждениями и предприятиями, а в 1931 году появились органы Госарбитража, которые просуществовали до 1991 года.

Когда готовилась наша Конституция, не стоял вопрос о том, сохранить ли в качестве самостоятельной ветви АС, а вопрос был в том, сохранить ли такое название (т.к. такое название всегда будет ассоциироваться с органами Госарбитража). Т.к. за рубежом такое название подразумевает частное разрешение споров, а не государственное.

Когда готовилась Конституция, были различные предложения относительно наименования: предлагали называть экономические суды, хозяйственные, торговые суды. Любое из этих названий могло прижиться, т.к. отражает существо тех споров, которые находятся в компетенции АС. Но решили оставить название- АС РФ. Хотя на сайте ВАС, и в документах перевода указывается «Высший коммерческий суд», чтобы иностранцы отличали от третейских судов.

Почему сохранили название? Это дань традиции, чтобы было понятно, что эти суды вышли из Госарбитража, и судьи были оттуда. Это была самая ближняя и понятная идея для сохранения термина АС. Вторая причина- отражение в названии существа судопроизводства. И в Законе 1991 года об АС, и сейчас в числе задач арбитражного судопроизводства, называется задача суда принять все меры для мирного урегулирования спора.

Один из важных документов в связи с созданием АС- Постановление ВС СССР от 24 октября 1991 года «О концепции судебной реформы». Большая группа ученых работала над этой реформой. Многие идеи этой реформы реализуются и сейчас. В концепции предусматривалось создание АС, дифференциацию гражданского судопроизводства. Предлагалось учитывать опыт органов Госарбитража, присоединить к судам общей юрисдикции ветки арбитражной юстиции (большая специфика дел, рассматриваемых арбитражем, более гибкая форма разрешения дел, письменный процесс, нет большого количества свидетелей, оперативный процесс, особая метода принятия решения, когда стороны становятся на подиуме, склоняясь перед судьей, а судья пытался мирно урегулировать спор).

Сейчас действует ФКЗ Об АС РФ от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ. После КРФ это был второй закон о судах, который был принят (после Закона о КС). В этом году проходит празднование 20-летия системы АС. Мы уже можем подводить какие-то итоги. За эти годы было сделано довольно много: и с точки зрения формирования законодательной базы, и практики.

Все АС являются судами федерального уровня, все они создаются на базе ФКЗ и ФЗ как суды федеральные. Все судьи АС назначаются на федеральном уровне- Президентом. Глава ВАС назначается СФ по представлению Президента.

Ст. 3 Закона об АС определяет систему АС. На первом месте стоит ВАС. Но на самом деле первый уровень- это АС суды субъектов РФ (АС первой инстанции в республиках, краях, автономных округах, городах федерального назначения). Это говорит об их местоположении, но не об их устройстве.

1) АС субъектов федерации- АС Первой инстанции (81 суд в системе АС);

2) Арбитражные Апелляционные Суды (ААС)-это второй уровень (20 судов); \

3)Федеральные Арбитражные Суды округов (ФАС)-это третья инстанция- кассация (10 судов)-хотя переименовать в окружные арбитражные суды. Таким образом, у суда округа сейчас есть ещё первая инстанция- дела по заявлениям о присуждении компенсация;

3) ВВысший Арбитражный Суд-с августа-Верховный суд 4-ой (высшей) инстанции- надзор (1 суд).

4) Суд по защите интеллектуальных прав- АС (специализированный суд).

Ранее в одном суде было два суда: и первая инстанция, и апелляция. Был установлен запрет на рассмотрение дела в апелляции тем судом и теми судьями, которые рассматривали дело в первой инстанции. И очень мало подавалось апелляционных жалоб в силу недоверия. Сейчас суды общей юрисдикции могут столкнуться с этой проблемой.

В 2003 году было внесено изменение в закон и были созданы 20 самостоятельных судов апелляционной инстанции по окружному принципу (на 83 субъекта-20 судов). Вся РФ была разделена на 10 округов, не связанных с административно-территориальном делении. По кассационным округам- это ст. 25 Закона об АС. Несмотря на сложности законодательного решения этого вопроса, с 1 января 1996 года 9 из 10 судов начали работать (ФАС Поволжского округа начал работать).

ВАС имел полномочия суда первой инстанции- ст. 34 АПК. Это родовая подсудность. Но здесь полномочия суда первой инстанции очень ограничены: дела, связанные с нормоконтролем (оспаривание правовых актов Президента, Правительства и Федеральных Министерств), дела об оспаривании ненормативных актов Президента, Правительства и Парламента, экономические споры между субъектами РФ, РФ и субъектами. Решение ВАС является окончательным и может быть выдан сразу исполнительный лист.

Надзорное производство возбуждается тогда, когда есть основания для отмены решения в порядке надзора. Это ст. 304 АПК- нарушение единообразия в толковании и применении норм права, нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права, нарушение интересов, прав неопределённого круга лиц и иные публичные интересы. Это три группы оснований, которые позволяют пересмотреть дело в порядке надзора. Это было предметом проверки в КС. Заявитель полагал, что невозможность проверки кассационных актов АС нарушает КС, то КС сказал, что законодатель мог ограничить круг дел, которые вступают в силу в суде кассационной инстанции, т.к. в т.ч. такие дела могут быть пересмотрены в порядке надзора.

Все дела в первой инстанции ВАС рассматриваются в коллегиальном составе (3 суда).

Сейчас ВАС осуществляет надзор (пересмотр вступивших в законную силу нормативных актах), а также дача разъяснений по вопросам судебной практики: Постановления Президиума и Постановления Пленума ВАС (судебное толкование ВАС). С недавних норм такие постановление приобрели иное звучание, с иными юридическими последствиями. На законодательном уровне за Постановлением Президиума ВАС и Постановлением Пленума ВАС признан характер источника права (ст. 170 АПК- в мотивировочной части своего решения суд может сослаться на постановление Пленума или Президиума ВАС, принятого в порядке надзора). В Главе 37 АПК в числе новых обстоятельств, которые позволяет пересмотреть вступивший в законную силу акт, указывается Постановление Президиума и Пленума, в котором предусматривается правовая позиция по конкретному делу. Это позволяет придать конкретному решению обратную силу: пересмотреть по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебный акт. Такой пересмотр ограничен сроками и невозможностью поворота к худшему. Например, если решения принято в пользу налогоплательщика, нельзя пересмотреть дело так, чтобы это ухудшало права налогоплательщика.

Нельзя говорить о прецедентном праве, но влияние таких позиций на формирование судебной практики очевидно.

У нас сейчас в системе АС два суда имеют по одной процессуальной функций: АС субъектов (только полномочия по первой инстанции) и ААС (проверка судебных актов, не вступивших в законную силу). Кассационные суды после принятия ФЗ № 168 и ФЗ № 169 стали рассматривать дела о присуждении компенсации за нарушение права на рассмотрение дела в разумный срок. – после решение ЕСПЧ по делу Бурдов против России (второе дело, т.к. первое дело не было исполнено). В судах общей юрисдикции такие вопросы решаются судами областного звена. В система АС этим занимаются ФАС округов. Определение категории разумного срока предполагает учет всего времени процесса (пока дело не рассмотрено до конца, а кассация- это последняя инстанция). Таким образом, у суда округа сейчас есть ещё первая инстанция- дела по заявлениям о присуждении компенсации.

Особенность кассации- проверка вступивших в законную силу судебных актов. фактические обстоятельства не пересматриваются, не переоцениваются, новые доказательства не принимаются. У суда апелляционной инстанции, напротив, задача стоит в повторном рассмотрении дела. Новые доказательства могут быть представлены, если будет указано, что невозможно было рассмотреть такие доказательства в суде первой инстанции. Проверяется как юридическая сторона, так и фактическая сторона. Суд дает оценку фактическим обстоятельствам дела. Он может переоценить выводы, дать новую оценку. Если проверяется судебное решение, то суд апелляционной инстанции должен рассмотреть дело сам. Если проверяется решение, то апелляционный суд должен передать решение сам, не передавая дело на новое рассмотрение.

АС первой инстанции рассматривает все дела, отнесенные к подведомственности АС, за исключением некоторых дел.

АС меньше, чем субъектов РФ. На территории одного субъекта РФ может осуществлять правосудие один АС, на территории одного субъекта может осуществлять полномочие несколько АС. Например, есть АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области: один АС на два субъекта федерации.

Особо следует сказать о новом созданном суде- Суде о защите интеллектуальных прав. У него особая, специальная компетенция. Создание специализированного суда предусмотрено ФЗ О судебной системе и предполагалось, что такие суды могут создаваться в системе судов общей юрисдикции. Но таких судов в системе общей юрисдикции нет. Суд по защите ИП начнет свою деятельность с 1 февраля 2013 года. Нужен срок для назначения судей на судейские должности. По закону предусмотрено 30 судей. Требования для судей: возраст: не менее 35 лет, стаж юридической профессии не менее 7 лет, приоритет будет отдаваться тем лицам, которые помимо юридического образования имеют второе образование (в области науки, техники). Требования такие же, как и для судей ФАСов округов, за исключением положения о приоритет кандидатов со вторым высшим образованием.

Это суд, в котором две инстанции:

1) Первая инстанция + кассация (функции кассации будет осуществлять Президиум Суда по Интеллектуальным правам). В судах общей юрисдикции областного звена Президиумы выполняют функции кассационного, надзорного суда. В АС Президиумы выполняют организационные вопросы. Функции надзорного производства в ВАСе осуществляет Президиум ВАС. Здесь тоже аналогия такая есть. Мы использовали опыт построения уже действующий.

Учитывалась также практики Европейского Суда в Люксембурге.

 

По поводу изменений:

В целом после объединения судов сама система изменится не очень. Высшими судебными инстанциями останутся две — Конституционный суд РФ, которого не касаются изменения, и Верховный суд РФ. Их деятельность будут обеспечивать аппараты соответствующих судов (подп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ).

Система нижестоящих федеральных судов будет единой, с разделением на федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды (см. схему). К первым будут относиться верховные суды респуб­лик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В сис­тему арбитражных судов войдут арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ, а также специализированные арбитражные суды (п. 1, 10 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). К последним пока относится только Суд по интеллектуальным правам, который изменения затронуть не должны.

Обеспечивать деятельность перечисленных судов будет Судебный департамент при Верховном суде РФ, который сейчас занимается вопросами обеспечения только судов общей юрисдикции (подп. «б» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). Сейчас обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет сам ВАС РФ, а обеспечение его деятельности лежит на аппарате этого суда (п. 3 ст. 30 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в действующей редакции).

Интересно, что вопросами финансового обеспечения деятельности Высшего арбитражного суда РФ уже через два месяца после вступления в силу Закона о поправке, то есть с 7 апреля, будет заниматься Верховный суд РФ и Судебный департамент при Верховном суде РФ в пределах своих полномочий (п. 2 ст. 25 Закона о Верховном суде). А это, очевидно, лишит Высший арбитражный суд РФ самостоятельности задолго до запланированной даты его фактического упразднения.

Председателя единого Верховного суда назначит Совет Федерации

Возглавлять новый Верховный суд будет председатель, который будет иметь первого замес­тителя и семь заместителей — председателей судебных коллегий по должности (п. 2 ст. 4Закона о Верховном суде).

Как и сейчас, председатель Верховного суда РФ будет назначаться Советом Федерации ФС РФ на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 2 ст. 6.1 Федерального конституционного закона от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 Закона о Верховном суде). Занимать свой пост он также сможет бессрочно, в том числе при превышении предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет. Порядок назначения заместителей председателя также не изменится, и занимать свои должности они вправе до достижения возраста 70 лет, зато назначаться могут неоднократно.

В составе нового Верховного суда так же, как и сейчас, преду­смотрены Пленум и Президиум, а также семь судебных коллегий.

Законом о порядке отбора кандидатов установлено количест­во судей, которых будут набирать в пять коллегий первого состава объединенного суда. Так, на судебную коллегию по административным делам отводится 33 судьи, на судебную коллегию по гражданским делам — 32 судьи, судебную коллегию по экономическим спорам — 30 судей, судебную коллегию по уголовным делам — пять судей. Председатели и судьи всех коллегий будут назначаться председателем ВС РФ (подп. 10 п. 3 ст. 12 Закона о Верховном суде).

Еще две коллегии, помимо перечисленных, — апелляционная и дисциплинарная — будут формироваться из состава уже назначенных судей Верховного суда. Шесть членов Дисциплинарной коллегии будут избираться сроком на три года Пленумом ВС РФ по представлению председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода (п. 2 ст. 11 Закона о Верховном суде). В Апелляционную коллегию войдут десять судей ВС РФ, избранных сроком на пять лет на эти должности Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ (п. 1 ст. 8 Закона о Верховном суде).

За ликвидацию ВАС РФ будет платить Верховный суд и его Судебный департамент

Хотя Закон о поправке уже вступил в силу, фактически процесс объединения судов и переезда нового Верховного суда РФ в Санкт-Петербург, вероятно, будет длиться намного дольше.

Финансовые вопросы ликвидации Высшего арбитражного суда РФ решать будет действующий Верховный суд РФ совместно с Судебным департаментом при нем (п. 3 ст. 25 Закона о Верховном суде). При этом объем бюджетных расходов, выделяемых сегодня отдельно для ВАС РФ и отдельно для ВС РФ, сохранится на следующие за объединением три года (п. 4 ст. 25Закона о Верховном суде).

Законом о поправке переходный период, по истечении которого должен быть упразднен ВАС РФ и создан новый Верховный суд РФ, определен как полгода, а не 180 дней, со дня вступления в силу Закона о поправке. При этом в законе сказано, что нынешние судьи ВАС РФ и ВС РФ осуществляют свои полномочия вплоть до начала работы объединенного Верховного суда РФ. То есть в том случае, если сформировать его к установленному сроку не выйдет, Высший арбитражный суд РФ будет работать дольше, чем планировалось. Так, например, вышло с Судом по интеллектуальным правам.

Суд по интеллектуальным правам после объединения Верховного и Высшего арбитражного судов РФ выйдет из арбитражной системы и будет функционировать самостоятельно, передает РАПСИ слова главы Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова.

" В связи с объединением двух верхних судов уже начавший работать СИП выйдет из системы арбитражных судов и будет заниматься всеми интеллектуальными правами, и не только промышленными и средствами индивидуализации", – сказал Крашенинников сегодня на заседании Совета по культуре при председателе ГД.

Суд по интеллектуальным правам, по его словам, будет в качестве кассационной инстанции выполнять функцию по защите авторских прав по отношению к физическим и юридическим лицам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.