Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конкуренции и ее виды, участники конкурентного рынка. Типы конкурентного поведения. Типы конкурентных фирм.






Конкуренция – это борьба между предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпр. деятельности.

Конкуренция разделяется по методам на: ценовую и неценовую.

Ценовую конкурентно может навязать сильный лидер или начать ведущее предприятие в отрасли, чтобы избавиться от конкурентов. Методы ценовой конкуренции: уменьшение издержек ни производство товара; уменьшение издержек на обращение.

Неценовая конкуренция построена в основном на качестве товара, его характеристике. Методы: изменение свойства продукции, совершенствование услуг, сопутствующих товару; изменение ассортимента.

На конкурентном рынке выделяют пять участников:

1. Лидер рынка, контролирующий около 40% рынка;

2. Претендент на лидерство, контролирующий 30% рынка;

3. Ведущий – доля рынка составляет 25%;

4. Ведомый – доля контролируемого рынка 20%;

5. Новички (окопавшиеся) – доля на рынке составляет около 10%.

Стратегия лидера направлена на защиту своих позиций; стратегия претендента - на атаку; ведущие и ведомые следят за действиями первых двух участников; новички лишь ищут свою рыночную нишу.

Развитие конкуренции привело к выделению трех типов поведения предпринимательских фирм:

1) Креативное конкурентное поведение - действия направлены на создание новых рыночных отношений.

2) Приспособленческое – действия направлены на учет новшеств у конкурентов, попытку определить их действия, связанные с модернизацией производства и обращения.

3) Обеспечивающее или гарантирующее – действия направлены на сохранение достигнутых позиций на рынке за счет снижения цен, улучшения качества товара, изменения ассортимента, оказания гарантийных и других услуг.

Практика выделила следующие типы предприятий-конкурентов:

– Виоленты – крупные высоко устойчивые фирмы с массовым производством.

– Пантенты – специализированные фирмы, работающие в своих нишах.

– Эксплеренты – мелкие и средние фирмы экспериментального производства.

– Коммунанты – мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости маневра.


6. Конкуренции и системе предпринимательства: типы конкурентного рынка, методы недобросовестной конкуренции.

Существует 4 типа конкурентного рынка: рынок идеальной, монополистической конкуренции, олигополия и монополия.

Идеальная конкуренции характеризуется участием в рынке опред. продукции множества мелких фирм. Производств. и маркетинговые распоряжения отдельной фирмы не могут оказывать серьезного влияния на цены, т.к. все эти фирмы выпускают однородн. продукцию.

Структура идеальной конкуренции характеризуется признаками:

1)Наличие множества производителей и покупателей однородной продукции.

2) Продавцы и покупатели одинаково осведомлены, что происходит на рынке.

3) Вход на рынок и выход свободен.

В структуре монополистической конкуренции также много мелких производителей и продавцов. Их продукция не равнозначна, она дифференцирована по качеству, размеру и весу, что позволяет покупателю отдавать предпочтение продукции к.-либо фирмы. Признаки:

1) Наличие большого количества мелких и средних предприятий.

2) Деятельность отдельно взятых фирм мало влияет на рыночные цены.

3) Продукция дифференцирована по качеству.

4) Фирмы могут участвовать в рынке или уходить с него без всяких ограничений.

5) Доступ информации затруднителен.

Олигополия – это состояние конкурентного рынка, когда небольшое количество крупных фирм производит или продают продукцию в количествах, чтобы влиять на рыночные цены и на ценовую политику др. фирм. Для неё характерна неоднородность качества продукции. Фирмы участники рынка тратят огромные деньги, чтобы убедить покупателя в том, что разница в качестве продуктов больше, чем на самом деле. Признаки олигополии:

1) Число фирм невелико, есть крупные.

2) Продукция неоднородна по качеству.

3) Появление в отрасли новых участников ограничено.

4) Ограничен доступ к информации.

Монополия - полная противоположность идеальном конкуренции. Вместо множества мелких фирм рынок обеспечивается продукцией одной крупной фирмой.

Существует несколько типичных признаков монополии:

1) На рынке действует только одна фирма.

2) Уникальная продукция.

3) Фирма-монополист не допускает появления на рынке новых предприятий.

4) Доступ к информации ограничен.

Существует как добросовестная, так и недобросовестная конкуренция.

Недобросовестная – любые действия субъектов, направленные на получение преимуществ против соперников, которые противоречат действующему в данной стране законодательству, обычаям, правилам делового общения, разумности, справедливости, и которые могут привести к убыткам конкурентов или нанести ущерб их деловой репутации. Методы недобросовестной конкуренции:

1) Самовольное использование товарного знака фирм, наименование маркировки товара, самовольное копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров.

2) Распространение неверных сведений или представление точных сведений в извращенном смысле, которые могут нанести ущерб репутации и кредитоспособности

3) Некорректное сравнение товаров конкурентов в процессе рекламной деятельности.

4) Приобретение коммерческой тайны конкурентов без их согласия, самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации.

5) Прямой обман потребителей и заказчиков.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.